С-224 проект 613, 613в

s-224-5

Офицеры и мичманы плс «С-224»: (слева направо) к-р БЧ-3 ст. л-т Чубов В., ЗКПЧ ст. л-т , связист м-н Ахметкузин, КМГ ст. л-т Курганов С.П., к-р БЧ-5 кап. л-т Смыков В.Ф., прикомандированный л-т с другой пл.

1954 год 20 мая
Заложена на эллинге судостроительного завода № 444 им. А.Марти в г.Николаев как средняя подводная лодка.

1954 год 16 июля
Зачислена в списки кораблей ВМФ.

1954 год 20 августа
Спущена на воду, экипаж временно подчинен 139-му ДнСПЛ ЧФ.

1954 год осень
Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, экипаж временно подчинен 180-й БрУСПЛ ЧФ.

1955 год 30 июня
Вступила в строй.

1955 год 8 июля
Временно включена в состав ЧФ.

1955 год лето
Переведена по внутренним водным системам из Азовского моря в г. Ленинград.

1955 год 20 сентября
Перечислена в состав 4-го ВМФ.

1955 год 24 декабря
Перечислена в состав КБФ.

1955 год осень – зима
Переведена в Екатерининскую гавань (предположительно вокруг Скандинавского п-ва).

1956 год 27 февраля
Перечислена в состав СФ. Вошла в состав 14-й ОБрПЛ СФ для перехода в составе ЭОН-66 с базированием на г. Полярный.

1956 год весна – лето
До июля шла подготовка к переходу (докование, замена гребных винтов на стальные, погрузка продуктов с учетом возможной зимовки). Продукты, в основном это были консервы, грузились в цистерны вспомогательного балласта (торпедозаместительную, дифферентные, кольцевого зазора). В уравнительную цистерну была принята пресная воду. Поэтому ПЛ погружаться под воду не могла.

1956 год июль – август
15 июля вышла из г.Полярный в составе бригады ПЛ ЭОН-66 для трансарктического перехода на Дальний Восток. ЭОН сделала остановку на Диксоне и ждала там около месяца, пока вскроется лёд в проливе Вилькицкого. Через месяц ЭОН продолжила движение дальше и дошла до о. Врангеля. В пролив Лонга ПЛ 613 проекта и несколько НК не пустили, так как там началось сжатие льдов. ПЛ с помощью ледоколов перешли на рейд реки Колыма. По прибытии было решено четыре подводные лодки (предположительно в их числе и ПЛ С-224) отправить обратно в г.Полярный, а оставшиеся 8 ПЛ и НК завести в реку Колыма и оставить там зимовать. Перед этим всех молодых матросов и старшин передали на остающиеся зимовать подводные лодки, а взамен перевели на уходящие в Полярный ПЛ матросов и старшин, подлежащих демобилизации в 1956 году.

1956 год август (предположительно)
После возвращение в г.Полярный вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ.

1957 год весна (предположительно)
Вошла в состав 19-й ОБрПЛ для перехода в составе ЭОН-67 на ТОФ.

1957 год 25 июля – 1 сентября
Совершила трансарктический переход в составе ЭОН-67 из г.Полярный в на Дальний Восток в бухту Проведения и далее в бухту Тарья (г. Петропавловск-Камчатский).

1957 год 14 октября
Перечислена в состав ТОФ. Предположительно вошла в состав 125-й БрПЛ (или 8-й БрПЛ) 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Тарья.

1961 год – 1962 год
Прошла ремонт с модернизацией по проекту 613В на “Дальзаводе” в г.Владивосток. На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ ТОФ .

1962 год (предположительно)
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток).

1963 год
Первой в истории соединения выполнила задачи боевой службы в районе Филиппинского моря, за время которой осуществляла скрытное слежение за авианосной ударной группой ВМС США.

1965 год 13 января – апрель
В составе группы подводных лодок из состава 6-й ЭскПЛ ТОФ под командованием контр-адм. Медведева Е.И. со штабом на борту ПБПЛ «Бахмут», выполнила задачи 55 суточной боевой службы в южной части Тихого океана, за время которой осуществляла неоднократные условные атаки авианосной ударной группы ВМС США, оставаясь необнаруженной.

1967 год

26 июня 1967 года С-224 перечислена в состав 171-й ОБрПЛ КТОФ с базированием на бухту Нагаева (г. Магадан). Командир лодки капитан 3 ранга Дробышев.

Летом 1967 года лодка ушла в автономное плавание из Владивостока.

По окончании автономки С-224 вернулась во Владивосток. После автономки лодка встала на ремонт в док на Дальзаводе, в бухте Золотой рог. В ремонте лодка простояла около полтора месяца.

После ремонта лодка прошла ходовые испытания.

В ноябре 1967 года лодка совершила переход из Владивостока на свою новую базу – в Магадан. Переход был сложным, при походе к Магадану лодку затерло льдом и С-224 вел ледокол.

Зиму 1967-1968 года лодка провела на своей базе в бухте Нагаево. Экипаж С-224 жил на плавбазе «Кулу»

1968 год

В мае 1968 года при подвижке льда, в условиях зимовки в бухте Нагаево, получила серьезные повреждения. Во время внезапного захода большого ледяного поля в бухту Нагаева, тащилась на швартовых за плавбазой «Кулу», пока они не оборвались. У ПЛ сорвало треть носовой обшивки лёгкого корпуса. По словам очевидцев, у С-224  нос загнуло по торпедные аппараты.

Носовую часть С-224 выправили  и подварили в бухте Нагаево.

Переход из Магадана в Советскую гавань на ремонт.

Ремонт в доке в Советской Гавани. Полная зачистка цистерн, корпуса  и покраска. Так же снимали часть агрегатов и ремонтировали в заводе.

Осенью 1968 года С-224 совершила автономное плавание.

После автономного плавания С-224 ушла на Камчатку.

1969 год

До декабря 1969 года С-224 простояла на Камчатке, Рыбачий-2 бухта Крашенинникова.

В декабре 1969 года лодке совершила переход с Камчатки на свою базу – Магадан.

1972 год

23 декабря 1973 года после проведения дифферентовки на внешней рейде г. Владивосток столкнулась с танкером «Советская нефть», в результате чего была повреждена носовая оконечность ПЛ, а командир ПЛ был снят с должности.

1973 год

Зимой 1973-1974 года несла боевое дежурство в Бичевинке.

1974 год

В декабре С-224 в составе отряда из 5 лодок и ПБ-3 «Магаданский комсомолец» ушла зимовать на Камчатку.

Зиму 1974-1975 года провела в Завойко на Камчатке.

1975 год

В апреле 1975 года С-224 ушла в автономное плавание на 45 суток.

По окончанию автономки лодка вернулась в Завойко.

В конце мая С-224 с остальными лодками 171 бригады вернулась на свою базу – в бухту Нагаево города Магадана.

Зиму 1975-76 годов провела на своей базе в Магадане.

1976 год

В июне 1976 С-224 ушла из Магадана в Советскую гавань.

В июне 1976 года прошла ремонт в бухте Бяудэ залива Советская Гавань. В уравнительных цистернах были найдены 4 больших раковины. Ремонт был закончен в июле 1976 года.

В июле 1976 года лодка совершила переход Советская гавань – Магадан, шла через Татарский пролив.

В декабре 1976 часть офицеров с  С-224 была отправлена на Камчатку.

Зиму 1976-1977 годов провела на своей базе в Магадане.

В 1976 году экипаж объявлен «отличным».

1977 год

До июня 1977 года С-224 оставалась на своей базе – в Магадане.

1983 год

Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Расформирован экипаж. В бухте Нагаева (г.Магадан) поставлена на отстой.

1984 год

Корпус ПЛ был уложен в тело пирса для подводных лодок возле ручья Холодного.

Спасибо за помощь и воспоминания Анатолию Шляхову, Виктору Грошелеву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *