1980 год
Возвращение с Вьетнама 14 октября 1980 во Владивосток в Заветы Ильича. Командир лодки Григорьев.
Осень С-221 Провела в Советской Гавани.
Начало зимы С-221 провела в Ракушке.
В конце ноября 1980 года на С-221 были загружены торпеды с ЯБ в Сов Гавани.
1981 год
3-4 января С-221 ушла в Ракушку (Приморский край).
Командир С-221 капитан 2 ранга Беляков Анатолий Митрофанович.
В феврале 1981 года командир лодки С-221 Григорьев сломал ногу и на его место пришел Беляков, Беляков оставался командиром лодки до 1985 года.
Во время стоянки в Ракушке лодка С-221 отрабатывала боевая учеба, стрельбы.
С-221, зимовка в Ракушке. Январь-Март 1981 года. Кубрик на плавбазе «Бахмут».
В феврале 1981 года экипаж и лодка С-221 участвовала в тушении пожара на плавбазе «Бахмут».
Под командованием временного командира Валеева лодка С-221 для погрузки боезапаса должна была подойти ВТС (для погрузки торпед). Командир лодки не рассчитал скорость сближения и лодка протаранила борт ВТС. В борту ВТС осталась вмятина диаметром около 2 метров, лодка не пострадала.
В начале марта 1981 года лодка С-221 ушла в автономное плавание.
В апреле 1981 года лодка вернулась с автономного плавания в Ракушку.
На турбазе «Перекат», Северного судоремонтного завода, лето 1981 года, отдых после боевой службы.
После автономного плавания экипаж С-221 отдыхал на турбазе «Перекат», Северного судоремонтного завода.
В начале мая 1981 С-221 ушла в Советскую Гавань.
В 1981 году – экипаж ПЛ С-221 занял 1 место на соединении, экипаж объявлен «отличным».
В июне 1981 года С-221 присвоено почетное звание «Комсомолец Таджикистана».
В июне 1981 года прибыла делегация комсомола из Таджикистана на базу Заветы Ильича. Жила делегация на плавбазе «Бахмут».
Летом 1981 года лодка С-221 принимала участи в учениях КТОФ.
Ноябрь-декабрь 1981 года подведение итогов обучения экипажем С-221.
В декабре 1981 года лодка ушла зимовать на Симушир в бухту Броутон. Экипаж жил в клубе. Лодка была второй после С-176, кто заходил в эту бухту из подводных лодок.
1982 год
В начале 1982 года пришла директива о переводе С-221 в 171 ОБПЛ с пунктом базирования в бухте Нагаево города Магадана.
В феврале 1982 года С-221 покинула остров Симушир (бухта Броутон)
Участие в учениях у Командорских островов.
Учения с лодкой из 171 бригады, торпедная дуэль.
Возвращение на Камчатку из-за выхода из строя электромотора.
Ремонт на плаву в Завойко (Петропавловск-Камчатский)
1 марта 1982 года после ремонта в Завойко лодка С-221 ушла в автономное плавание (боевая служба).
В середине марта 1982 года лодка попала в тайфун, в результате лодка потеряла часть легкого корпуса.
С-221. Снимок с левого борта рубки на поврежденное место после тайфуна, остров Симушир.
1 апреля 1982 года лодка вернулась с автономного плавания на остров Симушир .
Почти весь апрель 1982 года С-221 пробыла в бухте Броутон.
21-22 апреля 1982 года С-221 покинула бухту Броутон.
26 апреля 1982 года С-221 прибыла в бухту Постовая (Советская Гавань, Заветы Ильича) с рядом неисправностей.
С-221 у 14-й пирса, бухта Постовая. На фото виден Шанхай, пос. Заветы Ильича. 9 мая 1982 года.
В мае 1982 года во время майских праздников лодка встала на ремонт в завод.
С-221. Александр Фисенко, штурманский электрик.
Вручена медаль Ушакова штурманскому электрику Александру Фисенко.
Около 10 июня 1982 года лодка вышла с завода.
После ремонта лодка вышла на выполнение задач. При погружении на глубине 50 метров вырвало пробку охлаждения с дизеля, 5 отсек был затоплен наполовину… Командиром были проведены учения – борьба за живучесть, в результате чего течь была устранена и отсек осушен.
17 июня 1982 года С-221 ушла в очередное автономное плавание.
Июнь-июль 1982 год. Автономка. Экспроприация японских сетей.
17 июля С-221 вернулась с автономки в Советскую Гавань.
Под воздействием волн и по причине коррозионного разрушения фундаментов сорвало с мест несколько баллонов ВВД под надстройкой и пусковой баллон дизелей, носовые горизонтальные рули просели на прочный корпус, был поврежден легкий корпус. В море во время нахождения в надводном состоянии баллоны ВВД и пусковой баллон перекатывались под надстройкой по прочному корпусу.
По возвращению в базу лодку поставили для выполнения ремонта в Северный судоремонтный завод город Советская Гавань.
С-221 стояла у стенки Северного СРЗ города Советской Гавани, поднимали с прочного корпуса НГР (носовые горизонтальные рули) с заменой их фундамента, поднимались 2 баллона ВВД и пусковой баллон с заменой их фундаментов.
В сентябре 1982 года подготовка к переходу в Магадан, перегрузка боезапаса.
2 октября 1982 года лодка вышла из Советской Гавани и 6 октября пришла на свою базу в Магадан.
С ноября 1982 года по сентябрь 1983 года текущий ремонт С-221 ремонт силами марчеканского судоремонтного завода.
За время ремонта выполнена замена корпусных конструкций надстройки, фундаменты баллонов ВВД, газовых захлопок и захлопок подачи воздуха к дизелям, проведена замена поддонов картеров дизелей без выреза прочного корпуса (после демонтажа крышек цилиндров и воздуходувок блок цилиндров дизеля на талрепах, закрепленных вверху в выступах шпангоутов прочного корпуса, приподнимался на высоту, достаточную для демонтажа старого поддона и установки нового поддона).
Это была уникальная работа с точки зрения технологии ее выполнения (лодка находилась на плаву), выполнила ее бригада Героя Социалистического Труда Малюты.
1983 год
В ноябре 1983 года С-221 «Комсомолец Таджикистана» с остальными ПЛ и плавбазой «Магаданский комсомолец» у шла на зимовку в бухту Завойко Петропавловск-Камчатский.
Зиму 1983-1984 года лодка провела на Камчатке.
1984 год
В апреле-мае 1984 года С-221 поставлена в док в бухте Завойко на ремонт.
Завойко, 1984 год. Апрель в доке перед автономкой. На фото – акустик Александр Иванов и химик Финогенов.
Ремонт в доке был завершен 19 июля 1984 года.
С-221. С девушками из Таджикистана. 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ Таджикистана – Галина Куликова.
Летом 1984 года в Завойко лодку посетила комсомольская делегация из Таджикистана.
Середина июля 1984 г. – погрузка боезапаса, лодка заступила на боевое дежурство, подготовка к переходу в Магадан. При погрузке торпед была обнаружена деформация верхних торпедных аппаратов в 1 отсеке.
С-221 совершила переход из Петропавловска-Камчатского в Магадан. На свою базу в Магадан лодка прибыла 25 июля 1984 года.
День ВМФ 26 июля 1984 года С-221 встречала в бухте Нагаево на рейде.
В течении августа – сентября 1984 года лодка выполняла задачи БС.
1984 год. В Магадане перед автономкой. Командир 2-го отсека Фахриев и метрист Михаил Петров.
В связи с деформацией верхних торпедных аппаратов 1 отсека было принято решение об уменьшении (снижении) рабочей глубины для С-221 «Комсомолец Таджикистана» до 40 метров исходя из того, что конструкции ТА равнопрочные с прочным корпусом. И если обнаружены дефекты стенок ТА, то возможно и прочный корпус имеет или может иметь подобные дефекты.
Зиму 1984-1985 год С-221 провела в Петропавловске-Камчатском в бухте Завойко, боевое дежурство.
1985 год
Осенью 1985 года командиром С-221 стал капитан 3 ранга Абросимов Сергей Александрович, был командиром по май 1986 года.
Магадан 7 ноября 1985 год. Первым корпусом к нам С-221.
Зиму 1985-1986 год С-221 провела в Петропавловске-Камчатском в бухте Завойко, боевое дежурство.
1986 год
В мае 1986 года командиром лодки стал капитан 3 ранга Захарченко Валерий, был командиром по июнь 1986 года.
В конце мая – начале июня 1986 года С-221 вернулась из Завойко на свою базу в Магадан.
В конце лета 1986 года в Магадан на С-221 прилетали шефы из Таджикистана.
Зиму 1986-87 года С-221 провела на своей базе в Магадане.
1987 год
В августе 1987 года ПЛ С-221 отбуксировали и затопили в тело мола со стороны города.
За помощь в работе и воспоминания огромная благодарность Дмитрию Гвоздеву, Евгению Гришину и Владимиру Ковалеву.