Колымская рапсодия. Глава 15

Суета с телеграммой закончилась также быстро, как и началась: пока он бегал по посёлку, суетился и всем рассказывал, что он теперь отец – почта благополучно закрылась – всё таки выходной день! Михаил помчался в контору прииска, хотел позвонить оттуда соседке родителей, но занимать линию частными разговорами ему никто не разрешил, да и при разнице во времени в восемь часов, звонить было более чем бессмысленно! Поэтому он пошёл домой, заранее в уме сочиняя текст телеграммы, которую завтра с утра, непременно отправит матери.

Но с самого утра события начали развиваться совсем не по его сценарию, и с пугающей быстротой. Михаил еще только умываться начал, как услышал шум подъехавшей машины и звонкий Юлькин голосок:

– Кончай ночевать, выходи строиться! Это где ж видано, за мазутным шофёром, легковую машину послали, а он спит небось, и в ус не дует! – и тут же загудел звук сигнала и снова крик:

– Мишка, выходи!

Наскоро, кое как умывшись, благо, хоть побриться успел, Михаил быстро оделся и выскочил на улицу:

– Что за пожар, тётка Юлька?

– Давай, давай! Поехали быстрее, тебя начальство в полном составе ждёт!

– Да поехали, поехали… Только скажи, что произошло?

– Я, честно говоря, сама толком не знаю, куда то срочно ехать надо!

В большом знакомом кабинете собралось всё поселковое начальство. Накурено было так, что очертания сидевших, виднелись смутно. Михаила видимо давно ждали, и как только он переступил порог кабинета, все разом смолкли и повернулись к нему.

– А, вот и наш водитель прибыл! – встретил его Иван Евтеевич, – проходи, и скажи нам, как ты думаешь, потянет твой «Краз» 60 тонн?

От неожиданного вопроса Михаил растерялся. Не то чтобы он не знал, уверенности не было. Работая на этом автомобиле, приходилось возить и 30-40 тонн, но 60….!

– Честно сказать, я не думал над таким вопросом. Но по всем характеристикам и учитывая недавний ремонт двигателя, думаю что потянет. А на какое расстояние?

– Вот послушай, и давай советоваться. Нам, вместе с прийском «Широкий», выделяют новейшие бульдозеры ДЭТ-250, четыре штуки. Пришли они морем, находятся в Магадане. За перевозку берётся Аткинская автобаза, но так как у них очередь на доставку тяжеловесов, трактора к нам попадут не раньше конца осени. На Широком есть хороший «трал», но нет приличного тягача, в связи с этим возникает вопрос: сможем ли мы сами перевезти новую технику?  Михаил ненадолго задумался.

– Дело для меня конечно новое, технику большегрузную я ещё не возил, но если дело только за мной, то постараюсь не подвести!

– Ну тогда значит так и порешим! Сейчас я звоню в Северовостокзолото и обрисовываю им картину, вторую машину обеспечения даст Широкий, топливозаправщик будет с вами рядом постоянно. Объезды на мелких мостах через речки уже готовят, гидростроители добро на провоз через Колыму – реку, тоже добро уже дали. Что ещё? Кого вторым водителем пошлёшь, Осипенко?

– Если не возражаете, Валерия Талецкого. Тоже из молодых, зарекомендовал себя грамотным специалистом.

– Ну, добро. Давайте, машину в гараж, техобслуживание по полной! Завтра с утра едете цеплять трейлер, и вперёд – на Магадан. Вопросы?

Вопросов у Михаила не было, и он пошёл в гараж. Семён Семёнович через некоторое время присоединился к нему по дороге,

– Ну что, Альбатрос, не подведет техника, как думаешь?

– Да что ты, Семёныч, всё по нескольку раз перебранное, лишь бы не заплутать, я то в Магадане только один раз и был, да и то с Близнюком! И машину почти всё время он вёл. Нет, дорогу то я знаю, но всё равно боязно!

– Это ты брось, Мишаня. Не один поедешь. Я ведь тебя уже не первый день знаю и скажу по совести, как водитель ты неплохой, и как человек зарекомендовал себя не с самой плохой стороны!  А вот если этот рейс у тебя получится, а я верю, что всё будет нормально, считай, что за все прошлые грехи ты реабилитировался!

– Да! Кстати, Семёныч, ты ж ещё наверное не в курсе, я вчера письмо получил, вот самая главная новость – у меня сын оказывается растёт, а я и не знал! Ты представляешь, у меня сын! А зовут его, знаешь как? Михаилом! – и он счастливо рассмеялся. – Да я за такую новость, все трактора области на себе перетаскаю!

– Ну, сын, это дело хорошее! Наследник значит! А супруга твоя отошла уже от твоей выходки? От неё письмо?

– Нет, Сёмёныч, письмо от матери. Я вот сейчас сбегаю на почту, телеграммку мамане отошлю и с чистой совестью поедем новую специфику осваивать. У меня со вчерашнего, ещё всё поёт внутри!

– Ну беги, недолго только! Я пока распоряжусь, чтобы машину загнали в бокс и Талецкому скажу, чтобы тоже, значит собирался! Я думаю, тянуть не будем, дело срочное, в ночь и поедете! Давай, беги! Мамане привет передавай, скажи – Семёныч кланяется! – и улыбаясь в прокуренные усы неспешной и деловитой походкой направился к гаражу.

Дела почтовые Михаил завершил быстро, и не медля ни минуты лишней, прибежал в гараж, где его автомашину уже загнали в бокс, и все кто мог держать в руках ключи, ходили вокруг.

– Ну что, слесари – наладчики, готова машина к бою? – ещё от дверей крикнул Михаил, подходя поближе и здороваясь.

– Готова, готова – подтвердил Валерий Талецкий, который с этого дня стал напарником Михаила.

– Ну тогда поехали! С собой берёшь что нибудь? – обратился Михаил к напарнику,

– Всё своё ношу с собой! – рассмеялся Валерий в ответ, – Что мне холостому да неженатому надо? Чемоданчик дорожный уже в кабине, харч какой – никакой тоже, всё остальное добудем в дороге!

– Ну, настроение бодрое, это радует. Дорогу знаешь, куда за тралом ехать?

– Да, конечно, я на Широком бывал, не заблудимся!

–  Ну и отлично, путёвку я уже взял, благословление от начальства тоже, так что садись, поехали!

Валерий полез в кабину, а Михаил, видя подъезжающего Близюка, побежал к нему:

– Привет, Юрец! Скажи мне, от Широкого на Магадан, по Тенькинской трассе не ближе будет? Ребята говорили, что она километров на сто короче, а? Как ты думаешь?

– Привет, привет. Во первых – с Широкого на Магадан дороги нет, надо идти на Большевик, а во вторых – конечно короче, вёрст на сто, точно. Только на неё лучше тебе с тралом не соваться. Дорога там уж больно трудная! И посёлков мало, так что – если что случись – труба!

– Да я пустым пойду, какая разница, а экономия во времени большая может получиться. Хочется и дело новое сделать и заодно трассу новую посмотреть. Ты ж сам говорил, что там зверья разного видимо – невидимо ходит! Может ещё и ружьишко дашь? Оно у тебя всё равно без дела за спинкой лежит, а мы вдвоём идём с Валеркой, может и подстрелим кого на жарёху?

– Да не проблема! Сейчас достану. Только смотри аккуратней. И с ружьём, и с дорогой. Запоминай, в посёлке Кулу, заправься под завязку, следующая заправка аж в Усть Омчуге. Не доезжая Транспортного, справа от дороги, отличная чифирня, прямо на берегу реки. Там и мужички завсегда есть, в случае чего подмогнут. На вот, ружьецо, счастливого пути! Да, вот патроны! Много нету, десяток всего. Дробь мелкая, смотри на мамонта не охоться! – и верный своей привычке звонко захохотал.

