История Хасынского района

Хасынский район образован 30 декабря 1966 года. До этого входил в состав Тенькинского района. Территория – 19,2 тыс. кв. км. Административный центр – пос. Палатка.

История Хасынского района тесно переплетается с историей планомерного геологического изучения Колымы, начатого экспедициями Ю.А. Билибина и В.А. Цареградского. Именно Валентину Александровичу Цареградскому обязан своим возникновением поселок Хасын (в переводе с эвенского – “стадо диких оленей”). Это он летом 1930 года, пробираясь с небольшим отрядом поисковиков по таежной долине реки Хасын, в береговом обрыве выше ручья Волчьего обнаружил выход угленосных отложений. “Наши усилия полностью себя оправдали, – рассказывал В.А. Цареградский. – Хотя результаты этих поисков и не были решающими в топливной проблеме, но сыграли немаловажную роль для той поры. В 1931 году Союззолото организовало разведку этого месторождения и добычу угля.

Не менее десяти лет Хасынское каменноугольное месторождение являлось едва ли не единственным источником топлива для электростанции и котельных в Нагаево и Магадане”, В 1938 году началась пробная эксплуатация Хасынского месторождения. Добыто было небольшое количество угля для Палаткинской автобазы, а также для пробного использования в котельных Магадана. Опытное сжигание показало, что в силу высокой зольности и низкой калорийности хасынского угля его потребуется вдвое больше, чем завозного сахалинского. Но так как это месторождение было недалеко от Магадана и связано было с ним автодорогой, в 1939 году руководство Дальстроя сочло целесообразным его разработку и снабжение этим углем города.

Началась планомерная разведка и эксплуатация Хасынского каменноугольного месторождения. Эксплуатация месторождения началась на его Северном участке, где еще в 1932 году инженером Г.Ф. Семеновым (партия АКО) была заложена небольшая шахта. За первый год работы (1939) на этом участке были выполнены значительные объемы геологоразведочного бурения, шурфовки и подземных горных выработок и добыто около 17 тысяч тонн угля для Магадана. Но потребность в угле Магадана и пос. Палатка росла с каждым днем, и это заставило горняков и геологов изыскивать возможности увеличения угледобычи. С этой целью в 1940 году начинаются разведочные работы и попутная добыча угля на Южном участке месторождения, обнаруженном в 1939 году геологом С.В. Домохотовым. Слаженная работа геологоразведчиков и горняков позволила с честью выполнить задание руководства Дальстроя и обеспечить город топливом. В 1940 году было добыто на Хасынском месторождении 65,1 тыс. тонн угля.

Вместе с тем, начиная с 1932 года, через территорию Хасынского района проходит снабжение золотодобывающей промышленности Дальстроя. Еще в середине марта первая тракторная колонна с грузами вышла из Нагаева до Эликчана и сплавного пункта Хета. Тракторы преодолели все, в том числе и казавшийся неприступным Карамкенский перевал и Яблоновый хребет. Груз был доставлен в Эликчан, а потом и на сплав к реке Хете. Начальник колонны Борисенко и механик Геренштейн направили директору Дальстроя Э.П. Берзину телеграмму-рапорт: “Задание сломить тайгу выполнено, механический транспорт победил. Тракторами пройдено 260 километров”. Затем за март-май 1932 года на прииски было завезено 1458 тонн промышленных, продовольственных и технических грузов. Кроме того, в апреле 1932 года по проторенной дороге из Нагаево в тайгу было отправлено транспортом свыше 600 человек, из которых 534 – золотоискателя, остальные строители, лоцманы, конюхи и др. Это время можно считать периодом начала строительства будущих поселков Хасынского района – Палатка, Атка на дорожных дистанциях, первоначально получивших название 87-го и 208 км.

В сентябре 1932 года между поселком 87-го км и Магаданом была установлена радиосвязь и начался прием телеграмм, а спустя два месяца между ними была установлена и телефонная связь. 8 июля 1934 года перевалочный пункт на 208 км трассы, перенесенный с Элекчана, получил название Атка. А в ноябре этого же года было открыто пассажирское автомобильное сообщение от Магадана до Стрелки через строящуюся Колымскую трассу, проходящую через Палатку и Атку.

Для обслуживания трассы, перевозки большого количества грузов здесь строятся гаражи, складские помещения. Палатка и Атка становятся центрами автобаз. Автобазы быстро завоевывают популярность. Палаткинские и аткинские шоферы становятся известными на всю Колыму. В июле 1937 года водители И.Ф. Андрущенко и Н.И. Федюкин впервые в сложных дорожных условиях переправили на трехтонной автомашине “ЗИС-5” Шуховский котел для электростанции поселка Спорный. Он весил 12 тонн. Но некоторое время спустя на пятитонном “ЯК-4” водитель Гудименко уже перевез 18-тонный котел.

Трасса работала, мужала. Росли и люди. В феврале 1939 года в Атке состоялся слет стахановцев автобазы № 2. В нем приняли участие работники автобазы, награжденные орденами и медалями СССР. С докладом о выполнении плана по грузоперевозкам выступил начальник автобазы Иванов.

С промышленным освоением Колымы было связано и возникновение на территории Хасынского района в 1933 году совхоза “Талая”. Нехватка техники, машин диктовала необходимость использования для перевозок грузов оленей. Поэтому в первые годы организации хозяйство имело транспортное направление, а позднее – мясо-транспортное. Организатором совхоза явился местный житель Н.П. Березкин. Большую хозяйственную помощь коллективу оказывал и первый директор Дальстроя Э.П. Берзин. Совхоз начал свою деятельность с закупки транспортных оленей у местного, тогда еще кочевого, населения Ольского района, позднее – Северо-Эвенского района и Корякского национального округа. На 1 января 1934 года в хозяйстве насчитывалось 1307 оленей, а спустя семь месяцев -9247. Центральная усадьба совхоза первоначально располагалась на реке Бохапча. В 1934 году, ввиду промышленного строительства в зоне пастбищ, совхоз вместе с центральной усадьбой перебазировался в верхнее течение реки Талая, где позднее был организован курорт “Горячие ключи”. С апреля 1936 года совхоз вошел в состав Колымского управления сельского и промыслового хозяйства.

Возглавлял тогда коллектив один из опытнейших хозяйственных работников Дальстроя М. Эпов. По итогам 1936 года за хорошие производственные показатели было премировано 78 человек. К лету 1937 года число стахановцев в совхозе увеличилось до 122, а к концу года – уже до 250 человек. Окреп и сам совхоз. Вместе с тем 17 октября 1940 года в поселке оленесовхоза открылся санаторий “Горячие ключи” (сейчас “Талая”). В связи с этим в апреле 1941 года по распоряжению руководства Дальстроя все помещения совхоза были переданы организованному курорту, а центральная усадьба хозяйства перебазирована на новое место в район устья реки Талая.

В годы Великой Отечественной войны на территории Хасынского района возник первый на Колыме стекольный завод. Тогда война остро поставила перед колымчанами задачу обходиться своими средствами, сырьем, не надеяться на “материк”. Среди других дефицитных материалов большой спрос был на стекло. Оно требовалось для теплиц и парников, жилья, промышленных предприятий. Помощь пришла неожиданно, а главное – вовремя. Недалеко от Магадана был обнаружен вулканический пепел, который представлял замечательное сырье, почти готовую шихту для варки стекла. Лабораторные анализы были подтверждены небольшой практической варкой. После этого решено было строить поблизости свой стекольный завод.

“Мы создавали стекольный завод Колымы почти на пустом месте, – рассказывал один из его основателей Данишевский. – Кроме сырья, да и то необычного, нигде до этого не употреблявшегося вулканического пепла, ничего у нас не было. Ни квалифицированных специалистов-стекольщиков, ни разработанной технологии, ни машин и оборудования, ни хотя бы чертежей”. Зато было горячее стремление во что бы то ни стало создать завод. Уже проектирование и сооружение его были подвигом. Из наличного материала, используя инженерную мысль, рабочую смекалку, подручными средствами воздвигались многометровые арки, или гуты, строились печи, конструировалось и изготовлялось на месте оборудование. Самые простые вопросы строительства при жестоком морозе до 50° становились сложными и требовали смекалки. Именно с поправкой на эти холода и было уложено газовое и печное устройство. Газопровод провели под землей, что потребовало дополнительных конструктивные изменений.

7 февраля 1942 года в плавильную печь стекольного завода был подан газ. Началась первая плавка стекла. Она прошла успешно. Первой продукцией завода стало листовое стекло. Конечно, оно не отличалось совершенством. Зеленоватое, в большинстве своем волнистое и неровное, оно не годилось для зеркал или для оформления сервантов и шкафов. Но это было первое колымское стекло, которое шло на остекление парников и теплиц, окон. Так, много стекла получил совхоз “Эльген”, который в те годы развивал свое теплично-парниковое хозяйство. А затем завод стал расширять производство и ассортимент изделий. Уже в ноябре 1942 года завод выполнил свой первый годовой план. Технологический процесс непрерывно совершенствовался, коллектив набирался опыта. В следующем году было внедрено более 150 рационализаторских предложений с годовой экономией в 213 тысяч рублей. Появилось много новшеств. Так, первоначально тепловые агрегаты работали на местных огнеупорах, выдерживавших от 4-х до 5-ти месяцев. Но благодаря большой работе специалистов огнеупоры при непрерывной температуре до 1450 градусов стали служить по семь — восемь месяцев, что сразу же дало до 200 тысяч экономии государственных средств. Стекольный завод делал большое дело. Вот характерный пример: оконным стеклом, выпущенным до 1 мая 1944 года, остеклено до 800 домов (в переводе на стандартные восьмиквартирные дома). Морской транспорт получил возможность перевезти 175 тонн других, более нужных Колыме грузов. От сокращения боя при транспортировке стекла была достигнута экономия в 600 тыс. рублей государственных средств. К концу войны – первая и главная задача – обеспечить Колыму своим стеклом – была блестяще выполнена. Стекольный завод даже поставлял свою продукцию в другие районы страны.

С началом Великой Отечественной войны в поселок Хасын перебазировалось из Магадана управление угольной промышленности Хасынское месторождение стало давать больше угля.

Большую роль в оперативном снабжении должны были сыграть средства доставки и еще в апреле 1941 года началось строительство узкоколейной железной дороги Магадан-Палатка. Увеличились грузоперевозки, выполняемые Палаткинской и Аткинской автобазами. Водители работали по-боевому. Так, например, на Аткинской автобазе к лету 1942 года семнадцать шоферов-стахановцев закончили годовые планы грузоперевозок. А водитель Н.И. Иванов, выполнивший годовой план в июле 1942 года, достиг производительности труда 198% и сэкономил за это время 14% горючего по отношению к норме расхода.

В послевоенные годы в поселке Хасын размещалось РайГРУ “Углеразведка”. Со временем специализация поисков и разведки изменилась, изменилось и название управления. Геологическая организация стала называться Приморской комплексной экспедицией, куда вошли Аянская, Анадырская, Пенжинская и Охотская экспедиции и три круглогодичных партии по разведке месторождений угля. В период 50 – 60-х годов был открыт ряд россыпных месторождений золота в Охотском и Анадырском районах, разведаны и переданы в эксплуатацию несколько угольных месторождений. В 1960 году территория деятельности экспедиции уменьшилась: Анадырская и Пенжинская экспедиции отделились, остальные ликвидированы. Большое развитие получила геофизика. Наступил наиболее плодотворный период деятельности геологов Хасына – 60-е годы, когда был открыт ряд рудных месторождений золота и других полезных ископаемых.

Хотелось бы отметить, что еще в 1931 году на небольшом участке речки Хасын, недалеко от Карамкена, вела поиски угольного месторождения партия В.А. Цареградского. В 1933 г. в районе Карамкена работали геологи из партий Д.В. Вознесенского и Ф.К. Рабинович. Но лишь в 1964 году возле поселка Карамкен поисковой партией Виталия Леонидовича Яскевича было обнаружено месторождение золото-серебряных руд. В 1971 году геологи Хасына и Карамкена приступили к проектно-изыскательским и подготовительным работам. А в четвертом квартале следующего года технический проект на строительство ГОКа был утвержден. В устье ручья Живописного возник рудник. Красивый главный корпус обогатительной фабрики поднялся на 24 метра. Тут же расположились административно-бытовой комбинат, блок вспомогательных цехов, соединенных галереями. Рудное месторождение золота разрабатывается с помощью высокопроизводительной техники. Все операции по обогащению руды автоматизированы, внедрена автоматическая система управления, обработка всех данных производится на ЭВМ. В заботах о повышении уровня автоматизации производственных процессов постоянно находится коллектив участка контрольно-измерительных приборов и автоматики. Он успешно справился с переводом пачуков в цехе сорбции на автоматический режим налива, с рядом других важных работ, способствующих повышению качества извлечения металла, надежности работы оборудования, улучшению труда операторов. В этом заслуга А.С. Окунева, С.Н. Любимова, В.Н. Попкова, В.Н. Антонова и других. Вступивший в строй в год 60-летия Великого Октября Карамкенский комбинат, носящий имя Ленинского комсомола – детище десятой пятилетки, символ мужества строителей Северо-Востока.

12 июня 1964 года из совхоза “Дукча” был выделен животноводческий совхоз “Хасынский”. Совхоз принял молочное направление. Его первым директором стал Андрей Иванович Заболоцкий. Талантливый руководитель, человек основательно знающий производство и людей, Заболоцкий создавал прочный, боевой коллектив. При нем совхоз “Хасынский” очень быстро окреп, набрал темпы и стал выходить по развитию молочного животноводства на первые места в области. Стало меньше ручного труда, с каждым годом улучшалось положение с кормами. И на волне этих успехов стали особенно выделяться достижения доярки Дины Ерофеевны Жункиевской. Неуклонно приближалась она к пятитонному рубежу и побила его уже в 60-е годы. В 1968 году она была награждена орденом Ленина. Высокая награда звала на еще более высокие дела и в 1970 году Жункиевская перешла на еще более укрупненную группу коров – 60 голов. Пришли новые победы. Еще дважды отметила Родина трудовые успехи доярки орденами Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, медалями ВДНХ. А в 1975 году Жункиевская выступила за тысячетонный надой молока в десятой пятилетке. Она призвала мастеров машинного доения выдаивать от своей группы коров по двести тонн молота в год.

Почин бессменного лидера трудового соперничества вызвал широкую поддержку среди тружеников ферм. Новое движение во многом способствовало совершенствованию технологических процессов в животноводстве, внедрению передовых приемов и методов труда. Осенью 1979 года Жункиевская преодолела и свой тысячетонный надой за пятилетку, с превышением планового надоя на одну фуражную корову почти на 50 килограммов молока. Это великолепный успех навсегда вошедший в историю сельского хозяйства области.

Еще в 50-е годы добивались высоких результатов оленеводы старейшего хозяйства Колымы совхоза “Талая”, улучшив выпас оленей, методы их содержания в загонах, противооводную обработку. Концентрация производственной деятельности, ликвидация ряда вспомогательных предприятий и сокращение административного аппарата позволили вдвое сократить расходы на заработную плату. Повысились и заработки оленеводов. Однако в последующем оленеводство совхоза “Талая” из-за рада причин стало убыточным. Решения партии по интенсификации сельского хозяйства заставили руководителей и коллектив совхоза “Талая” пересмотреть производственные резервы оленеводства. В совхозе быстрыми темпами стали развиваться молочное животноводство и птицеводство. За ними и оказалось будущее “Талой”. В конце 1967 года первый цех совхоза, переведенный на клеточное содержание был сдан в эксплуатацию. Клеточное содержание птицы доказало свою эффективность на Колыме. В июле 1968 года совхоз “Талая” стал специализированным – птицеводческим. В 1971 году здесь была проведена серия экспериментов по выращиванию цыплят местных пород – бройлеров – и уток. Тогда было определено, что при одинаковых экономических показателях выгоднее заниматься разведением бройлеров. И десятая пятилетка стала знаменательной для коллектива “Талой”. Перейдя первыми в области на выращивание бройлеров, труженики совхоза план по производству основных видов сельскохозяйственной продукции выполнил досрочно. Производство мяса в десятой пятилетке возросло в 2,7 раза, молока – на 111,8%, яиц – на 126,3%. И сейчас совхоз “Талая” – одно из лучших предприятий по Министерству сельского хозяйства РСФСР.

