Реконструкцией моста в 1952-1953 годах руководил Буценин Александр Иванович.
Мало кто из жителей Магадана не проезжал по знаменитому Колымскому мосту, наверное ещё меньше тех, кто не слышал о его существовании.
Сейчас в средствах массовой информации и интернете можно познакомиться и с историей его постройки в 1936-1937 годах, а также с реконструкцией (точнее капитальным ремонтом) в 1952-1953 годах. Можно найти многое, но к сожалению практически нет имен и фамилий тех, кто принимал участие в строительстве и ремонте.
Сегодня мы хотим исправить такую несправедливость, хотя бы по отношению к одному человеку — Буценину Александру Ивановичу, который отдал 4 года своей жизни и труда Колымской трассе. Именно Александр Иванович был старшим инженером, под руководством которого производилась реконструкция Колымского моста…
Родился Александр Иванович родился в 1912 году. По образованию он был дорожником — мостовиком, закончил в свое время МИИТ по специальности «Мосты и тоннели».
Лист трудового договора, заключенного Буцениным Александром Ивановичем с Дальстроем.
В 1946 году Александр Иванович заключил договор с Дальстроем и переехал на Магадан вместе с женой.
Лист из трудовой книжки Буценина Александра Ивановича.
Сперва был направлен систему Главного Управления Строительства дальнего Севера (ГУДС, Дальстрой) на должность инженера — геодезиста. В декабре 1946 года перешел на работу в проектно-изыскательский отдел Дальстроя на должность инженера — дорожника.
В феврале 1948 года зачислен в стройконтору управления Морского пароходства на должность прораба, где занимался строительством причалов в Ногаевском торговом порту.
Лист из трудовой книжки Буценина Александра Ивановича.
В январе 1950 года Александр Иванович назначен на должность дорожного прораба в Ремонтно-Коммунальную контору «Колымснаб».
Лист из трудовой книжки Буценина Александра Ивановича.
В марте 1950 года Александр Иванович был откомандирован в распоряжение Ногаевского морского порта в качестве дорожного прораба.
Но уже в июне 1950 года его переводят старшим инженером ДЭУ Управления Шоссейных дорог (УШОСДОРа).
Дополнение к трудовому договору Буценина Александра Ивановича.
Старший инженер Буценин был у руководства на хорошем счету и по окончанию срока основного договора руководство УШОСДОРа заключает с ним дополнительное соглашение.
В октябре 1953 года Александр Иванович откомандировывают из УШОСДОРа в распоряжение стройконторы «Колыммост». Это был звёздный час в колымской карьере инженера Буценина. Его назначают старшим инженером на реконструкцию Колымского моста.
На место своего нового назначения Александр Иванович приехал вместе с семьей. Жили они в комнате, в бараке. 1953 год для Александра Ивановича стал знаменательным не только из-за окончания реконструкции моста. 3 апреля 1953 года в посёлке Дебин родился сын — Александр.
Дополнение к трудовому договору Буценина Александра Ивановича.
В феврале 1953 года, уже во время работ по реконструкции моста, руководство УШОСДОРа снова продлевает трудовой договор с инженером.
В подчинении у старшего инженера Буценина работали как заключенные, так и вольнонаемные.
Сборка узлов конструкций на льду.
Реконструкция моста производилась в сжатые сроки и крайне тяжелых условиях колымской зимы.
Работы по монтажу правобережной части моста окончены. 28.03.1953 года.
Реконструкцию моста им удалось выполнить за один сезон ледостава примерно с октября 1952 по май 1953 года.
Первая машина на Колымском мосту после реконструкции. Май 1953 года.
Движение по реконструированному мосту открылось 20 мая 1953 года.
Лист из трудовой книжки о поощрениях Буценина Александра Ивановича.
За ударный и самоотверженный труд при реконструкции старший инженер был отмечен руководством Дальстроя. В трудовой книжке, которая сохранилась у его дочери, имеется запись о награждении от 19 апреля 1953 года: «За активное выполнение задания по реконструкции моста и достижение высоких показателей работы награжден именными часами и денежной премией». Запись в трудовой книжке была сделана инспектором по кадрам ДЭУ-5 УШОСДОРа МВД СССР.
В апреле 1953 года Буценина вновь переводят в УШОСДОРа в должности старшего инженера. Там он в разное время и в разных ДЭУ занимал должности от старшего инженера до И.О. начальника ДЭУ.
Лист из трудовой книжки Буценина Александра Ивановича.
В декабре 1954 года Александр Иванович увольняется из УШОСДОРа и покидает Колыму и переезжает на материк вместе с семьей. Так закончилась колымская эпопея инженера Буценина.
Долгие годы Колымский мост, фактически построенный заново под руководством Буценина, служил верой и правдой всем жителям Магаданской области. Первый, деревянный, построенный заключенными мост через Колыму прослужил 15 лет. Мост, строительством которого руководил Александр Иванович, прослужил Колымской трассе 61 год.
В сентябре 2015 года был введен в строй новый мост, а ветеран был разобран… А 16 сентября 2015 года была открыта стела в память о мостостроителях прошлого на берегу реки Колымы у поселка Дебин (Ягоднинского района, Магаданской области) .
Клепанный фрагмент пролетного строения для стелы взяли со старого моста…
Сам Александр Иванович Буценин умер в 1991 году. Его сын Александр и дочь хранят в семье документы и память о своем отце.
В семье сохранились также сохранились те самые наградные часы. которую вручили старшему инженеру за трудовой подвиг по реконструкции Колымского моста.
Именные часы, врученные Буценину Александру Ивановичу за реконструкцию моста.
Под крышкой корпуса часов сохранилась надпись: «Строителю моста через р. Колыма Буценину А.И. 1953 г.».
Фотографии и материал предоставлены детьми инженера — сыном Александром Александровичем Буцениным и дочерью — Буцениной (Цыбряевой) Ольгой Александровной. Хочу выразить им свою признательность и благодарность за сохранение памяти об отце и помощи в работе над статьей.