Хроники посёлка Стрелка

Посёлок Стрелка. На переднем плане дом ИТР. Июнь 1938 года. Фото из газеты «Советская Колыма».

Посёлок Стрелка. На переднем плане дом ИТР. Июнь 1938 года. Фото из газеты «Советская Колыма».

1933

Первыми будущими жителями посёлка Стрелка стали строители Колымской трассы, которые заложили летом 1933 года на 350 километре будущей трассы дорожную дистанцию.

Из документов: «Лето 1933. Произведена отсыпка полотна примитивной грунтовой дороги до 350-го километра, где началось строительство дорожной дистанции Стрелка. Ширина проезжей части дороги составляла 4–5 метров».

1934

1 августа 1934 года был открыт проезд автотранспорта от Элекчана до 347-го километра (пос. Стрелка). Первая машина директора треста «Дальстрой» Э.П. Берзина прибыла на Стрелку 1 августа в 17 часов. Пока ещё это была примитивная грунтовая дорога с шириной проезжей части 4–5 метров.

Уже 1 октября 1934 года было открыто пассажирское автомобильное сообщение Магадан Атка Стрелка.

В ноябре 1934 года в целях улучшения питания водительского состава, а также мастеров и транспортных рабочих на Стрелке была открыты столовая с буфетом. Для заключённых из числа «лучших» водителей выполнявших 125% выработки стоимость питания в столовых на трассе оплачивалась за счёт лагерных расходов. Другая часть заключённых оплачивали 50% стоимости обедов, остальная часть покрывалась лагерем.

Зимой 1934 года состоялся опытный пробег автомашины ЗИС с прицепом саней по маршруту Атка Стрелка. Пробег показал возможность применения саней в виде прицепов к машинам ЗИС и АМО. 

1935

В начале 1935 года посёлок Стрелка переходит из подчинения Управления автотранспорта (УАТ) на баланс Горного управления.

Из документов: «Приказом по Государственному тресту «Дальстрой» № 46 от 29 января 1935 года в пос. Стрелка все коммунальные и культурно-бытовые предприятия передаются с баланса Управления автотранспорта на баланс Горного управления. В посёлке организованы комендатура и подлагпункт Горного Управления».

Идёт строительство линейного предприятия УАТа.

В том же, 1935 году, для усиления оперативного надзора за заключёнными и в связи с участившимися побегами при Отделе НКВД создано оперативное отделение по борьбе с побегами, одна из оперчастей УАТа расположилась на Стрелке.

В 1935 году, недалеко от посёлка, строится посадочная площадка, которой позднее было суждено стать аэропортом «Стрелка».

В марте 1935 года посадочная площадка приняла первые самолёты авиаотряда Дальстроя У-2.Из воспоминаний флаг-штурмана авиаотряда Дальстроя М.Д. Меньшикова: «…Наконец настал день вылета из Нагаево. Первая посадка — в Стрелке. На первой же «пробе» полосы тряхнуло приземлившийся самолёт здорово! Едва П-2 коснулся шасси с лыжами грунта, как сделал «козла» (подскок из-за неровности грунта). «Каково же будет там, на макушке сопки?» — подумал я. Заночевали в Стрелке. Утром — снова в колымское небо. До прииска на Хатынгнахе (Хатыннахе) — 160 километров».

1936

В 1936 году на Стрелке базируется автобаза № 4.

К 1936 году Стрелка становиться одним из узловых посёлков Колымской трассы. В начале 1936 года открыты автодороги облегчённого типа Стрелка — Котёл на р. Среднекан, где начиналось строительство гидроэлектростанции, и до устья Среднекана, где была оборудована пристань для приёма грузов, поступающих по р. Колыме из Амбарчика.

В январе 1936 года в посёлке Стрелка запущена в эксплуатацию новая электростанция. Парикмахерская посёлка переехала в новое здание.

В апреле 1936 года по вине дневального возник пожар на новой электростанции, был потушен силами стрелков ВОХР.