За истекшие пять лет – 1979 – 1983 годы – объем промышленного производства в целом по Хасынскому району увеличился в 2,2 раза и достиг почти 300 миллионов рублей. За эти годы в народном хозяйстве района ведущей отраслью стала горнодобывающая промышленность. Промышленные предприятия произвели товаров народного потребления почти на 15 миллионов рублей. В 1983 году их было выпущено в 1,5 раза больше, чем в 1979 году, в том числе мебели в 1,6 раза. Средняя заработная плата одного работника промышленно-производственного персонала за пятилетие возросла на 43,1%, или на 133 рубля в месяц. Производительность труда за этот период возросла на 56,3%.

Дальнейшее развитие получило сельское хозяйство, окрепла его материально-техническая база. За пять лет объем капитальных вложений по совхозам составил более 8 миллионов рублей. В 1983 году поголовье крупного рогатого скота по всем категориям хозяйств достигло 4,4 тысячи голов, или на 9,3% больше, чем на начало 1979 года. Поголовье птицы в совхозе “Талая” за этот период возросло на 52 тысячи, или на 14,2% и составило 417 тысяч. За пять лет произведено мяса скота и птицы 11,7 тысячи тонн, молока 33 тысячи тонн, получено 104,4 миллиона штук чиц, выращено 2,8 тысячи тонн овощей. Выполнен государственный план закупок по всем видам сельхозпродуктов.

Автотранспортными предприятиями за этот период выполнен объем грузооборота на 1025 миллионов тонно-километров, перевезено грузов более 8,6 миллионов тонн. В 1980 году введен в эксплуатацию районный узел связи с АТС на 2000 номеров. В 1983 г. объем продукции предприятий связи к уровню 1979 года увеличился в 1,6 раза, емкость телефонных станций возросла на 41 процент.

В 1979 – 1983 годах на развитие экономики и культуры района была направлено 107 миллионов рублей капитальных вложений, введено в эксплуатацию основных фондов на 104,4 миллиона рублей. Особенно быстрыми темпами развивалось жилищное строительство. Объем капитальных вложений на строительство жилья за пять лет составил около 30 млн. рублей. Переселено в благоустроенное жилье 255 семей.

Населению района за последние пять лет оказано бытовых услуг на 8,2 млн. рублей, или в 1,4 раза больше, чем за 1974 – 1979 гг. В среднем на одного жителя в 1983 году оказало услуг на 60 рублей 56 коп., или на 17,3% больше, чем в 1979 году.

С 1 января 1979 года по 1 января 1984 года население Хасынского района увеличилось на 5,7 процента и составило 29,4 тысячи человек, В сельской местности проживает 3,3 тысячи человек. За эти годы дальнейшее развитие получило народное образование. Введены в эксплуатацию пристройки к школам в пос. Карамкен, Хаcын, Стекольный на 720 мест, открыта начальная школа в пос. Арарат. Введено 5 детских садов в пос. Арарат, Талая, Карамкен, Палатка, Стекольный на 350 мест.

На развитие учреждений здравоохранения было направлено 20,2 млн. рублей. В 1979 – 1983 гг. на развитие учреждений культуры было направлено 2,1 млн. рублей, или в 2 раза больше, чем в 1974 – 1978 гг. В районе действует 32 киноустановки, которые обслуживают свыше 200 тысяч кинозрителей. Книжный фонд в самостоятельных массовых библиотеках (кроме школьных) насчитывает более 250 тысяч экземпляров. В детских музыкальных школах и школах искусств обучается 380 учащихся.

Автор статьи: А. Козлов

Старший научный сотрудник отдела истории советского общества

Январь 1984 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *