Прошли праздничные мероприятия в связи с празднованием 70-летия Великой Победы. Отмаршировали парады. Прогремели салюты. Организаторы мероприятий написали отчёты об их проведении и информационный поток о Великой Отечественной войне заметно снизился.
Но, жизнь и история на этом не заканчиваются. Мы должны продолжать борьбу за нашу Победу, поскольку она осталась единственным светлым пятном в нашей недавней истории. Всё остальное помечено чёрной печатью репрессий, которые, не секрет, используются нашими противниками в идеологической войне против России. И если мы её проиграем и не удержим нашу Победу, то, в конце концов, рискуем превратиться в народ без истории и потерять, как говорят учёные, свой цивилизационный код.
Одним из многих способов в указанном идеологическом противостоянии является искажение имевших место фактов, как, к примеру, в новых версиях переснятых культовых художественных фильмов о войне, либо сокрытие объективных фактов и преподнесение информации с другой, выгодной нашим оппонентам стороне.
Такое происходит с освещением событий, связанных с программой ленд-лиза, которая, по сути своей, не была актом бескорыстной помощи, о чём умалчивается. Ведь не просто так во время войны Колыму посетил вице-президент США Генри Уоллес, а чтобы проверить, способна ли наша страна расплачиваться за поставки.
Несколько абсурдно смотрятся и выводы о нехватке в СССР квалифицированного лётного состава, в результате которой, якобы, американские лётчики непосредственно принимали участие в перегоне самолётов по трассе «Аляска – Сибирь» («Алсиб»).
В то время, как американские лётчики имели возможность позировать перед фото- и кинокамерами, советские, в ожидании открытия второго фронта, проявляли чудеса героизма и накапливали опыт в боевых действиях. Довольно часто рядом с их подвигами не оказывалось не только какого-нибудь корреспондента, да и просто свидетелей. Поэтому многие подобные события в истории не сохранились.
А о помощи Советскому Союзу в период войны некоторых других стран, к примеру, Монголии, вообще трудно услышать.
Но, вернёмся к ленд-лизу. А именно, к фактам и документам. Согласно закону о нейтралитете, принятом в США в 1935 году, правительство этой страны не вмешивалось в международные конфликты, потрясавшие мир в 1930-е годы.
Однако, начавшаяся Вторая мировая война изменила политическую ситуацию в Европе. Поэтому в конце ноября 1939 года США внесли поправку в закон о нейтралитете, введя в него принцип «плати и вези».
Согласно этому принципу правительство США получило право продавать оружие другим странам. Не надо, наверное, исключать, что ключевым словом здесь возможно является слово «продавать» – ведь расширились рынки сбыта соответствующей продукции.
После захвата фашистской Германией ряда европейских стран, а особенно после падения в июне 1940 года Франции, возникла такая же угроза и над Великобританией. Уже в мае 1940 года пришедший к власти в Англии премьер-министр У.Черчилль неоднократно обращался к президенту США Ф. Рузвельту с призывом о помощи. Он просил предоставить во временное пользование «40 или 50 старых эсминцев», а также «несколько сотен самолетов новейшего типа». При этом он акцентировал, что Великобритания пока не имеет возможности оплатить данные поставки.
В Вашингтоне вспомнили о старом законе 1892 года, согласно которому Конгресс США имел право уполномочить военного министра передавать в аренду военное имущество, когда это делается «в интересах государства». В сентябре 1940 года сделка о передаче эсминцев состоялась, но произошла она в обмен на временное предоставление ряда военно-морских баз для США на британских островах в Атлантике. Прежде всего, на Бермудах и в Вест-Индии. В ноябре 1940 года Англии были предоставлены несколько тысяч самолетов.
В декабре этого же года Рузвельт выступил на пресс- конференции с идеей о передаче Великобритании вооружения на принципе ленд-лиза (от английских слов «lend» – давать взаймы и «lease» – сдавать в аренду). В феврале 1941 года закон о ленд-лизе был принят Конгрессом и в марте был подписан президентом. Формально он действовал до 30 июня 1943 года, но затем дважды его действие продлевалось.
Это закон предоставлял президенту США полномочия «передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против агрессии жизненно важна для Соединенных Штатов». 11 сентября 1941 года Ф. Рузвельт, говоря об оплате ленд-лиза в отчете Конгрессу, говорил: «Мы оказываем эту помощь не как акт благотворительности, а как средство защиты Америки».
В первые дни после нападения Германии на СССР, Черчилль и Рузвельт высказались за оказание помощи России. В конце июля 1941 года состоялись встречи представителя президента США Г. Гопкинса с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым по вопросам военных поставок.
В начале августа 1941 года произошел обмен нотами об очередном ежегодном продлении торгового соглашения 1937 года между США и СССР. В американской ноте говорилось о решении правительства оказать «экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии».
В конце сентября – начале октября 1941 года в Москве состоялась конференция представителей СССР, США и Великобритании, на которой принято решение о снабжении Советского Союза различной военной техникой, сырьевыми материалами и продовольствием, о чем был подписан секретный протокол. В нем было сказано, что США и Англия до конца июня 1942 года будут поставлять в СССР в месяц – по 400 самолетов (из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей), 500 танков; в течение девяти месяцев – 765 орудий из США и 500 орудий из Англии, а также 5000 грузовых автомобилей, кабель, телефонные аппараты, различные металлы, колючую проволоку и другие сырьевые товары и продовольствие.
В августе 1941 года было подписано англо-советское соглашение о взаимных поставках, кредите и клиринге. По этому соглашению Великобритания предоставила СССР для оплаты товаров в кредит в 10 млн.ф.ст. из расчета 3% годовых, сроком на 5 лет. В ходе переговоров советская сторона согласилась оплатить 40% поставок наличными – либо в долларах, либо в золоте. Таким образом, Великобритания раньше США начала осуществлять военные поставки в СССР по ленд-лизу.
Однако вскоре выяснилось, что СССР не способен своевременно выплачивать крупные суммы, а Великобритания не может требовать оплаты за военную технику, которую сама же получает из США бесплатно по ленд-лизу.
Только в начале ноября 1941 года Ф. Рузвельт сообщил И.В. Сталину о принятом Конгрессом США решении о распространении программы ленд-лиза на СССР и формально закон о ленд-лизе вступил в действие 7 ноября. США предоставили СССР беспроцентный заем в размере 1 млрд. долларов на оплату вооружения, оборудования, продовольствия и сырьевых материалов.
В своем послании Рузвельт высказал пожелание, чтобы Советский Союз, со своей стороны, поставлял некоторые виды сырья, необходимые США. И поставки Советского Союза в США носили далеко не символический характер, а имели важное стратегическое значение для американской экономики. СССР в форме «обратного ленд-лиза», поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, большое количество платины, золота, леса на общую сумму в 2 139 000 долларов.
В первые месяцы войны СССР расплачивался за военные поставки средствами, замороженными в американских банках, на сумму в 40 млн. долларов и прямыми поставками золота. Первоначально поставки по ленд-лизу в СССР осуществлялись не так своевременно и не в той полноте, как это оговаривалось в соглашениях. Кроме того, были случаи, когда самолеты доставлялись без пропеллеров, без вооружения и запчастей. То же касалось и танков.
Нападение Японии на США и Великобританию в декабре 1941 года также вызвало кратковременную приостановку американских поставок СССР по ленд-лизу.
В корне изменило ситуацию московское сражение в декабре 1941 года, отбросившее гитлеровцев от столицы. Война к этому времени стала мировой, а США – одним из ее главных участников. 28 декабря 1941 года Рузвельт дал распоряжение о возобновлении американских поставок в Советский Союз по ленд-лизу, а в феврале 1942 года – выделил второй миллиард долларов на военно-экономическую помощь СССР.
11 июня 1942 года состоялось заключение советско-американского соглашения «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора», в котором признавалось, что «оборона СССР против агрессора жизненно важна для обороны США». Тем самым была подведена дополнительная правовая база под поставки по ленд-лизу. 27 июня аналогичное соглашение о поставках по ленд-лизу было подписано и с Великобританией.
С весны 1942 года военно-морские силы Германии свой главный удар направили на англо-американские конвои, сопровождавшие транспортные суда, шедшие самым коротким путем – северными морями, в Мурманск Архангельск, Северодвинск и перевозившие самолеты, танки, орудия и многое другое для Красной Армии.
По предложению Черчилля, еще летом 1941 года стал создаваться второй, менее опасный путь снабжения СССР военными и другими материалами – через южную Атлантику, Персидский залив и Иран. 8 сентября 1941 года в Тегеране было подписано соглашение, положившее начало англо-советско-иранскому сотрудничеству в годы войны. Южный маршрут в полном объеме начал действовать с мая 1942 года.
Для этого специально построили трансиранскую железную дорогу и автомобильную трассу до Азербайджана. Из Индии было доставлено 500 20-тонных вагонов и 50 паровозов. Объем железнодорожных перевозок для Советского Союза возрос с 200 т ежедневно осенью 1941 года до 700 т к середине 1942-го.
В программе помощи СССР приняла участие и Канада. По соглашению от 8 сентября 1942 года Канада предоставила СССР кредит в сумме 10 млн. канадских долларов, который был использован в поставках в СССР пшеницы и муки.
Поставки военной и экономической помощи Советскому Союзу от союзников определялись ежегодными протоколами, которые подписывались СССР, США и Великобританией.
Первый действовал с 1-го октября по 30-е июня 1942 года. В период его действия в СССР было направлено 282 корабля с грузом 1 420 000 т, из которых до берегов Советского Союза СССР 209 с грузом в 984 тыс. т. 51 корабль был потоплен, а 22 судна возвратились в Англию и были вынуждены разгрузиться там.
Второй протокол был подписан 4 октября 1942 года в Вашингтоне и срок его действия устанавливался с 1-го июля 1942-го по 30-е июня 1943 года. За этот период США и Великобритания направили в СССР около 8 млн. т груза военного назначения, часть которого затонула в водах северных морей, в том числе вместе с судами, входившими в число каравана «PQ-17».
Третий протокол был оформлен в Лондоне 19-го октября 1943 года со сроком с 1-го июля 1943-го по 30-е июня 1944 года. В нем впервые участвовала Канада, которая в мае 1943 года приняла закон о ленд-лизе и выделила на помощь СССР 1 млрд. долларов. За время действия этого протокола в СССР было поставлено более 7 млн. т военных грузов, а также грузов, недопоставленных по Второму протоколу.
Четвертый протокол был подписан 17 апреля 1945 года в Оттаве на период с 1-го июня 1944-го по 30-е июня 1945 года. Несколько позже к 4-му протоколу было сделано дополнение, касающееся поставок военного снаряжения и продовольствия в связи с вступлением СССР в войну с Японией.
Было несколько маршрутов поставок в СССР по ленд-лизу. Это северный путь из Исландии и Великобритании в Архангельск, Мурманск, Северодвинск и другие северные порты Советского Союза, который был самым коротким, но и самым опасным. Из 1530 транспортных судов, входивших в состав 78 конвоев, было потоплено 85 судов, из них 42 корабля, шедших с грузом в СССР, а 36 судов – шедших из СССР. Но вместе с тем союзники при участии советских кораблей и самолетов потопили на Севере 27 немецких подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. По этому пути союзники отправили почти 4 млн. т грузов, то есть 22,7% от общего количества поставок по ленд-лизу.
Второй маршрут, как уже говорилось, проходил через южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Использовались также порты Ирака. В Иране были построены сборочные авиазаводы, железнодорожные и автомобильные дороги. Советские летчики совершали облеты собранных самолетов, а порой своим ходом летели прямо на фронт. По этому пути было доставлено свыше 4,2 млн. т грузов, то есть 23,8% всех товаров, поставленных по ленд-лизу.
Третий, тихоокеанский маршрут был менее известным, но наиболее эффективным. Поскольку СССР не воевал с Японией, то суда, предоставленные США по ленд-лизу под советским флагом с советскими командами перевезли почти половину всех грузов, предоставленных по ленд-лизу, а именно 47,15%. Но и здесь несколько судов с грузами – «Кола», «Ильмень», «Трансбалт» – были потоплены, как отмечается в документах: «неизвестными подводными лодками».
В феврале 1942 года Ф. Рузвельт предложил осуществлять перегонку американских самолетов своим ходом из Аляски в Сибирь. Американские летчики доставляли самолеты до аэродрома в Фэрбенксе на Аляске, а оттуда советские летчики перегоняли их по маршруту Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск – Красноярск. Это была трудная трасса, но, тем не менее, по ней было доставлено 7925 самолетов, то есть более половины машин, поступивших из США в СССР.
Поставки товаров по ленд-лизу шли также арктическим путем. Колонны судов, в том числе предоставленных по ленд-лизу, в сопровождении ледоколов осуществляли переброску грузов в портовые города Северного морского пути, одновременно снабжая всем необходимым жителей советского Крайнего Севера. Через Арктику, а также весной 1945 года через Черное море было доставлено в СССР 1,1 млн. т грузов, что составило 6,3% всех ленд-лизовских поставок.
Кроме военной техники, среди ленд-лизовских поставок было много товаров, необходимых для восстановления народного хозяйства. Так, в докладной записке И. В.Сталину в феврале 1945 года сообщалось, что в Одессу американские суда доставили 1860 грузовиков, 40 судовых двигателей, 23 крана, 776 т железнодорожных рельсов, 734 т газопроводных и 256 т нефтяных труб, 11 100 автопокрышек с камерами, а также 51,2 тыс. пар обуви и 13 242 т продовольствия, а также другие товары.
Из Великобритании по ленд-лизу поступило в СССР 7400 самолетов, 4292 танка, 5 тыс. противотанковых орудий, 4000 радиостанций, 12 тральщиков, а также продовольствие и медикаменты.
Канада поставила в СССР 1188 танков, автомобили, промышленное оборудование, продовольствие, прежде всего пшеницу.
На ленд-лиз США тратили в течение 1941 – 1945 годов примерно 13–14% своих ежегодных расходов на военные нужды. Стоимость всех поставок в СССР по ленд-лизу составила 11 млрд. 200 млн. 344 тыс. долларов, в том числе из США – 9,8 млрд.
В послевоенных публикациях о помощи по ленд-лизу в годы войны её размер приравнивался к 4% валового продукта народного хозяйства СССР. И эта цифра вполне реальна, если брать по весу тонны угля, руды, бревен и других товаров и грузов.
Можно отметить и следующее. Авиационная промышленность СССР в годы войны выпустила 122 тыс. самолетов всех типов, а по ленд-лизу получили из США и Англии 22195 самолетов, что составляет 18%. Более значительными для нас стали поставки автотранспорта. Из США поступило 427 тыс. автомашин всех видов. С 1943 года наши знаменитые «катюши» устанавливались на американских «студебеккерах». Также в годы войны было поставлены 1981 паровоз и 11156 железнодорожных вагонов различного назначения (в СССР было произведено 92 паровоза и более 1 тыс. грузовых вагонов). В годы войны по ленд-лизу СССР получил 560 кораблей и судов.
Советское руководство во время войны высоко оценивало значение ленд-лиза в советско-американских отношениях. И.В. Сталин, произнося тост в честь Ф. Рузвельта на Конференции руководителей трех держав в Ялте в феврале 1945 года, подчеркнул роль президента «как творца инструмента, который привел к созданию антигитлеровской коалиции».
Ф. Рузвельт считал, что установившееся партнерство великих держав следует сохранить и после войны. Выступая в ноябре 1944 года с докладом Конгрессу о ленд-лизе, он заявил: «Ленд-лиз и обратный ленд-лиз являются системой комбинированного военного снабжения. Они должны были окончиться вместе с войной, но партнерство Объединенных Наций должно оставаться и становиться все крепче». К сожалению, 12 апреля 1945 года Ф.Рузвельта не стало.
Его преемник Г. Трумэн совершил резкий поворот в политике США. Это был тот самый Г. Трумэн, который, будучи сенатором, заявил 26 июня 1941 года в связи с нападением Германии на СССР, что следует помогать тому, кто будет терпеть поражение, и «пусть они убивают друг друга как можно больше».
12 мая 1945 года в посольство СССР в США поступила нота, в которой говорилось о прекращении поставок по ленд-лизу. Часть пароходов с грузами была возвращена. В Москве это вызвало негативную реакцию. Был проведён ряд переговоров, в результате чего поставки в СССР были продолжены, но только с западного побережья США, до окончания войны с Японией.
В этот же период произошел и случай, когда американская подлодка 17 июня 1945 года потопила между Сахалином и японским островом Хоккайдо советское судно «Трансбалт» с ленд-лизовским грузом в 10 тыс. т (рельсы, кузова к грузовикам и продовольствие, то есть, товары, необходимые для восстановления народного хозяйства), на общую сумму в 1 миллион 471 тысячу 129 долларов.
Дальнейшие попытки советского руководства продолжить переговоры о ленд-лизе не получили поддержки со стороны США.
А нанесение атомного удара по Японии, за три дня до вступления в войну против неё Советского Союза, возвестили миру не только об окончании Второй мировой войны, но и начале «холодной войны», где атомный шантаж играл особую роль.
Официальная дата прекращения действия программы ленд-лиза для СССР – 20 сентября 1945 года. Переговоры по выплате долга и возвращению ранее предоставленных судов продолжались с перерывами. В декабре 1947 года были возвращены 7 танкеров и одно сухогрузное судно. В сентябре 1949 года подписано соглашение о возврате 3-х ледоколов и 27-и фрегатов.
Пересматривался и долг СССР по ленд-лизу, который сократился с 2,6 млрд. долларов в 1947 году до 1,3 млрд. долларов в 1948-м и до 1 млрд. долларов в 1949-м.
В 1954 г. было передано США 38 небольших военно-морских судов, в 1955 г. переданы еще 62 судна, в основном торпедные катера и десантные суда.
Новым этапом урегулирования вопроса по ленд-лизу стал 1972 год, когда наступил период разрядки международной напряженности, в ходе которого между США и СССР был подписан ряд соглашений, в том числе и об урегулировании расчетов по ленд-лизу. СССР обязался к 2001 году выплатить 722 млн. долларов, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на 48 млн. долларов.
Но в 1974 году Конгресс США принял поправку Джексона-Вэника, которая лишала СССР, а в настоящее время Россию, режима наибольшего благоприятствования в торговле с США. В знак протеста СССР прекратил выплаты.
В 1990 году, в ходе переговоров президентов СССР И США была достигнута договоренность о погашении задолженности в размере 674 млн. долларов.
В 2003 году задолженность России по ленд-лизу, как правопреемницы СССР, была включена в общий список долгов Парижскому клубу, где в результате взаимных расчетов, выплат и уступок была ликвидирована в 2006 году.
Так разрешился вопрос о задолженности нашей страны по ленд-лизу, который периодически возникал в отношениях между Америкой и Россией. Всего за оказание услуг по ленд-лизу Советским Союзом и его правопреемницей Россией (!) выплачено американской стороне около 11 млрд. долларов.
Общественная организация «Русский культурный центр на Аляске» (штат Аляска, США, далее – РКЦА) реализует проект, идея которого заключается в установке бронзовых монументов американскому и советскому летчикам, осуществлявшим перегон из США авиатехники, поставляемой в рамках ленд-лиза по спецтрассе «Аляска-Сибирь». Мемориалы планируется установить в населенных пунктах по маршруту «Алсиба» (пос. Уэлькай, пос. Сеймчан, г. Якутск, г. Киренск, г. Красноярск). Проводимое мероприятие предполагается активно освещать в российских и американских СМИ.
И хочется пожелать, чтобы это освещение было объективным. Ведь и русский, и американский лётчик не думали, что участвуют в какой-то политической игре, а просто выполняли свой долг, совершая при этом подвиг. И благодаря им, в том числе, мир был избавлен от фашизма.
А имя Генри Уоллеса неплохо было бы увековечить мемориальной доской на доме, где он проживал во время своего визита на Колыму.
С.П. Ефимов, старший научный сотрудник Магаданского областного Краеведческого музея.
П.И. Цыбулькин, член Союза писателей России, г. Магадан.