В июне 1936 года открыто регулярное авиапочтово-пассажирское сообщение между Стрелкой и Хатыннахом.

1939

В посёлке Стрелка базируется участок № 4 ОКС УАТа.

Почта посёлка Стрелка обеспечивает доставку корреспонденции на прииски Геологический, имени Лазо, Борискин и другие населённые пункты. До июня 1936 года доставка корреспонденции осуществлялась на попутках. С 15 июля почта из Стрелки начинает доставляться на специальных автомашинах.

В августе 1939 года начальником нефтесклада работает Москаленко, заправщик Тувин. Заправка автомашин горючим производится примитивным способом, бензин из цистерн в баки автомашин заливается вёдрами.

В сентябре 1940 года в посёлке Стрелка начато строительство механической базы Монтажно-строительного треста.

Вновь организуемая механическая база должна была удовлетворить потребности в деталях и металлоконструкциях для строительных механизмов, а также организовать изготовление и капитальный ремонт особо необходимых для строек Колымы механизмов.

Планировалось оснастить базу оборудованием для заготовки крупных деталей и конструкций и различными станками.

Велись заготовки леса и других материалов. Однако строительство базы развёртывалось медленно из-за недостатка рабочей силы и отсутствия автотранспорта.

Для окончания строительства в срок монтажно-строительному тресту необходимо срочно обеспечить строительство рабочей силой и автотранспортом, так как коллектив механическую базу обязался построить скоростными методами в течение 3 месяцев.

1940

В сентябре 1940 года начато строительство зимника Стрелка – Омсукчан.

Распоряжением от 15 октября 1941 г. № 480 считается принятым в эксплуатацию автопроезд Стрелка — Устье Среднекан.

В посёлке Стрелка работает свой радиоузел, которым заведует Титов.

В октябре 1940 года автобазой № 4 руководит Жемчугов. Начальник радиоузла — Лисицын.

Ноябрь 1940 года. Строительный участок Монтажстройтреста в посёлке Стрелка ведёт строительство механической базы и гаражей. Одновременно строится новая электростанция.

Планируется строительство восьмиквартирного дома и макаронной фабрики, но трест задерживает начало стройки, не предоставив в срок участку техническую документацию и проекты.

В ноябре 1940 года электростанция посёлка начала работать с перебоями, а в ноябрьские праздники и вовсе прекратила подачу электроэнергии в посёлок. 

 Начальник электростанции тов. Богоявленский и главный механик автобазы тов. Исупов безответственно отнеслись к порученному им делу. В результате небрежности и плохого ухода дизель и генератор вышли из строя. Пришлось пустить в работу запасной аварийный генератор, работающий от трактора. Обладая малой мощностью, аварийный генератор не мог полностью обеспечить посёлок электроэнергией, и многие дома были отключены от электросети.

За вывод из эксплуатации дизеля и неправильно произведённый монтаж Богоявленский и Исупов понижены в должности, и материал на них передай в следственные органы.

Начат капитальный ремонт выведенного из строя дизеля, который должен был закончен к 25 декабря 1940 года.

1941

20 сентября 1941 года первая автоколонна прошла по зимнику Стрелка – Омсукчан.

1942

Приказом по ГУСДС № 562 предписано с 1 ноября 1942 года «оформить ввод в действие фактически эксплуатируемых, но не законченных строительством» следующих дорог, в том числе Стрелка — Среднекан.

5 июля 1942 года вступил в строй первенец резиновой промышленности Дальнего Востока — цех регенерации резины в посёлке Стрелка.

1948

Из воспоминаний Деманта Петра Зигмундовича: «Стрелка. Въезжаем в длинный посёлок, заправляемся у пустующей бензоколонки. Посёлок настолько типичен для Колымы, что тщетно пытаюсь приметить что-нибудь отличительное: обычная узкая долина, окружённая сопками со смешанной растительностью, ряд домиков вдоль дороги, пара переулочков, чуть дальше заводик местного значения, реставрирующий старые шины — словом, та же трасса, только окаймлённая постройками».

1952

В 1952 году в посёлке Стрелка открыта аптека.

1953

Согласно приказу ГУСДС № 135 от 19 февраля 1953 года и в соответствии с приказом МВД СССР, в целях снижения себестоимости продукции резинотехнических изделий и аккумуляторов, изготавливаемых на заводе регенерации резины, и сокращения количества убыточных предприятий с 1 апреля завод регенерации резины в пос. Стрелка ликвидируется как самостоятельное предприятие. Производство резинотехнических изделий с 1 октября перебазируется на Оротуканский завод горного оборудования, а производство аккумуляторов с 1 апреля — на Спорнинский авторемонтный завод.

1955

В начале 1955 года открыто автобусное сообщение между посёлками Стрелка и Нижний Сеймчан. Для пассажиров выделены лучшие автобусы, которые курсируют три раза в неделю. Началось также регулярное автобусное сообщение между Стрелкой и Ягодным.

Высоких производственных показателей добивались шофёры. Водитель Горячко довёл пробег машины без капитального ремонта до 200 тысяч километров. Лучшие шофёры, коммунисты Николай Андреевич Марченко и Федор Федорович Васильев решили добиться межремонтного пробега автомашин в 300 тысяч километр. Их машины уже прошли по 130 тысяч километров.

В мае 1955 заканчивается ремонт и оформление пионерского лагеря «Стрелка», где будут отдыхать 400 пионеров и школьников.

1956

Столовая в посёлке Стрелка славилась по всей трассе. Здесь круглые сутки шофёры могли получить горячие блюда, чай, кофе, буфетную продукцию, кондитерские изделия.

— Пообедаем на Стрелке, — говорили шофёры, проезжая посёлки Мякит или Спорный, где столовые «славились» плохими обедами, скудным выбором блюд.

Но вот руководители управления автотранспорта решили, что столовая на Стрелке не нужна. 31 декабря 955 года в свет вышло письмо за подписью главного бухгалтера управления Зелинского. В этом письме за № 19/59—5—1087 главный бухгалтер писал: «Столовая для обслуживания шоферов грузовых автомашин вовсе не нужна». 

Одной из причин такого решения было то, что согласно существующему положению эту столовую должно снабжать дровами …управление автотранспорта. А для работников бухгалтерии это «прямой убыток». 

С тех пор вопрос о столовой на Стрелке стал «притчей во языцех». Управление автотранспорта отказалось возить дрова на Стрелку, а полноценная работа столовой без дров была невозможна. Заведующая столовой Гурелева писала десятки докладных записок начальнику второй автотранспортной конторы тов. Малкову, просила его обеспечить столовую дровами. Но всё было напрасно.

Когда пробить брешь в бюрократическом кольце автотранспортного начальства не удалось, работники общественного питания пошли на то, что решили сломать на дрова свою старую конюшню, чтобы топить плиту. Попутно они ещё и ещё раз обратились в Мякит. Но начальник управления Рыхлицкий твёрдо стоял на своей позиции, столовая была ему не нужна.

В результате столовая на Стрелке сократила выпуск блюд. Начала свёртывать свою работу, оказавшись на грани закрытия.

Но на этом история столовой на Стрелке была не закончена, её фактически спасали те, для которых её и открывали в своё время — колымские водители. Так в сентябре 1956 года на производственном совещании коллектива автобазы № 2 (Атка), водители автобазы потребовали от начальника Аткинского отделения Колымснаба Шаманского решительного улучшения работы столовой в посёлке Стрелка.

Глас рабочих был услышан и столовая продолжила свою работу.

 В 1956 году на Стрелке был построен и сдан в эксплуатацию автовокзал.

В конце 1956 года столовую вновь постиг топливный кризис. Из заметки в газете «Советская Колыма»: «Автобус пришёл на Стрелку. Из него вышли пассажиры и, как обычно, пошли в столовую, утешая себя помыслами о горячем обеде и чае.

Но каково было удивление транзитных пассажиров, когда они попали с мороза в холодное помещение! В столовой была, минусовая температура. Холодно и на кухне. В топке плиты едва поддерживался слабый огонёк, а в печках, установленных в обеденном зале, огня совершенно не было.

Заведующий столовой Павел Петрович Мельников и работники столовой Минаева, Карсевичева и Воронцова на вопросы пассажиров рассказали печальную историю. Оказывается, на весь посёлок имеется одна лошадь, которой не успевают подвозить топливо в дома и учреждения посёлка.

Чтобы не заморозить столовую совсем, её работники 23 декабря выпрашивали уголь у шоферов, которые везли его транзитом через Стрелку».

1958

В январе 1958 года отмечалось, что столовая заметно улучшила свою работу, в ассортименте были разнообразные и хорошие по качеству блюда.
Зал столовой радовал посетителей чистотой, тюлевыми шторами и белоснежными скатертями.

В сентябре 1958 года в посёлке Стрелка располагалась контора № 2 областного управления автотранспортных и шоссейных дорог, которая осуществляла перевозки пассажиров автобусным и таксомоторным транспортом по всем направлениям Магаданской области.

На 1958 год имелось 17 транзитных и внутрирайонных маршрутов. Самый большой по протяжённости маршрут Магадан — Усть-Нера. Однако этих маршрутов было недостаточно и контора изыскивала новые, чтобы удовлетворить все растущие запросы населения. Были открыты новые внутрирайонные линии: Аркагала — Кадыкчан — Тал-Юрях, Мяунджа — Аркагала.

Коллектив конторы систематически перевыполнял месячные планы. План по перевозке пассажиров за семь месяцев 1958 года выполнен шоферами автобусов на 116 процентов, такси — на 122, а грузовыми машинами — на 288 процентов. За это время контора получила сверхплановой прибыли 117 тысяч рублей, в том числе по автобусам — 99 тысяч рублей.

Таких результатов контора добилась благодаря слаженной работе водительского состава и ремонтной службы. Особо отличились в труде Чёрный, Иванков, Венедиктов, Беляев, Мацела, Коротких, Федоров, Бабенко, Алексеенко, Базылев, Вознюк, Никольский, А. Гладких и Воронин.

На ремонте техники отмечали слесарей-ремонтников: Колодникова, Тулаева, Джога, Полюкониса, Молованюка и слесаря-дизелиста Кисельчука, систематически перевыполнявших производственные нормы по ремонту автобусов.

Однако нормальная работа конторы № 2 сильно осложнялась слабой техническо-эксплуатационной базой. Были вопросы и к подвижному составу автобусов, из 47 автобусов более 30 процентов подлежало списанию.

1960

Июль 1960 года. Состоялось открытие пионерского лагеря «Стрелка», в первой смене было 200 пионеров и октябрят.

Создана поселковая партийная организация, секретарём избран В. Гуцунаев.

21 сентября 1967. Решением Магаданского облисполкома № 366 образован Стрелкинский сельский Совет депутатов трудящихся Хасынского района с центром в населённом пункте Стрелка. 

На Стрелке базируется геологоразведочная партия, начальник — Фёдоров, старший геолог — Кудрин.

1989

Уничтожение Советского Союза, переход от плановой экономики к рыночной. Политика нового правительства демократической России по отношению к Магаданской области. Всё это сыграло свою роль на уменьшение грузоперевозок по трассе, на которой посёлок Стрелка был узловым пунктом. Сворачивание деятельности предприятий посёлка и многие другие факторы привели к тому, что посёлок решили закрыть. Новой России посёлок Стрелка и его жители оказались не нужны, как впрочем и многие другие посёлки Магаданской области.

Постановлением экономического совета при Магаданском облисполкоме от 24 августа 1989 года принято решение «о нецелесообразности использования п. Стрелка как в социально-экономическом, так и в градостроительном плане…» Руководителям предприятий, чьи подразделения расположены на территории посёлка, предлагается «скоординированно принять меры по переселению и трудоустройству жителей».

Началось официальное закрытие посёлка, так 18 декабря 1989 года «за ненадобностью» была закрыта гостиница для водителей в селе Стрелка.

1992

В мае 1992 года в посёлке проживало порядка 380 человек, каждый десятый — пенсионер.

Были закрыты магазин и столовая, клуб и детский сад. Пока ещё работала, заведующая школой — Е.Г. Мотина. Дети постарше учились и жили в интернате посёлка Мякит.

На грани остановки была местная пекарня, где работала Г.А. Безбородова. Хлеб пенсионерам и малоимущим давали под расписки.

В это время главой администрации Стрелки был В.Д. Опанасюк.

В июне 1992 году была официально поставлена жирная точка в жизни посёлка Стрелка.

Из постановления главы администрации района от 18.06.1992 г. № 317 о ликвидации села Стрелка:«

Ликвидировать село Стрелка Хасынского района Магаданской области 1 сентября 1992 года.

  1. Образовать районный штаб по переселению жителей из села Стрелка, которому определить порядок переселения жителей в соответствии с принятыми решениями: президиума, малого Совета Магаданского областного Совета народных депутатов, районного малого Совета народных депутатов от 22.10.92 г. № 86, № 111 от 27.05.92 г., № 58 от 18. 06. 1992 года.
  2. Районному штабу, по согласованию с областными и районными ведомствами, определить порядок ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории села, с целью окончания срока закрытия села 1 сентября 1992 года, которым предложить создать ликвидационные комиссии в соответствии со статьями 37, 38 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
  3. Администрации села Стрелка (Опанасюк В. Д.) в своей работе по ликвидации села руководствоваться настоящим постановлением, порядком о ликвидации, определенным малым Советом Хасынского районного Совета народных депутатов и районным штабом по ликвидации села Стрелка, а также названным выше Законом РСФСР от 25.12.1990 года.

При ликвидации села и переселении жителей особое внимание обратить на соблюдение интересов и социальных гарантий жителей»…

Несмотря на окончании официальной ликвидации, в посёлке всё ещё оставались жить люди. На Стрелке не было тепла, по часам давался свет (с дизтопливом в то время была напряженка, а тут внеплановые расходы) и в любой момент могла перемерзнуть вода, у людей заканчивались запасы продовольствия, прекратилась продажа хлеба в посёлке.

В установленные сроки ликвидации, по словам местного главы, не уложились по стандартному в то время набору причин: когда с контейнерами не было проблем — не давали денег, а как выплаты, наконец произвели, не стало контейнеров…

Позднее остатки посёлка были снесены бульдозерами, чтобы не мозолили развалины домов глаза местному руководству, проезжающему по трассе. Сейчас на месте Стрелки заросший пустырь…

Статья написана на базе периодических издания Дальстроя и Магаданской области.

Хроники посёлка Стрелка: 5 комментариев

  1. Моя семья проживала на Стрелке… Много лет живу в Санкт-Петербурге, но Родина это Стрелка… По возможности приезжая в Магадан еду на Стрелку поклониться могилам родных.

  2. Спасибо за бесценную информацию и за ваш труд. Фамилии некоторых людей, указанных в статье, мне знакомы. С их детьми мы вместе росли.

  3. Жил и работал на Стрелке с 74 по 83 год Прекрасный поселок… Работая в связи, как любитель занялся приемом телевидения из пос. Оротукан. После удачных опытов я и другие жители стали смотреть программы телепередач. После чего была построена радиорелейная линия от Оротукана до Омсукчана силами Магаданского ОРТПЦ. Как мог помогал в строительстве радиорелейки.

  4. Был подростком в то время. Жил на Мяките. Хорошо помню одноклассников со Стрелки. Много раз ездил на мотоцикле к ним в гости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.