Деятельность Акционерного общества Союззолото по решению транспортных проблем Колымского приискового района в 1928-1931 гг.

Территория Северо-востока России характеризуется суровыми природными условиями, малонаселенностью, отдаленностью от промышленных центров, слабым развитием экономики и транспортной сети.

Особенности исторического развития Северо-Востока России в начале ХХ века, а также географическое положение и природные условия, обусловили зависимость его хозяйства от вывоза продукции рыбных промыслов и благоприятствовали развитию внешних морских перевозок. Во второй половине 20-х годов плавание судов в этом районе проходило в неблагоприятных условиях связанных с отсутствием маяков и портовых пунктов на побережье Охотского моря. Местные транспортные средства для связи с побережьем были слабы и не организованы.

В 20–е годы ХХ столетия в географическом и геологическом отношении эта территория почти полностью представляла «белое пятно». Данное положение вещей служило препятствием и тормозило освоение, и только необходимость СССР в валютных поступлениях заставила форсировать исследование территории Северо-востока, тем более что сведения о значительных запасах минерального сырья в недрах края появлялись все чаще.

В 1920 годы территория Колымо-Индигирского края в административном отношении относилась к Оймяконскому району Якутского округа Якутской АССР.

В 1923 году поисково-разведочная партия, снаряженная Народным комиссариатом торговли и промышленности Якутской АССР, открыла богатейшее месторождение золота на Алдане (ключ Незаметный). В апреле 1923 года туда прибыла организованная Якутским правительством старательская артель в составе 30 человек.

В апреле 1925 года СНК СССР выделил 100 тыс. рублей на организацию комплексной экспедиции Академии наук СССР по изучению производственных сил Якутской АССР. В Якутию  были направлены 200 специалистов по различным отраслям знаний. Они составили костяк Комиссии по изучению естественных производительных сил Якутской  СССР при АН СССР. Основной задачей экспедиции было: «… изучение вопросов транспортной проблемы на фоне освещения золотоносных районов Якутии и географии полезных ископаемых». Результаты исследований изложены в 36 специальных выпусках и 18 томах «Трудов Якутской комиссии».

Наиболее значимой была экспедиция С.В.Обручева  в Верхоянско-Колымский край. В план экспедиции входила проверка заявки некого Николаева на наличие платины в районе Чыбагалаха левого притока р. Индигирки. Эта была первая геологическая экспедиция на юго-востоке Верхоянско-Колымского края. Этот край по словам С.В.Обручева оставался столь же таинственным, как верховья р. Конго в начале 19 века. Итогом экспедиции стало открытие на Северо-Востоке России мощного хребта, самого высокого во всей Северной Сибири. Хребет Черского оказался последним великим хребтом во всем Северном полушарии.

Огромное влияние на освоение Северо-Востока оказала деятельность двух акционерных обществ «Союззолото» и «АКО» (Акционерное Камчатское общество). Всесоюзное государственное акционерное общество «Союззолото» было организовано в 1927 году решением СНК СССР в целях быстрого увеличения добычи золота в СССР. В июле 1927 года создано АКО. В сферу деятельности общества входили острова Охотского моря и побережье. Ему предоставлялась право эксплуатации рыбных, пушных, горных и других  естественных богатств. Оно должно было также снабжать население всем необходимым: продуктами, материалами, инвентарем и др.; содержать собственный флот, речные и сухопутные средства сообщения; имело право открывать отделения, конторы, склады, фактории, магазины.

Осенью 1928 года АКО арендует у Союззолото 5 приисков в Охотской приисковой конторе (Благодатный, Петро-Ивановский, Рассвет, Казенный и Варшавский). С октября 1928 по октябрь 1929 года на приисках АКО добыто 55, 234 кг химически чистого золота. Эти две организации безраздельно контролировали всю золотодобычу, которая велась в Охотско-Колымском крае.

Для  старательских артелей, а так же одиночек,  необходимо было получить горный отвод (четко очерченная территория)  для производства горных работ. Эту работу выполняли инженеры соответствующего территориального горного округа. После этого между артелью и Союззолотом заключался договор, по которому Союззолото покупал у артели право эксплуатации месторождения. Выделение горного отвода давало право артели официально сдавать государству золото через золото приемные кассы, которые то же принадлежали Союззолото. Артель, так же имела право обменивать добытое золото через фактории, склады, магазины, конторы, отделения АКО на продукты питания, одежду, инвентарь и заключать договоры с АКО для снабжения выше перечисленными товарами старателей на месте работ.

Открытие золота на Колыме имело легендарную даже мистическую окраску. Первооткрыватель Колымского золота некий Бари Шафигулин (Бориска) осенью 1916 года был найден мертвым в долине р. Среднекан. При нем оказался мешочек золота. Причина  смерти осталась невыясненной.

С 1916 по 1927 года район в Верховьях р.Колымы посещался горсткой старателей, которые время от  времени находили отдельные знаки золота. Так в 1925 году Дальгосторг уже сделал  заявок по рекам Буюнда и Среднекан. Но дальше заявок дело не пошло.

И только к началу 1928 года на ключе Безымянном притоке р. Среднекан была открыта богатая россыпь золота. Здесь работала артель Ф.Р. Поликарпова – всего 6-8 человек. Эта артель разделила весь ключ на деляны и ввиду отсутствия продовольствия вернулась на побережье Охотского моря в с. Ола. По прибытию этой артели на побережье быстро разлетелся слух о баснословном богатстве, найденном на Среднекане. К весне 1928 года об открытии старателями россыпного месторождения золота на р. Среднекан стало известно начальнику Охотско-Камчатского горного округа Н.В. Артамонову.

22 апреля он направил в Далькрайсовнархоз телеграмму: «В верховьях Колымы вольно приискателями открыто месторождение.  Артелью в 8 человек в течение летних месяцев прошлого года намыто более 2-х пудов золота, часть которого сдана в АКО. По сведениям участников, золотоносность не ограничивается Среднеканом, а распространяется  на все верховье Колымы. О новом  районе известно приискателям Охотска, поэтому осенью там возможно скопление рабочих и трудности с продовольствием».

В Охотске  старательская вольница пришла в неистовство. Началась Колымская золотая лихорадка. Старатели и жители близ лежащих мест начали готовиться в путь на Среднекан даже без продовольствия и средств передвижения. Охотский РИК вынужден был с санкции Крайисполкома запретить выезд из Охотска частным лицам без продовольствия, вследствие начавшегося голода в с. Ола. Несмотря на запреты, человек 200 – 300, пытались проникнуть в золотоносный район.

В январе 1928 года Союззолото и Геолком заключают генеральный договор, по которому на средства Союззолото намечалось провести в 1928 году геологические исследования в Сибири, Казахстане, Якутии, Бурят-Монголии, Дальнем Востоке. Было запланировано 19 геологических партий и 13 – для топографических и геодезических работ. Две экспедиции геологическая и топографическая планировались для проведения заявок сделанных Ф. Поликарповым в 1927 году в управлении Якутского горного округа, а затем в Охотско-Колымский округ. Из этих экспедиций была организована Первая Колымская геологоразведочная экспедиция. Во главе её был поставлен молодой способный геолог Ю.А. Билибин 4 июля 1928 года 22 человека, составлявшие геологическую экспедицию, прибыли в с. Ола и после долгих мытарств, связанных с нехваткой транспорта, часть участников экспедиции в сентябре 1928 года достигла Среднекана.

Еще весной 1928 года в Охотск прибывает упомянутый Ф. Поликарпов. Он вступает в переговоры с уполномоченным АКО и Союззолотом Лежава-Мюратом, в результате чего Ф. Поликарпов уступил свои права на разработку месторождения золота в районе р. Колымы Акционерному обществу Союззолото. 25 июля 1928 года из Охотска выехал первый транспорт Союззолото на Среднекан с администрацией приисков. В числе выехавших были управляющий Верхне-Колымской приисковой конторой Ф. Оглоблин и теперь уже горный смотритель Ф. Поликарпов. 26 сентября 1928 года транспорта прибыл на Среднекан. К этому времени в районе приисков работало пять артелей (29 человек).

В октябре 1928 года администрация Союззолото вступила в свои права. Ф. Оглоблин  вывесил объявление, в котором говорилось, что вся территория от р. Буянды до р. Бохапчи закрепляется за государственной организацией Союззолото, потому все старатели должны  зарегистрироваться, и обязаны  сдавать золото в контору приисков по цене 1 р. 13 коп за грамм. Копать пески только там, где укажет горный смотритель по согласованию с начальником Колымской геологоразведочной экспедицией Ю.А. Билибиным.

Старательские работы были сосредоточены на прежнем месте – в долине ручья Безымянный, причем площадь для разработки была ограничена 120 х 120 метрами. Ямы на этом участке бились по выбору артели. Никакой системы в отводе участков не было, не соблюдались правила ямных работ. Только артель №1 производила оттайку песков маломощным вертикальным котлом (бойлером).

В течение зимы 1928-1929 годов основные работы производились в районе прииска Среднекан. В это же время экспедицией Геолкома  разведаны два района: левый берег р. Среднекан и нижнее течение р. Безымянный.  Всего за этот период было добыто 11,8 кг химически чистого золота.

Тяжелая работа при суровых климатических условиях, короткий световой день, недостаток инструментов и материалов, а так же продовольствия подрывали силы людей. Как свидетельствует Ю.А. Билибин: «В довершении всего, с конца ноября наступил продовольственный голод. На Среднекане оставшиеся лошади были убиты и мясо раздали рабочим, но этого  мяса было недостаточно. Люди повели полуголодное существование. Разысканы были все внутренности лошадей, организовали поход  за павшими лошадьми, съедены были две собаки, добрались до конских шкур». Работы в таких условиях продолжаться долго не могли и были остановлены 16 декабря 1928 года. Голод продолжался с 16 ноября до 26 декабря.

Снабжение приискового района осуществлялось через Ольский склад, где находилось агентство Верхне-Колымской приисковой конторы Союззолото. Перевозки выполнялись небольшими партиями с заключением договора между трестом Союззолото и каюрами. В договоре оговаривалось, что хранение принятых к перевозке грузов от порчи и хищения в пути и местах стоянок возлагается на обязанности возчика. Стоимость испорченного товара удерживается из первых причитающихся платежей. Союззолото, в свою очередь, обязывалось выплачивать аванс за работу при подписании договора до 40% общей стоимости перевозки возчику. Окончательный расчет производился в с. Ола после доставки всего груза и сдачи его на место назначения. За взятый аванс и груз возчик отвечал материально всем своим имуществом. Выплата заработка производилась по договоренности сторон наличными деньгами или товаропродуктами.

Летняя переброска грузов производилась по Ольскому пути (тропе).  Тропа шла от с. Ола на Элекчанский склад,  затем вдоль рек Талая и Буюнда в район зимовья Герба и далее на Среднекан. Перевозки осуществлялись  на оленях, собаках, лошадях.

Первый транспорт из 28 нарт, на которых было 8 каюров и 7 пассажиров, прибыл в Среднекан 26 декабря 1928 года, пробыв в пути 48 дней. После этого транспорты прибывали на Среднекан в течение всей зимы. Последний – из 7 нарт – прибыл в район приисков 1 мая 1929 года.

За зиму и весну 1928-1929 годов перевезено 175 т груза, летним сплавом по рекам Малтан и Бохапча доставлено 25 т. Груз состоял из муки, жиров, сахара, крупы, одежды и инвентаря.

Для развития гужевого транспорта приисковая контора Союззолото закупала у местного населения, проживающего в Сеймчане, Таскане, Оротуке, Оймяконе и др., лошадей, оленей, собак. К осени 1929 года у Верхне-Колымской приисковой конторы Союззолото было 150 лошадей, 200 оленей, 25 конских саней с упряжью и около 400 нарт. Водный транспорт приисков составили: 7 кунгасов, построенных на р. Малтан, 6 гребных лодок и 6 долбленных стружков.

С открытием месторождения золота в районе верхнего течения  р. Колымы на Акционерное общество Союззолото легли трудности по созданию местных транспортных коммуникаций, доставки инвентаря и продовольствия на прииски. Заброска грузов осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками. Местные транспортные средства для связи с побережьем Охотского моря были слабы и не организованы.

В связи с этим руководство Союззолото  заключило договор с НКПС для изучения вспомогательного варианта завоза грузов на прииски по р.Колыме. Река Колыма была продолжением восточного участка Северного морского пути, но мало изученность района, отсутствие лоции делали нереальной данную схему снабжения. Существовавший в 1928-1929 годах флот на р. Колыме (9 килевых катеров морского типа, парусно-моторная шхуна «Пионер», 1 моторная лодка, 10 кунгасов, 1 баржа) был предназначен для рейдовых операций в бухте Амбарчик.

Для комплексного изучения этого района сюда была направлена «Партия по исследованию р. Колымы» под руководством И.Ф. Молодых. В задачу партии входило: изучение судоходно-сплавных свойств  рек системы Колымы. А также расчет  необходимых грузов для содержания одной фабрики по разработки рудного золота на Среднеканской дайке и приисков и др. Летом 1929 года экспедицией был совершен опытный рейс на моторном катере от устья р. Колымы до устья р. Среднекан (около 1750 км).

Всего в течение полуторалетнего периода полевых работ «Партией по исследованию р. Колымы» в составе 8 инженерно-технических и научных сотрудников и до 40-30 рабочих были организованы и выполнены технико-экономические изыскания рек бассейна р. Колымы. Работы охватили кроме реки Колымы также её притоки: Омолон, Большой и Малый Анюй, реку Пантелеиха, р. Ожогину, р. Балыгычан, р. Сугой, р. Буюнду; кроме того, были подвергнуты рекогносцировочным дорожным исследованиям  5 сухопутных маршрутов по выяснению возможной связи р. Колымы волоками с побережьем Охотского моря, получена опорная сеть астропунктов, произведено экономическое изучение хозяйств местного населения, выполнено обследование вопросов снабжения и  транспортных условий и др.

Кроме изложенных выше работ, экспедицией получен значительный материал по гидрологическому описанию рек системы р.Колымы, произведены ледомерные наблюдения, получен материал по описанию опытов огородничества и земледелия за полярным кругом, выполнено до 1000 км опытно-показательных рейсов на катере экспедиции и др.

В отчетах экспедиции предложен план организации судоходства и схема снабжения Верхне-Колымского приискового района. Руководству Союззолото рекомендовалось приобретение двухколесных мелкосидящих речных буксиров (один для работы в районе приисков, другой – для транспортных перевозок) и барж по 300 тонн каждая. Основной ремонт речного флота должен был находиться вблизи пункта выхода на р.Колыму автодороги. Для этой цели необходимо было оборудование соответствующего затона с механическими мастерскими. Предлагалось строить суда на р. Лена. А затем переправлять их своим ходом на р. Колыму. Для рейдовых операций в бухте Амбарчик осуществить строительство ряжевого порта и складов. Рейдовый флот должен был состоять из двух шхун по 250 тонн каждая. Ремонт флота необходимо было сосредоточить в районе нижнего течения р. Колымы (затон Лабуя), Организация судоходства на Колыме должна была предшествовать строительству автодороги от бухты Нагаева до приисков. Протяженность такой дороги выражалась в 375 –400 км.

Эти мероприятия были одобрены в декабре 1929 года на совместном заседании правления Союззолото и коллегии Иркутского государственного университета. Эти выводы не противоречили материалам Комиссии по изучению естественных производительных и этнических сил Якутской АССР при АН СССР, в которых говорилось: «… этот район р. Сеймчан в верхнем течении р. Колымы, опирающийся в транспортном отношении на порт Олу на побережье Охотского моря. Только дорожное строительство может положить начало к разрешению проблемы развития этого района, но едва ли приходиться рассчитывать, что ближайшие 5 лет государственного строительства подъездных путей можно будет осуществить в восточном секторе».

В это же время для упорядочения потока старателей и решения проблемы с продовольствием и транспортом АКО и Союззолото ввели «Временные правила о допуске старателей в Верхне-Колымский приисковый район Союззолото» за № 0223 уполномоченного Союззолото по Охотскому побережью и Верхне-Колымскому краю и «Объявления о расценках отдельных работ» от 2 февраля 1929 года. В этих документах говорилось, что продовольствием снабжается лишь та часть приискателей, которая выехала из с. Ола в приисковый район с письменного согласия администрации Союззолото. Причем проезд к месту работ, провоз личного багажа и необходимого инвентаря осуществлялся старателями за свой счет.

Прибыв на место, старатели организовывали артель, число членов которой не определялось заранее. Эта артель в дальнейшем вступала в экономические отношения с Верхне-Колымской приисковой конторой в Среднекане. Каждая артель получала делянку. Ооборудовав помещение для жилья, старатели приступали к работе. Для проходки шурфов применялись кайла, лопаты. Для оттайки грунта зимой использовался пожог, летом – бут. Старатели воротом поднимали породу и промывали ее на бутаре, беря при этом время от времени пробу золота на лотках, чтобы узнать, в какую сторону идет золотоносный пласт. Все горные работы на приисках велись под надзором горного смотрителя. Необходимо отметить, что состав артели был непостоянным. Выход из артели старателя происходил по его желанию, причем все расчеты с ним осуществлялись на месте.

На 15 августа 1929 года на приисках работало 13 старательских артелей, всего же на продовольственном балансе приисковой конторы находилось 108 человек, причем 65 из них были старателями, а 43 человека входили в состав аппарата Верхне-Колымской приисковой конторы. К октябрю 1929 года всего оставалось 79 человек. Столь мизерное количество людей, занятых на золотодобыче, и текучесть кадров объяснялись отрезанностью приискового района от побережья Охотского моря. Заброска грузов осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками, потому период доставки грузов, стоимость перевозок и общий их объём полностью зависел от случая. Возможный размер перевозок не превышал 150-160 т. Местные транспортные средства для связи с побережьем были слабы и неорганизованны.

В 1929 году территория Верхне-Колымского приискового района занимала 16000 кв км. В административном отношении район приисков относился к Оймяконскому району Якутского округа Якутской  АССР. В 1929 году Верхне-Колымская приисковая контора Союззолото состояла из трех приисков:

  •  «Среднеканский» – в устье руч. Безымянный на р. Среднекан (в 15 км от р. Колымы –при стане конторы;
  •  «Борискин –на левом берегу р. Среднекан (в 10 км от р. Колымы);
  •  «Юбилейный» – на р. Утиная (открыт экспедицией Геолкома летом 1929 года).

В 1929 году было добыто 89 кг химически чистого золота. Добыча главным образом велась на богатых участках. Сама методика разработки месторождений золота была архаичной. И это понятно: оторванность приискового района от  базы снабжения (в среднем 400 км), высокая текучесть кадров и периодически наступающий голод тормозили освоение Верхне-Колымского приискового района.

Летом 1929 года заканчивает свою работу на Колыме экспедиция Геолкома. Результатом работы экспедиции было открытие промышленной россыпи золота на р. Среднекан и р. Утиная, а так же составлена сводка о результатах геологической разведки в Среднеканском районе на 1929 г. Весь материал был передан в Верхне-Колымскую приисковую контору Союззолото. Несколько позже, готовя отчет о работе Колымской геологоразведочной экспедиции Геолкома, Ю.А. Билибин выдвигает смелую гипотезу о том, что в бассейне верхнего течения реки Колымы существует золотоносная зона протяженностью в сотни километров.

Этим  же летом 1929 года в районе верховьев Колымы работал Геоморфологический отряд Якутской комиссии АН СССР под руководством С.В. Обручева. В отчетах экспедиции С.В. Обручев писал, что за 2 года экспедицией было пройдено, начиная от Якутска, и кончая Нижне-Колымском 6000 км (на быках 400 км, на лодках 3424 км, верхом 605 5км, на оленях 1614 км), определено 17 астрономических и 29 магнитных пунктов, собрано 2,5 тонны геологических коллекций и снято 2000 фотографий. Экспедицией проведено лотковое опробование рек бассейна Колымы – Дебин, Оротук, Нексикан, Берелех, Мылга, Хатыннах. В результате этого С. В. Обручеву удалось обнаружить обильные знаки золота вблизи части горных цепей хребта Черского, начиная от р. Берелех и до р. Таскан, и по р. Колыме от Оротука до Таскана. Площадь нового золотоносного района, по мнению С.В. Обручева, была 700 км, при ширине 150-200 км. Данный прогноз  полностью совпадал с прогнозом Ю.А. Билибина. Относительно вопроса снабжения Верхне-Колымского приискового района С.В. Обручев отмечал, что до проведения дороги, снабжение края должно базироваться только на Северных рейсах в устье р. Колымы. Для этого необходимы были суда ледового класса и организация пароходства на р. Колыме.

На основании результатов, полученных Колымской геологоразведочной экспедиции Геолкома, в 1930 году реорганизуется Верхне-Колымская приисковая контора  в Главное приисковое управление (ГПУ) с двумя приисковыми конторами на реке Среднекан и реке Утиная. В 1930 году на балансе приискового управления было 5 приисков. По Среднеканской групповой конторе: «Борискин», «Первомайский» (сдан в эксплуатацию в 1930 году), а так же «Среднеканский». По Утинской групповой конторе: «Юбилейный» и «Холодный» (сдан в эксплуатацию в 1930 году). Методы разработки месторождений золота были прежние: открытые разрезные работы (карьеры) и зимние – ямные.

Рабочая сила ГПУ складывалась из прибывающих по заявкам Союззолото и самотеком из Охотска и близлежащих мест. В июле 1930 года на приисках работало 130 человек. Профессиональных старателей было мало, в числе вновь завербованных находилось много крестьян с небольшим практическим стажем горных работ, а также случайных людей, как–то: бывшие  фельдшеры, милиционеры, продавцы, кустари и другие. В этой связи необходимо отметить, что в течение года состав старателей в среднем обновлялся на 50-60 %, причем в зимние месяцы их было минимальное количество. Так, в «Краткой записке о положении приисков на 1.01.31» говорится: «… в Утинской групповой конторе эксплуатационные золотодобычные работы совсем не проводятся. По Среднеканской группе производились ямные старательские работы. На прииски «Борискин» всего старателей 27 человек. Эта команда старателей состоит преимущественно из рабочих, использовать которых на разведках нельзя в силу физических недостатков. Усиление старательских работ в зимнее время было невозможно из-за отсутствия рабочей силы и недостатка продуктов».

В зиму 1930 года была установлена полугодовая норма двухразового питания в столовой на стане прииска «Среднекан». Вся работа на прииске была прекращена до прихода транспорта с продовольствием. В этот год на Колыме было добыто 274, 5 кг химически чистого золота. Для дальнейшего изучения золотоносных месторождений района верховьев р.Колымы Институт цветных металлов ВСНХ СССР в 1930 году направляет новую геологическую экспедицию под руководством геолога В.А.Цареградского.

В июне 1930 года организовано геологоразведочное бюро (ГРБ) Главного приискового управления под руководством М.П. Шумилова. Это первая постоянная геологическая служба. Основной задачей ГРБ была разведка запасов уже известных россыпей золота для обеспечения бесперебойного развития золотодобычи.

В итоге года совместными усилиями обеих геологических организаций поведены геологические работы в районе:

  •  Утинской групповой конторы на ключах: Юбилейный, Случайный, Длинный и р.Утиная;
  •  Среднеканской –Геологический, Встречный, Тихий и один объект предварительной разведки на р.Среднекан (между приисками «Первомайский» и «Среднекан». Кроме того, выявлены новые месторождения золота в районе Оротукане, Бючаннаха и на левобережье р.Колымы в районе р.Дебин, руч. Майорыч и др.

Для улучшения снабжения приискового района Союззолото переносит свою перевалочную базу из с. Ола в бухту Нагаева, так как это была лучшая якорная стоянка на всем Охотском море. В  связи с этим 4 июля 1930 года Колымское Главное приисковое управление обратилось в Ольский РИК с просьбой: « … предоставить земельный отвод в Восточной части бухты Нагаева от Южного столба заявки Совторгфлота, рядом с коим в одном метре на юг нами, установлен заявочный столб, всю территорию до ключа Марчекан с выходом на его левый берег на означенной площади произведем застройку базы, ёмкостью до 50 000 тонн груза, кроме того, заявляется вся долина «Магадан», что в 2-х км от бухты Нагаева на Восток, под постройку подсобных предприятий, конных и скотских дворов, пастбищ и покосов. К постройки базы приступить 5 июля 1930 года».

9 июля 1930 года Ольский РИК принял постановление о выделении земельных участков на берегу бухты Нагаева для заинтересованных организаций. Документ гласил: «

  • Добролет: отвести участок в 350 м от Северного края террасы бухты шириной 100 м и в глубину от берега моря 500 м.
  • Совторгфлот: по берегу 60 м от Южной границы участка Культбазы в глубину. …
  • Союззолото: от Южной границы участка КООПа по берегу моря на ЮГ 500 м и на Северо-Восток 1000 м. …
  • Постройки производить, отступив 20 м от берега, т.к. эта полоса отводится под улицу».

К осени 1930 года Нагаевским агентством Союззолото заготовлено 6579 штук брёвен строевого леса. Из него было построено: магазин, шорная, контора, дом общежитие для рабочих, барак для конюхов, конюшня, хлебопекарня и др. А в октябре АО Союззолото получил  разрешение на  строительство конюшни около речки Магадан: « … против бухты Нагаева … , с условием в случае надобности в будущем данного участка для застройки жилых строений, Союззолото обязано перенести  её на другое место».

В этом же году Союззолото организовало здесь портовый пункт для постоянного захода судов с грузами, а Дальневосточное пароходство в связи с большим плановым завозом грузов учредило свое морагенство и выделило моторные катера  кунгасы для разгрузки судов на рейде. В 1930 году в бухту Нагаева направлена гидрографическая экспедиция для выбора места под строительство морского порта.

Схема снабжения Колымских приисков оставалась прежней. Груз зимой доставлялся гужевым транспортом по тропе бухта Нагаева – Элекчан – прииски, а летом по волоку бухта Нагаева – Элекчан или Ола – Элекчан и далее сплавом по рекам Хета, Малтан, Бохапча. Сплавной пункт находился в 60-70 км от Элекчана. Вспомогательным направлением по заброски грузов был Ямский тракт.

Для обеспечения груза зимой 1929-1930 годов организованы два конных транспорта по 20 лошадей. На перевозке были задействованы 12 конюхов. Зима 1929-1930 годов для Ольского района выдалась снежная. Пробивка первой гужевой конной дороги от с. Ола до подножья Яблонего перевала на ростоянии 190 км производилась специальным клином. Первый транспорт вышел из с. Ола 22 декабря 1929 года.  Лошади с грузом не могли подняться на перевал. В связи с этим у подножья Станового хребта организован новый перевалочный пункт в 30 км от старого.  На новом пункте было оборудовано зимовье. Здесь груз переваливался на олений транспорт и следовал далее на прииски. Для взаимозачетов с местными подрядчиками, которые занимались перевозками грузов для приисков по, Ольскому тракту и снабжения их продовольствием, а также для обеспечения всем необходимым осенью 1929 года на перевалочном пункте в районе Элекчана открыт снабженческий склад. Штат перевалочного пункта состоял из заведующего и его помощника.

Зимой 1929 года осуществлены прямые гужевые перевозки между с. Ола и приисками без перевалки на Элекчане. Первый олений транспорт вышел из с. Ола 27 ноября, второй 6 декабря. Последний транспорт взял с собой 250 пудов продуктов и обмундирования. Всего же из с. Ола оленьим транспортом на прииски перевезено 1500 пудов различных грузов. Работа конного транспорта осуществлялась с 22 декабря 1929 года по 31 марта 1930 года.

Кроме этого заготовлено и отправлено уполномоченным Союззолото в с. Ямск Кановым по Ямскому тракту разного «соленого» продукта 300 пудов, поднято до Яблонего перевала 200 пудов муки, брошенной в 1928 году в районе с. Ямск. Доставлено по тракту Ола – Элекчан 150 пудов различных грузов. Отправлено за зиму на прииски 50 рабочих с личным грузом в 200 пудов. Отправлена  на сплавной пункт артель рабочих под руководством Дуракова (4 человека с грузом 50 пудов). Доставлено в с.Ямск 1515, 9 кг груза. Таким образом,за зиму 1929-1930 годов было доставлено в :

  • Среднекан – 321 кг
  • Элекчан –3276 кг
  • Ямск –1513 кг
  • Сплавной пункт –819 кг

На перевалочном пункте в Элекчане осталось  не переброшенными на прииски 700 пудов груза.

Летом 1929 года в с. Ола построено два капитальных склада: один под горючие, другой для товара, а так же конюшня на 70 лошадей, общежитие для конюхов на 12 человек, колодец при конном дворе, дом конторы, кузница и др. По Ольскому тракту построено два зимовья. Отремонтировано четыре.

В 1930 году в соответствии с рекомендациями И.Ф. Молодых  проведены дорожно-рекогносцировочные изыскания партией Иркутского управления Союззолото под началом прораба Ковалева. Протяженность будущей трассы составила 350-400 км. Дорога по проекту начиналась от бухты Нагаева, далее через Становой хребет в район р. Бохапчи.

В 1930 году Нагаевская база Союззолото являлась хозяйственной единицей Колымского Главного приискового управления. В задачу  базы входило: приёмка и хранение на складах товаров и грузов, а так же дальнейшая переотправка грузов непосредственно в адрес КГПУ по представленным разнарядкам  Отдела снабжения. Доставка осуществлялась как собственным транспортом, так и арендованным у местного населения.

В транспортную компанию 1930-1931 годов (15 ноября 1930 года –августа 1931 года) перед Нагаевской базой КГПУ стояла задача перевезти 16 000 пудов различных грузов. К транспортировке планировалось привлечь 100 лошадей –транспортов по 20 лошадей. Предполагалось отправить грузы:

  • на перевалочный пункт Элекчан . Оттуда по зимникам оленьим транспортом этот груз доставить на прииски;
  • на сплавной пункт;
  • из Нагаево прямо на прииски оленьим транспортом доставить 1000 пудов продовольствия.

Для организации сплава построить 20 паузков грузоподъёмностью 200 пудов и 8 – по 250 пудов. Для этого с 1 февраля 1931 года отправить на сплавной пункт 8 пильщиков и 15 плотников. На самом сплавном пункте построить навес – сарай вместимостью 5000 пудов, баню на 8 человек. Для проведения сплава планировалось очистить русла рек Хета,  Малтан,  Бохапча. Из Ямска предполагалось перевезти на прииски 3000 пудов продовольствия, при чём первый транспорт должен был забрать 500 пудов груза. Помимо этого планировалось отремонтировать 100 нарт и построить 200. Для улучшения снабжения приисков в описываемый период планировалась прорубка 60 км просеки между Нагаево и Ольской тропой. Кроме этого намечено строительство новых зимовий и ремонт старых на Ольском тракте. В Нагаево предполагалось построить: здание радиостанции, бани, дома для приезжих, кузницу, конюшни, жилые бараки, лабазы-магазины и др.

План золотодобычи составил на 1931 год 3784 кг шлихового золота. Исходя из этого, КГПУ получил задание добыть в 1931 году: «… 1800 кг химически чистого золота и 200 кг скупить у старателей». Для обеспечения выполнения плана намечалось привлечь 1251 рабочих и служащих, 910 – старателей и прочих.

Промфинпланом предусматривалась закупка тракторов «Фордзон» и «Коммунар» для заброски грузов на прииски, а так же оборудование зимовьями и гаражами волока: бухта Нагаева – Элекчан –Утинка и бухта Нагаева – Элекчан – Среднекан.

