— Станислав Николаевич, как вы в партизаны-то попали?
— Да просто, — смеясь, объясняет ветеран труда, почетный автотранспортник, кавалер ордена «Знак Почета», обладатель бронзовой медали ВДНХ СССР Станислав Егоров. – В 1987 году меня в числе тринадцати колымчан забрали в армию, на переподготовку. Отправили в Приморье, в поселок Сергеевка, а там из «партизан» (так в армии неформально называют попавших на переподготовку) формировали уборочный батальон. И поехали мы эшелонами в Красноярский край, помогать совхозам на урожайном «фронте». Убирали пшеницу, заготавливали корма, силос. Хорошо, видимо, трудились: именно на красноярских полях я заработал бронзовую медаль ВДНХ. Это, кстати, был последний «партизанский» призыв.
С.Н. Егоров родился в Черниговской области. Окончив 8 классов, деревенский парень поступил в Харьковское профтехучилище на слесаря-ремонтника промышленного оборудования, по окончании которого работал в автоматно-токарном цехе завода подшипников, ремонтировал станки. С завода же в 1967 году призвался в армию, в рязанский десантный полк, позже служил водителем при знаменитом Рязанском десантном училище. После демобилизации Станислав по комсомольской путевке строил оросительные системы на астраханских полях, затем в Луганской области возил на автобусе шахтеров, в Черкасской – пассажиров… Потом неугомонного парня друг Рома подбил взять комсомольскую путевку на строительство Усть-Илимской ГЭС.
— Молодые были, горячие, быстрые на подъем. Приехали на Ангару. Нас с Ромкой определили в бригаду, состоявшую в основном из бывших заключенных, и отправили на остров Сизова, попадавший в зону затопления, валить лес. Ромка сбежал домой в Прилуки через месяц, а я задержался. Посадили на машину. Вроде, налаживаться все стало, как меня стал «сватать» на Север товарищ, у которого дядька работал в Магадане. Убеждал, что Колыме классные водители нужны. Ну, мы и поехали.
Так в ноябре 1971 года С.Н. Егоров с пятью приятелями оказались в Магаданской области. Разделились по парам, чтобы легче было работу искать, и подались на трассу. В районе Атки Станислава и его товарища Колю Буткевича судьба свела с тогдашним начальником магаданской ГАИ. Завязался разговор: кто такие, куда путь держат. Услышав, что ребята – водители 1-2 класса, начальник оживился: «О, есть работа! В Мяките нужен водитель на «скорую», и еще водитель на ГОК».
— Друг Коля ростом невелик, поэтому пошел на «скорую помощь», а я устроился на Оротуканский ГОК, карьер номер два, — рассказывает Станислав Николаевич. — Зимой возил взрывчатку на полигон, а оттуда летом – золото. Самая большая партия была сто с лишним килограммов!
Случай один запомнился. Когда ехал с золотом на шлихообогатительную фабрику в Мяките, меня всегда сопровождали съемщица и охранница – с пистолетом, как положено. Но все равно страховались: если везли большую партию драгметалла, не вешали на кабину «газона» флажки (обозначение, что в машине стратегический груз), чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Мало ли… Тогда как раз много золота сняли, поэтому ехали без флажков. А тут, как назло, нам на трассе попадается инспектор ГАИ, и вздумалось ему нас остановить. А останавливаться с золотом по инструкции ни в коем случае нельзя! Что делать? Я начал было притормаживать. Охранница револьвер выхватила, тычет им мне в бок: «Не смей, гад! Газу! Гони в поселок!». Я и погнал. Гаишник, видя такую наглость, за нами, и тоже с пистолетом наперевес. Он-то думал, мы бандиты какие… Домчались до ШОФ, все в мыле. Там уж начальник фабрики все объяснил сотруднику милиции, что мы – свои, золото привезли. В общем, все благополучно завершилось, — улыбается воспоминаниям Станислав.
В 1973 году он переехал в поселок Стекольный, устроился в АТП-1 (военизированная автоколонна 1342, позже именовалась как Стекольнинское автотранспортное предприятие). Три месяца отработал слесарем, а потом перевелся в водители.
— Всю Колымскую трассу исколесил, возил грузы в Усть-Неру, Хандыгу. Как-то сам для предприятия перегнал с Набережных Челнов КамАЗ. Хорошо тогда трасса жила! Если в дороге сломался, встал, брат-шофер никогда мимо не проедет, поможет. Или можно было спокойно машину оставить и идти за подмогой. Знал, что машина будет стоять в целости и сохранности столько, сколько нужно. Сейчас попробуй оставь…В Мяките жили без замков. Воровство не то что редкость – его вообще не было.
А каким был Стекольный?! Поселок рос, дома строились, каждый год сдавались новые квартиры. Государство заботилось, чтобы люди жили счастливо и ни в чем не нуждались. На стекольном заводе тогда работало больше 600 человек, в совхозе «Хасынский» – около 400, в рыбкоопе – около 100, ЭЛТЦ – 100… Много было организаций, и населения – больше пяти тысяч. Сейчас и двух не наберется.
В Стекольном С.Н. Егоров нашел свою половинку – Гулико Георгиевну (работает заместителем директора поселкового ЖКХ), здесь родился и вырос сын Дмитрий, который сейчас трудится на таможне в Магаданском морском торговом порту.
Гонял на трассу С.Н. Егоров около десяти лет, после чего перевелся в механики. Пошел в гору: старший механик ОТК, инженер по дорожной безопасности, начальник колонны…
А еще он долгое время был начальником поселкового штаба ДНД. В период его руководства стекольнинская народная дружина слыла лучшей во всей области. Весомый вклад С.Н. Егорова в охрану общественного порядка отмечен орденом «Знак Почета». Активный общественник, он также много лет был членом поселковой избирательной комиссии.
В АТП-1 Станислав Николаевич отработал 28 лет, 3 месяца и 3 дня. В 2001 году предприятие перестало существовать, а для неунывающего «партизана» начался новый период – в ОАО «Палаткинская дорожная компания» (руководитель Сергей Пригара), где трудится механиком по сей день, несмотря на возраст: в августе ему исполнится 65!
— В сентябре отмечу полувековой юбилей своей трудовой деятельности, — говорит С.Н. Егоров. – Но уходить на покой не собираюсь. Что я дома делать буду? Сейчас в отпуске, так жду не дождусь, когда на работу выходить. Хоть бы весна скорее – на фазенде повозиться, или по лесу погулять.
Отпуск нынче получился незапланированный: по итогам последнего конкурса ОАО «Палаткинская дорожная компания» лишилась объемов по содержанию своего участка (56-160 км основной трассы). Теперь вся надежда предприятия – на летние ремонтные работы…
Как и большинство колымчан, Станислав Николаевич страстно влюблен в нашу неброскую, суровую, но такую родную и щедрую природу, не упускает случая походить по реке с удочкой, да просто посидеть у костра, слушая комариный звон и пение речных струй.
К слову, о пении. Петь Станислав Николаевич любит и умеет, а песен знает столько!.. В молодости с удовольствием посещал стекольнинский народный хор, бывший на хорошем счету в районных и областных конкурсах и смотрах. Еще в юности он сам научился играть на гармони, и с той поры не расстается с ней надолго. И если уж заиграл, развел меха, равнодушных рядом нет – все подпевают, все в пляс. Верно говорят: партизаны не умеют унывать и другим не дают!
Автор статьи: Саша Осенева