Машина, как будто чувствуя большую ответственность, возложенную на неё, вела себя отменно. Мотор работал чисто и ровно, своим весёлым посвистом навевая хорошее настроение. В посёлке Широкий их уже ждали, и подготовленный трейлер стоял в полной готовности. Для порядка несколько раз обойдя вокруг него Михаил и Валерий подписали акт приёмки и подсоединив тормозные шланги и трубки, медленно поехали со двора гаража. Михаил вёл машину, а Валерий перебирал бумаги, которые прилагались и к прицепу, и для получения и оформления груза в морском порту Магадана. Как ни быстро и споро ребята всё делали, в дорогу отправились, когда солнце начало клониться к краю земного небосвода. В это время на Севере, солнце практически не исчезает с неба. Может быть на час, или чуть больше, покидает оно небосвод, чтобы у себя в каморке, подправить свой яркий макияж.

На первый перевал Тенькинской трассы – Лашкалах, поднялись без особых проблем. Дорога была отгрейдерована и машина катилась по ней мягко и плавно, насколько позволяла ей вечная мерзлота, притаившаяся под нетолстым слоем дорожного покрытия.

Ещё в первые дни своей работы Михаил всё интересовался, ну почему же такую значимую для всей страны дорогу не заасфальтируют? Ему так и объяснили – из-за вечной мерзлоты! Михаилу правда ещё не доводилось испытать на себе крутой нрав подземных вод, выбрасываемых из под земли лютыми, зимними холодами. Но даже по рассказам бывалых водителей, можно было себе представить, какую опасность представлял собой гейзер ледяной воды, внезапно вырывающийся на трескучий мороз из разломов дороги. Борьба с наледями на Колымской трассе – это как бой Дон Кихота с ветряными мельницами. Дорожные службы, бывало, не везде и не всегда поспевали! Поэтому, зимой и летом утюжат тяжёлые грейдера дорогу – главную сухопутную артерию Крайнего Севера.

Дорожные дистанции, как их называют, разбросаны по всей трассе, в основном между крупными посёлками, чтобы в любую погоду, в любое время года, дорожники могли прийти на помощь водителям, попавшим в беду. И пока дорога не вызывает нареканий, про дорожные службы молчат, будто их и нет вовсе, но как только весенняя или осенняя распутица попортит трассу, так и понеслась бедная дорожная душа по острым и колким языкам шоферов всех мастей! И как их только не ругают, как не критикуют. Но случись поломка в дороге или завал на трассе, все глаза проглядят, ожидаючи спасителей в замасленных телогрейках, с серыми не выспавшимися лицами, которые как добрые волшебники, появляются из клубов морозного тумана или пыли, на своих допотопных тракторишках, всегда безотказных и верных, как тот Россинант!

Перевалив через последний пригорочек, машина выползла на вершину перевала. От увиденного, у обоих ребят захватило дух! Огромная «Татра» с прицепом – трубовозом, заваливаясь на бок, сползала в обрыв! Все колёса у обречённой машины, бешено крутились, дизель ревел, но сползающие в пропасть трубы упрямо тянули её за собой! Открыв дверь и наполовину высунувшись, водитель кричал, суетившимся возле погибающего автомобиля другим водителям, пытающимся помочь, бросая под колёса какие то доски и брёвна, которые тут же перемалываясь, выбрасывало с другой стороны!

– Прыгай! – уже сорвав голос кричали, помогавшие мужики, – Прыгай!

Побелев лицом, молодой парнишка закусив губу, упрямо жал на педаль «газа», заставляя «Татру» вгрызаться колёсами в дорогу! За долю секунды оценив ситуацию, Михаил направил своего «Краза» прямо к заваливающемуся тягачу. Валерий молниеносно, не говоря ни слова, так же правильно оценив ситуацию, спрыгнув на ходу, подхватил валявшийся на дороге трос и накинув его на буксирный крюк «Татры», хладнокровно ожидал подъезжавшего Михаила. Как только хватило длинны, Валерий тут же набросил трос на крюк своей машины и отскочив в сторону, тоже стал кидать под колёса «Татры» хоть что то, что могло замедлить сползание машины в обрыв!

Михаил включил заднюю передачу, потянул трубовоз  на подъём, прочь от коварного косогора. Если бы не трейлер, зацепленный за «Краза», дело пошло бы ещё быстрей, но тяжелый и неповоротливый прицеп ограничивал манёвренность. С жутким грохотом полетели в обрыв трубы, порвав наконец цепь, которая держала мёртвой хваткой груз, пристёгнутый к машине.

Вздохнув от освободившегося груза, «Татра» прыгнув вперёд, пошла прямо на таран автомобиля Михаила, который потихоньку пятился назад! Инстинктивно Михаил тоже нажал на «газ», заставляя ехать свою машину быстрей, и тут же раздался скрежет и звонкий удар! Связка машин остановилась, все кинулись к ним. Кто то пожимал руки Михаила, кто то похлопывал по плечам водителя трубовоза, стараясь успокоить и приободрить.

Когда улеглись первые радости, начали осматривать технику. «Татра» лишилась груза, трубы лежали так далеко внизу, что достать их своими силами, не было никакой надежды. Зато машина осталась целой и невредимой. А вот с машиной Михаила и Валерия, произошло самое страшное, что можно было себе только представить. У трейлера, которому в данный момент цены не было, погнулось сцепное устройство – дышло! Закурив, ребята молча стояли и смотрели на искорёженный прицеп. Подошли и все остальные. Молоденький парнишка, водитель «Татры», кинулся обнимать Михаила, но увидев повреждения, осёкся на полуслове. Слёзы выступили у него на глазах.

– Простите, ребята, я не нарочно!

– Да тебя никто и не винит!

Подошёл пожилой дядька с «автотэковской» трёхоски:

– Эх, молодёжь! Ну кто на эту трассу на трубовозе лезет! А вы хлопцы, вообще с трейлером запёрлись! Совсем уважение к Лашкалаху не имеете! Тут такие «зубры» похоронены, не вам чета. Здесь без прицепа и то, «шёпотом» ехать надо! А вы тут, как на магаданском проспекте лихачете!Смотри, как дышло изуродовали! Тут без сварки теперь не обойтись! А то и по новому всё делать, как бы не пришлось!

Подошёл ещё один водитель, ничуть не моложе, c громадного «Маза» с традиционным свирепым медведем на капоте, гружёного углём, такой огромной кучей, что машину и видно не было – сплошной уголь:

– Что ты раскудахтался, куды заехали, куды попёрлись! Ты и на погост на своей трёхоске поедешь по старой дорожке, а ребята молодцы! Смотри, какие грузы уже по Теньке таскают! Это дорожникам надо холки намылить, чтобы они прижимы пошире делали! А вы ребята, не обращайте внимания, это Топорин Колька, нытик известный! Давайте думать, как выбираться из этой передряги. Я думаю, надо потихонечку спускаться с перевала, в сторону Аян – Юряха, там дорожники стоят, у них и сварка наверняка есть, и кузница. Хоть и маленькая, но всё же!

Михаил с Валерием с сомнением покачали головами:

– Как спускаться, водило почти оторванное, трал не удержится за тягачом, совсем оторвётся на повороте!

– Не оторвётся, я его сзади на растяжку тросом держать буду, мне всё равно в ту сторону ехать, тут не так уж и далеко, километров с пятнадцать до посёлка. Вы сами то откуда?

– С Мальдяка.

– А куда?

–  В Магадан.

– Ну и ладно. А я в Усть Омчуг! Вместе поедем, у меня там прицеп стоит.

Молодой виновник переполоха тоже помогал чем мог: суетился, бегал. Кувалдой, на сколько смогли, выровняли злосчастное дышло. Вышло довольно коряво, но на несколько километров должно было хватить. Пока занимались с прицепом, время неумолимо подошло к полуночи. Сумерки выползли из расщелин перевала. Непонятно откуда опустился туман, а может это были и облака, прижатые к вершинам сопок силами тьмы. Все звуки стали глуше, даже стук кувалды не был слышен дальше четырёх – пяти шагов. Силуэты людей стали расплывчаты, всё стало похоже на театр теней. Потихоньку машины стали разъезжаться…