В 1930 году на переброске грузов Нагаево – Элекчан – прииски работало только 100 лошадей. Этот транспорт мог перебросить из Нагаево в Элекчан около 263,7 тонн груза, чего было недостаточно. Для обеспечения выполнения плана по золотодобыче в 1931 году требовалось завести на прииски 500 тонн различных грузов, а опыт эксплуатации гужевого транспорта за 1929-1930 года показал его малую эффективность в условиях бездорожья и почти полного отсутствия местного фуража. В связи с этим ГПУ поставил вопрос о прокладке  дороги Нагаево – Бохапча. В частности в промфинплане говорилось: «… ответственной задачей текущего года будут являться: форсированные изыскания и не менее форсированное строительство временной дороги, с таким расчетом, чтобы дорога была окончена не позднее первых чисел октября месяца. Без решения этого основного вопроса выполнение программы, а равно и работы для будущего года выполнить не представляется возможным». Требуемые ассигнования в размере 1572 тыс руб на постройку дороги Нагаево – Бохапча протяженностью 450-480 км предусматривали прокладку «времянки» шириной 4 м, пригодной для зимней транспортировки грузов гужевым транспортом, тракторами и летней перевозки на телегах.

Для переброски грузов, доставляемых на прииски сплавом, и строевого леса, заготовку которого собирались вести на островах р. Колымы, ГПУ в 1931 году планировало провести грунтовые дороги с р. Колымы на стан Среднекан – 15 км  и Утиный – 25 км.

В начале 1931 года для обеспечения внутри приискового снабжения ГПУ предусматривало создание по приисковым конторам конных дворов на 20 лошадей каждый. Кроме конного, организовывались собственные оленьи транспорты в Утинской и Среднеканской конторах –по 100 оленей в каждой. Однако все планируемые мероприятия имели декларативный характер.

В это же время Наркомводом принято решение о переброске речного буксира «Ленин» с р. Лена на р. Колыма. Пароход был собран в 1929-1930 годах в г. Керинске. Буксир вышел из Якутска в рейс под командой А.П. Бочека 22 сентября, а 14 сентября достиг Нижнеколымска. Это был первый перегон речного судна в северных широтах на участке р. Лена – р. Колыма. За осень 1931 года в Среднеколымск доставлено 400 тонн различных грузов. В начале декабря 1930 года НКПС для организации судоходства создаёт Колымское управление водного транспорта. А в ноябре 1931 года образовано Колымско–Индигирское райуправление Ленского управления речного транспорта Наркомвода.

В начале апреля 1931 года на перевалочный пункт Элекчан завезено 142, 706 кг грузов, на прииск доставлено 140 пудов. По Ямскому тракту вывезено 27077 пудов. На сплавном пункте находилось 380 пудов различного груза. « … Что касается дальнейшей переотправки грузов –наш транспорт находиться в затруднительном положении, во первых у нас нет фуража, затем существующие цены на перевозке грузов нарушены … Отправка грузов с Элекчанского перевалочного пункта находится на мертвой точке». К апрелю 1931 года на сплавном пункте осуществлена следующая работа:

  • заготовлены брёвна;
  • возведено два жилых барака;
  • вырублен склад под груз 1000 пудов.

Летом 1931 года в Нагаево планировалось строительство конюшен на 150 лошадей и гаража на 13 машин. «На 31 мая 1931 года Нагаевская база имеет в наличии 200 лошадей … ожидается прибытие с пароходами 1000 лошадей. Итого 1200.».

В 1931 году Сеймчанский район Якутской АССР объединён с Ольским районом и передан Дальневосточному краю. Площадь отвода ГПУ занимала весь бассейн верховьев Колымы и до устья Балыгычана –около 100 тыс. кв. км. В состав ГПУ входили две групповые приисковые конторы. К уже действующим приискам прибавились «Паромный» и «Кварцевый». Базой управления было выбрано устье р. Среднекан. Для Среднеканской конторы – прииск «Среднеканский», а для Утинской – прииск «Холодный». Методы разработки месторождений золота оставались прежними. Все работы, связанные с золотодобычей, производились трудом вольных старателей.

Как и в предшествующие годы, добыча золота на Колыме была основана на разработке россыпных месторождений. Причем  в 1931 году на фоне обострившейся транспортной проблемы (в сентябре 1931 года в Ольском районе была объявлена всеобщая мобилизация кулацкого оленьего транспорта) начался полный развал производства. Этому также способствовали голод и цинга. Так, в июле 1931 года из 260 человек, населявших поселок Нагаево, свыше 60 были больны цингой в разной степени её проявления. На 1 августа 1931 года на приисках работало 125 человек. В течение сентября сюда начали поступать партии завербованных старателей, а к 1 октября на приисках уже было 397 человек. Большое скопление людей плюс транспортная неразбериха привели к ситуации, аналогичной 1928 года, – в декабре 1931 года начался голод. Все горные работы были  остановлены, По свидетельству геолога Б.И.Вронского, начался массовый уход людей на Элекчан, где находилась основная база снабжения приисков. « Многие – писал он, – покидали Среднекан в плохой одежде и рваной обуви, почти без продуктов. Большенство возвращалось с отмороженными руками ногами. Больница была переполнена. Ампутации проводились самыми примитивными инструментами, до лучковой пилы включительно, без всякого наркоза. Первый транспот с продовольствием прибыл только 24 декабря». В этот год на Колыме было добыто всего 153 кг химически чистого золота при плане 2000 кг.

Как уже отмечалось, сырьевой базой золотодобычи на Колыме в 1931 году являлись россыпные месторождения. В связи с этим ГПУ нуждалось в мощной геологической службе. В это время на  Колыме работали три самостоятельных геологоразведочных организации: Колымская геологоразведочная экспедиция Цветметзолота под руководством В.А. Цареградского, ГРБ Главного приискового управления – П.М. Шумилова, Геолбаза ГГРУ – Ю.А. Билибина (это была постоянная геологическая база Главного геологоразведочного управления). В конце 1931 года Колымская геологоразведочная экспедиция и Геолбаза ГГРУ были переданы в геологический сектор ГПУ ЦМЗ, который реорганизовался из Геологоразведочного бюро того же управления. Руководителем назначили Ю.А. Билибина, руководство разведками россыпных месторождений возложили на С.Д. Раковского.

В этом же году были проведены геологические, полевые исследования и камеральные работы следующими полевыми партиями: Лево-Малтанская, Колымская, Усть-Магаданская, Верхне-Детринская, Нижне-Бохапчинская, Хето-Асанская, Оротуканская, Верхне-Колымская, Гербинская, Ключ Сталинский, Ключ Незамеченный, Гижигинская. «В пределах этих новых золотоносных территорий, – вспоминал В.А.Цареградский, – выявлено и частично разведано более десяти речек, в косах которых открыты перспективные россыпи золота. Разведаны и переданы для организации дальнейшей эксплуатации три россыпи. Одна из них разведана полностью. Планы её и материалы подсчета запасов переданы для организации дальнейшей эксплуатации».

К уже действующим приискам в 1931 году добавились новые месторождения с промышленным содержанием золота в районе рек Оротукан, Герба, Бючаннах, открытые экспедицией В.А. Цареградского. В связи с этим ГПУ планировало добыть в 1932 году «5750 кг и скупить 258 кг химически чистого золота на Колыме». В состав его должны были войти приисковые конторы Среднеканская, Утинская, Оротуканская. Способ разработок месторождений золота намечался старательский с применением мелкой механизации в виде укладки рельсовых путей для откатки в вагонетках торфов и песков; смыв торфов и промывка песков – при помощи шлюзов и баков. Планировалось также привлечь на прииски 35000 старателей. Для обеспечения плана по золотодобыче и завоза грузов управление предусматривало закупить на материке 50 грузовых автомашин, 500 лошадей, 500 верблюдов.

В 1931 году работниками КГПУ выдвинут новый вариант направления трассы – от бухты Нагаева и далее по рекам Армань, Мякит, Герба, от которой должны были идти ответвления на Утиную,  Оротукан, Среднекан. Общее протяжение дороги исчислялось  568 км. Планом дорожных работ предполагалось провести дорожные изыскания пути и проведение просек Утиная – Среднекан, Утиная – Оротукан.

В 1931 году в вязи с плановым увеличением добычи золота на приисках Верхней Колымы ЦМЗ организовало регулярные рейсы судов из Владивостока в Нагаево. Так, в июне пароходом «Днепрострой» доставлено 1269 человек и 317 лошадей, а за всю навигацию –тыс человек и около 20 тыс тонн груза.

Акционерное общество Союззолото выделило на геологоразведку 700 тыс руб при полном отсутствии транспорта и оборудования. Вследствие этого к началу 1932 года Верхне-Колымский приисковый район был мало изучен геолого-поисковой работой. Сложившееся положение противоречило «Плану развития геологоразведочных работ на Колыме», составленному Ю.А. Билибиным зимой 1930-1931 годов. «Для характеристики этого плана можно отметить, что в первый же год его существования (Ю.А. Билибин –прим. автора) предусматривал капиталовложений на разведку 4,5 млн. рублей и при прогрессивном их увеличении считал возможным обеспечить на 1938 год запасами россыпную золотодобычу на Колыме в размере почти четырехкратной золотодобычи по Союзу за 1930 год». Далее в плане говорилось о Среднеканской дайке (жиле). Приводя параметры дайки, её протяженность и содержание золота, Ю.А. Билибин отмечал, что если принять длину дайки равной только 5 км, а среднее содержание уменьшить в десять раз, то и тогда эта дайка будет крупнейшим месторождением в Союзе. Впоследствии Среднеканская дайка после тщательной геологической разведки оказалась не промышленным месторождением золота.

К  середине 1931 года в ЦК ВКП(б) скапливалась отрывочная и противоречивая информация таких организаций, как ЦМЗ, Союззолото. Геолком, НКПС, АКО, Главдортранса и других, работавших в Верхне Колымском приисковом районе. В октябре 1931 года оргбюро ВКП(б) Охотско-Эвенского национального окрега постановило сообщить Далькрайкому партии о необходимости создания на Колыме специального треста, который сосредоточил бы в своих руках поисково-разведочные работы и эксплуатацию золотых месторождений, а Далькрайком и Далькрайиспоком направили в СТО СССР «Справку об эксплуатации богатств Охотско-Колымского края». Только прогноз Ю.А.Билибина на рудное золото мог заинтересовать правительство в выделении средств на освоение района верхнего течения р. Колымы, в виду его компактного залегания, большого содержания золота в породе и запасов руды на длительную круглогодичную эксплуатацию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *