Техника для Севера

Вертолёт Ми-4

Согласно воспоминаниям геолога Н. Чемоданова ранее 1957-го вертолёты в геологии на территории Магаданской области не использовались. Что хорошо согласуется с годом создания Магаданской авиагруппы Гражданского воздушного флота. Вообще, вертолёт Ми-4 был в те годы дьявольской новинкой. Это первый серийный геликоптер, выпускавшийся для Вооружённых Сил СССР и для гражданских целей одновременно.

31Среди гражданского населения на Дальнем Востоке впервые его использовали именно геологи. Военные – люди подневольные. Им сказали: «Лезь в эту бочку без крыльев!» – им и деваться некуда. А вот гражданские организации, как вспоминали современники, первое время относились к новинке прохладно: себестоимость лётного часа заметно выше, чем у самолётов, вид непривычный, да и недоделок много. Поэтому от ГВФ у Миля заказов поначалу было немного.

Геологи – ребята отчаянные. Они рискнули. В 1955 году в районе Дальнегорска (Приморский край) вертолётом Ми-4 была переброшена первая геологическая партия. А потом заказы от геологов посыпались один за другим. Специалисты утверждают, что применение вертолётов оказало большое влияние на всю историю геологоразведки Северо-Востока. Благодарные колымчане один Ми-4 превратили в памятник. Некоторое время эта машина стояла около авиаремонтного завода в Магадане. Но в лихие девяностые её разбомбили охотники за цветным металлоломом.

На авиатрассах на смену Ми-4 в шестидесятые пришёл его более современный собрат Ми-8. Но, как мне рассказывали, на Камчатке один Ми-4 летал вплоть до 2000 года. Согласно официальной статистике, в советское время вертолётный парк Магаданской области насчитывал 150 машин. Сейчас их осталось около десятка. Заметьте разницу.

Взлет по уставу, против ветра.
Художник ас и ас пилот,
Знак мастерства. Автограф мэтра –
В Колымском небе вертолет.
Эти строчки написал А. Мехеда, бывший вертолётчик, а ныне – фотохудожник, автор фотоальбома «Моя Колыма».

Легендарный танковый тягач

Автомобиль-тягач «Даймонд Т980» (Diamond Т980) – легендарная машина, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой. Всего поставлено в СССР 295 единиц (по советским данным).
Тягач предназначался для транспортировки и эвакуации танков. Был вполне способен «утянуть» даже тяжеленный ИС-2. Однако в Советской Армии по прямому назначению использовался не так, чтобы очень часто. Некоторые исследователи утверждают – потому что в Советской Армии просто не было самой концепции транспортировки танков на колесных автомобилях. (Американцы еще до войны проработали схему доставки танков на поле боя и эвакуации подбитых машин на тягачах).

А вот в народном хозяйстве использовался в самых разнообразных климатических зонах, причём долгие годы после окончания войны. В условиях Дальстроя «Даймонды» были незаменимы при перевозке тяжёлого промышленного оборудования, но, увы, быстро разбивали грунтовое дорожное полотно и деревянные мосты на многочисленных реках. Часть машин нашими умельцами была «оттюнингована» под местные условия. Утепляли капот и кабину машины подручными материалами.

Для перевозки ГСМ использовали цистерны, которыми загружали тягач и прицеп. Больших наливных цистерн тогда не существовало, поэтому для транспортировки значительных объёмов помимо железной дороги использовали различные импровизации, вроде варианта выше.

Мирный советский трактор

Считается, что слово «конверсия» вошло в обиход при Горбачёве. Ну, это когда военные заводы вместо головок самонаведения ракет заставляли выпускать алюминиевые тазики. На самом же деле, продукция двойного – военного и гражданского – назначения в Союзе выпускалась задолго до. Один из ярких представителей такой продукции –  АТС-59Г.

32Значение гусеничных вездеходов для геологоразведки – неоценимо. АТС-59Г в 60-е и 70-е годы направляли, в основном, в Западную Сибирь – для поиска нефти и газа. Но некоторое количество машин перепало Магаданской области.

В армии АТС (артиллерийский тягач средний) использовался, в основном, для транспортировки зенитно-ракетных комплексов. (Кстати, кабина этого трактора в военном варианте оборудована вентиляционными приспособлениями для защиты от радиации). А в народном хозяйстве – чтобы по бездорожью доставлять к месту назначения людей и грузы.

В Магаданской области и на Чукотке АТС использовались также оленеводами. По отзывам знакомых мне вездеходчиков – машина не очень простая в управлении и эксплуатационном обслуживании. Хотя грузоподъемность была ее главным достоинством – машина могла поднять до трёх тонн и тащить на скорости до 45 км\ч по тундре.

А ещё аналог АТС-59 в более простом варианте производили в Польше – для поставки в отсталые африканские страны. Не исключено, что польский вариант АТС-59 тоже поставлялся в Магаданскую область. Есть устное свидетельство, что Хасынская ЦГЭ получила тягачи в начале 1980-х именно польского исполнения. В их комплектацию входил брезент необычного ярко-зелёного цвета, который местные жители использовали для пошива различных вещей.

Железные «Сталинцы»

33В освоении Колымы большую роль сыграли машины, произведенные на Челябинском тракторном заводе имени Сталина.
На фотографиях тех времен можно увидеть трактор марки С-65, который тащит караван по бездорожью в 1956 году. Подобный метод перевозки грузов и людей был достаточно распространен, пока на Севере чувствовался недостаток специальной вездеходной техники. Образец данного трактора сохранился в музее техники в Тольятти. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».

Нельзя не вспомнить и  бульдозер на базе трактора С- 80, принадлежащего Хасынской ЦГЭ. Трактор С-80 выпускался на Челябинском тракторном заводе и поставлялся во все регионы СССР и во многие страны «третьего мира». Гусеничные машины на его базе делали в Чехословакии по лицензии. Характерной особенностью бульдозера является наличие канатно-блочного привода отвала (проще говоря, лебёдки со стальным тросом). Никакой гидравлики, чистая механика. От этого – некоторая неповоротливость и сложность в управлении. Зато и надёжность на высоком уровне. Эта конструктивная особенность делает бульдозер невероятно узнаваемым внешне – его силуэт сложно с чем-то спутать.

Гусеничный транспортёр-тягач

34ГТТ был создан в конце 1950-х годов. Он представляет собой пример продукции двойного назначения – широко использовался и в Советской Армии, и в гражданских отраслях. В Магаданской области его эксплуатировали геологи, оленеводы, охотники, рыбинспекторы, да и вообще все, кому надо было надёжно и быстро проехать по тундре и болотам. В Хасынском районе, в частности, его можно было увидеть в ЦГЭ и в совхозе «Юбилейный». Способен принять на борт 2 тонны груза, а на прицепе тащить все четыре.

Подвеска независимая торсионная. Умеет плавать, а небольшие габариты делают возможным езду по тайге – между деревьев. По словам водителей, хорошо преодолевает крутые подъёмы, карабкается вверх даже по осыпям. И ещё его большой плюс – двигатель заводится даже при весьма низких температурах. Вездеход оказался долгожителем – его до сих пор производят и эксплуатируют в России.

 Автор: Засухин Павел Александрович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *