Борисов Василий Александрович

Герой Советского Союза Борисов Василий Александрович.

Герой Советского Союза Борисов Василий Александрович.

В историю Магаданской области вписано много судеб тех, кто своим самоотверженных трудом из безлюдного и дикого края создавали Золотую Колыму, которой по праву гордятся поколения колымчан. Один из них — Герой Советского Союза Борисов  Василий Александрович, который с 1952 по 1958 год руководил сначала авиаотрядом Дальстроя, а затем и Магаданским управлением гражданской авиации. О жизни этого человека можно писать книги и снимать фильмы — участник бомбардировок Берлина и других объектов глубокого тыла противника во время Великой Отечественной войны, начальник аэропорта Шереметьево, летчик Полярной авиации. О его жизни и судьбе мы постараемся рассказать в этой статье.

Курсант Борисов Василий Александрович.

Курсант Борисов Василий Александрович.

По всем документам, начиная с 1921 года, Василий Александрович Борисов родился 12 апреля 1913 года в православной русской крестьянской семье в селе Гор-Пневиц Переславского уезда Владимирской губернии. Сейчас это село Гора Пневиц Калязинского района Тверской области.

Однако по записям метрической книги Богородицерождественской церкви села дата рождения Василия Александровича — 9 апреля 1914 года по старому стилю.

Трудное голодное детство послужило причиной изменения его настоящей даты рождения. Чтобы быстрее отдать Василия в школу, где ученикам предоставлялось бесплатное питание, мать прибавила ему год, выбрав дату дня святого, в чью честь крестила сына, что выпало на 12 апреля 1913 года.

Так он стал на год старше, поэтому дата рождения у Василия Александровича во всех документах не совпадает с датой рождения согласно метрической записи. 

(Имеется ввиду метрическая книга из Владимирской Духовной Консистории причту Богородицерождественской, погоста Гор-Пневиц, церкви Переславского уезда)

В семье было двое детей: Василий и его младший брат Александр. Вася рос любознательным, добрым мальчишкой. Его всё интересовало с раннего босоногого детства — первые вопросы и впечатления: близкое — далёкое солнце, неправдоподобно яркие звёзды ночного неба, до которого так хотелось добраться! Братья рано остались без отца, он умер от тифа. Василий Александрович в автобиографиях указывал 1917 и 1919 года, но в книгах метрических записях Богородицерождественской церкви Гор-Пневиц за 1917 год записи о смерти его отца не нашли, возможно 1919 год более точная дата.

Село Гора Пневиц, вдали Богородицерождественская церковь, в которой крестили Борисова В.А. 1968 год.

Село Гора Пневиц, вдали Богородицерождественская церковь, в которой крестили Борисова В.А. 1968 год.

В 1926 году семья переезжает в село Глухово под Богородском. После окончания 7 классов в 1928 году в Глухово  г. Богородска (по Постановлению СНК ст. 131 от 15.12.1917 с. Глухово входило в черту Богородска, с 1930 года — Ногинска Московской области) долго не мог найти работу. Только в 1929 году по направлению биржи труда устроился в «Стальстрой» арматурщиком. Работал на строительстве завода топливной аппаратуры, прядильной фабрики, Ярославского резинового комбината. В 1930 году без отрыва от производства окончил подготовительное отделение строительного техникума, но приём в техникум был отменён, и Борисов вернулся домой. В том же году вступил в ВЛКСМ (комсомольский билет № 1315693), в рядах которого состоял до вступления в партию. 

Дорога в небо

В мае 1931 года по путёвке Ногинского райкома комсомола поступает в 1-й Московский авиатехникум, в результате переформирования оканчивает 3-й Саратовский авиатехникум, аттестат №331106 от 9 сентября 1933 года (ныне — Профессионально-педагогический колледж СГТУ имени Гагарина Ю.А.). 

Групповой портрет. Курсанты Тамбовской авиационной школы пилотов Гражданского воздушного флота (первый слева – Борисов Василий Александрович. 1934 год.

Групповой портрет. Курсанты Тамбовской авиационной школы пилотов Гражданского воздушного флота (первый слева — Борисов Василий Александрович). 1934 год.

После окончания 13 ноября 1933 года высшей невойсковой подготовки в н/ц 1672 на звание младшего техника запаса, командира взвода запаса РККА, был направлен во 2-ю Тамбовскую объединённую школу пилотов и авиатехников ГВФ им. Петрова в 1 отряд 2 эскадрильи. Окончил авиашколу пилотом 4 класса. Свою трудовую деятельность в авиации начал ещё во время обучения в авиашколе авиатехником.

Приморье

С 3 декабря 1935 года служил в Дальневосточном управлении (ДВУ) ГВФ пилотом, а затем командиром авиазвена, авиаотряда. Уже 15 июня 1937 года аттестационная комиссия переводит его в пилоты-механики 3 класса. 

Борисов Василий Александрович.

Борисов Василий Александрович.

Работал в учебном отряде Дальневосточного управлении ГВФ, базировавшемся на аэродроме Вторая Речка под Владивостоком, позднее был назначен командиром звена.

Выполнял задания по перевозке ответственных и чрезвычайно необходимых грузов в отдалённых восточных и северных районах в невероятных условиях тайги и непогоды, выполнял аэрофотосъёмку для проектирования БАМа. Был выбран депутатом райсовета Приморского края.

  • декабрь 1935 года – май 1936 года —   пилот-механик Приморского звена Дальневосточного управления ГВФ, г. Хабаровск;
  • май 1936 года – июль 1937 года —   пилот-механик Приморского звена Дальневосточного управления ГВФ, г. Владивосток;
  • июль 1937 года – декабрь 1937 года —   командир звена Иманского звена Дальневосточного управления ГВФ, г. Иман, Приморский край.

День Воздушного флота

18 августа 1937 года — знаменательный день в жизни Борисовых. Это был День Воздушного Флота. На Дальнем Востоке по обычаю лётчики катали местных жителей на самолётах: круг над городом. В открытую кабину самолёта уселись двое — девушка Тоня и жена какого-то городского начальника. Катал их лётчик дольше всех, так, что женщину укачало. Пока лётчик приводил её в чувство, девушка решила выпрыгнуть из кабины. Так и поступила: прыгнула на серебристую плоскость крыла и пробила его каблучком. Думала, что металл, а это перкаль, покрашенная эмалитом материя. Со страху убежала девчонка, а лётчику запала в сердце. Это была Тоня, 19-летняя школьница, сирота, сестра Ивана, механика, работавшего вместе с Борисовым, воспитывалась в семье старшего брата Кирилла. 

«Почему раньше не познакомил меня с сестрой?» — весело укорил механика Ивана Василий Александрович, когда они заделывали пробоину в крыле. «Только в девятый перешла» — отмахнулся Иван. «А мне спешить некуда, подожду», — сказал Борисов.

Камчатка

Узнав о формирующейся группе самолетов для полетов над Камчаткой, Василий упросил руководство, чтобы войти в нее. В декабре 1937 года пришло распоряжение о назначении его командиром Камчатского авиаотряда (211-го авиаотряда ДВУ ГВФ, г. Петропавловск-Камчатский). 

Перед отъездом подарил Тоне, Антонине Ивановне, бюст Пушкина, повесив на него серебряный медальон со своей фотокарточкой.

Борисов взял с собой еще двух летчиков и Тониного брата Ивана — техника с золотыми руками, которые не раз выручали пилотов из беды. В трюме парохода, на котором они двенадцать дней плыли по морю, находились в разобранном виде запакованные в ящиках три гидросамолета, на которых летчики потом облетали всю Камчатку, а попутно и Чукотку. Летать приходилось много, днем и ночью, в любых метеоусловиях.

В летной книжке Борисова было записано, что он без аварий налетал миллион километров и может пилотировать любой тип самолета. Хабаровск, Владивосток, Иман (сейчас Дальнереченск Приморского края), Петропавловск-Камчатский — здесь он осваивает трассы Дальнего Востока и Севера, авиалинию Петропавловск-Камчатский–Эссо. Полёты совершал на всех типах отечественных самолётах, которые в то время были на Дальнем Востоке: У-2, У-2СП, МП-1, П-5, ПС-7, ПС-40. 

  • декабрь 1937 года – сентябрь 1939 года —   пилот 3 класса, командир 211 (далее 29) авиаотряда (до 07.02.1938 — и.о.), Дальневосточное управление ГВФ, г. Петропавловск-Камчатский. 

Борисов Василий Александрович. 1940-1941 гг.

Борисов Василий Александрович. 1940-1941 гг.

Ногинск

Через год, получив долгий северный отпуск с 1 декабря 1938 года, поехал в Ногинск. Там времени даром не терял — устроился на курсы боевой подготовки. Пять месяцев осваивал точное бомбометание на скоростном бомбардировщике, всаживая в мишени цементные бомбы. А Тоня училась, посматривала на Пушкина и… ждала. От Борисова приходили то письмо, то посылка и всякий раз внезапно, как с неба. А вот решающего слова всё не было. 

  • декабрь 1938 года – сентябрь 1939 года — длительный отпуск (с 1 декабря 1938 по 1 сентября 1939 года), обучение полётам на бомбардировщике, г. Ногинск. 

Приморье

После отпуска Борисов с 1 сентября 1939 года исполняет обязанности командира 303 учебно-тренировочного отряда ДВУ ГВФ в п. Архара.

Командование оценило его как перспективного работника, умело мобилизующего личный состав на выполнение поставленных задач, как лётчика, отлично знавшего материальную часть и грамотно эксплуатировавшего её, и 15 января 1940 года утвердило его в должности командира отряда.

Архаринский райком Амурской области, тогда Приморского края, 27 марта 1940 года принимает Василия Александровича в партию (партбилет № 3380147). Через год его выбирают секретарём первичной парторганизации «Аэропорт» во Владивостоке.

Лейтенант Борисов Василий Александрович с женой Антониной Ивановной. 1941 год.

Лейтенант Борисов Василий Александрович с женой Антониной Ивановной. 1941 год.

Василий Александрович приезжает в Артём, город, где живёт Тоня. Она уже учительница, работает в начальной школе. И вот — Борисов! Приехал спросить совета: «Где мне быть: здесь или в другой области?» Трудно далось объяснение в любви командиру. Пышной свадьбы не было. Свою большую подушку Тоня расшила на две. Борисов приехал с друзьями на грузовичке, забросили в кузов узел с бельём, немудрённое имущество Тони и на руки бюстик Пушкина… С этих пор длинную счастливую жизнь они прожили вместе.

«За отличные стахановские образцы работы» приказом № 346 по ГУ ГВФ 10 декабря 1940 года награждён знаком «Отличник Аэрофлота». А в конце месяца у них с Тоней родился первый ребёнок, сын Юрий. 

За время работы Борисов летал в целях рекогносцировки по трассе БАМа (подготовка к его строительству началась еще в предвоенное время), снабжал продуктами отряды изыскателей. Однажды он спас от голода несколько групп, отрезанных от своих баз ранним осенним ледоходом.

В доме радость — рождение сына, повышение по службе, а в мире тревога — фашизм, война в Европе…

  • сентябрь 1939 года – май 1940 года — командир отряда, 303 учебно-тренировочный отряд, Дальневосточное управление ГВФ, п. Архара, Архаринского района Амурской области;
  • май 1940 года – 5 сентября 1941 года — командир отряда, 303 учебно-тренировочный отряд, Дальневосточное управление ГВФ, г. Артём. 

Перегонщик

С первых дней войны Василий Александрович рвался на передовую. Но получал отказы. Прилетел в Хабаровск к командиру: «Фашист к Москве лезет, а я здесь отдыхаю!» Его просто выставили за дверь. Уходя, сказал секретарю, что будет поблизости… Не прошло и двух часов: «Борисов! К командиру! Срочно!» Примчался. «Твоё счастье, партизан, — бери машину, в аэропорт!».

С 5 сентября 1941 года он — командир авиаэскадрильи 12 неотдельной перегоночной авиагруппы (по документам января 1942 года — авиагруппы особого назначения № 12) ГВФ по перегону бомбардировщиков Ил-4 с авиазавода № 126 Комсомольска-на-Амуре на фронт.

Путь к Победе

После седьмого полета он встретил в дивизии старого друга, аэрофлотовца и уговаривал его помочь остаться в действующей армии.

5 января 1942 года Борисов, уже пилот 2-го класса, был откомандирован в распоряжение командира 750 дальнебомбардировочного авиаполка. 

Настойчивые просьбы о том, что его место только в бою, 20 января 1942 года были удовлетворены.  После первого контрольного вылета, назначен в звании старшего лейтенанта на должность командира звена 750-го  дальнебомбардировочного авиаполка.  Видимо, сказывалась нехватка опытных пилотов, пригодился и налет часов в сложных условиях.

За первые месяцы — 56 боевых вылетов. Первыми боевыми наградами стали орден Красного Знамени (№ 26324 приказ от 29 марта 1942 года), а через месяц, 24 апреля 1942 года — очередное звание капитана.  

В мае 1942 года начался новый этап деятельности соединения — налёты на военно-промышленные объекты противника. Полёты в глубокий вражеский тыл врага требовали от экипажей умения бережно расходовать топливо. Командир дивизии отобрал наиболее опытных и умелых командиров экипажей, способных выдержать большое напряжение. Среди них был и Василий Александрович.

Кроме вылетов в глубокий тыл противника в районы Кёнигсберга (Калининграда) и Ангенбурга (Венгожево, Польша) 4 мая и 25 мая 1942 года к июлю 1942 года совершил ночные вылеты по бомбардированию стратегических объектов и скоплению войск противника в районах военных действий — Псков, Чудово, Дно, Витебск, Смоленск, Орша, Брянск, Харьков, Полтава, Днепропетровск, Орёл, Брянск и др. 

В июле 1942 года капитан Василий Борисов командовал звеном 750-го  дальнебомбардировочного авиаполка (с марта 1942 года — 750 авиаполка дальнего действия 17 авиадивизии дальнего действия Ставки Главнокомандующего Красной Армии, с августа — 3-го гвардейского) бомбардировщиков Ил-4, базирующегося в Раменском Московской области. А жене писал: «Правительственное задание… Просто полёты». В 1942 году он выхлопотал в Моссовете пропуск для жены с сыном — не мог без них.

8 июня 1942 года и повторно через месяц командование 750 авиаполка представило его к награждению орденом Отечественной войны I степени. 

После награждения орденом Красного Знамени совершил 24 боевых вылетов, из них 23 — ночью. Всего к июлю — 80 вылетов, 79 — ночью.

Герои Советского Союза В.А. Борисов и И.И. Киньдюшев уточняют боевое задание.

Герои Советского Союза В.А. Борисов и И.И. Киньдюшев уточняют боевое задание.

Его друг, штурман Иван Иванович Киньдюшев в книге «К победным рассветам» из серии «Военные мемуары» вспоминал: «Душой экипажа был командир В.А. Борисов. Его часто называли рыцарем неба, а штурман эскадрильи Семен Чугуев дал ему меткое прозвище Царь Борис. Ибо небо для Василия было родной стихией, его царством».

О его полётах ходили легенды, писали заметки, его опыт перенимали. Как парторг, не только словом, но и личным примером влиял на однополчан. 

Его самолёт первым в полку поднял двойной груз бомб. Правда пришлось обхитрить техника-оружейника. «Слушай, дорогой, подвесь 10 бомб внутрь, а 3 бомбы наружу». — «Так это же будет 2 тонны!» — «Почему 2 тонны? Ты мне подвесь 10 штук по 100 внутрь — это будет 100 кг. И подвесь, пожалуйста, мне наружу 2 по 250 сбоку и в середине 500. Это всего будет ну, сколько? Ну 1100!» Двойной груз бомб — это означало двойной удар по врагу. В следующий раз наружу подвесили уже три по 500 кг. Конструктор самолёта Ил-4 Ильюшин новаторство одобрил. По-борисовски стали летать все военные лётчики полка. Этот опыт очень пригодился в боях за Сталинград и Ленинград. Борисова премировали тогда трофейным мотоциклом: богатство по тем временам.

В начале августа 1942 года Борисову было поручено бомбить Берлин. Интенсивная болтанка и обледенение вынудили командира освободиться от бомб над железнодорожной станцией Даугавпилс, забитой воинскими эшелонами.

Уже 9 августа, а потом и 3 сентября 1942 года, в то время, когда фашисты были в 30 км от Сталинграда, экипаж Борисова бомбил Берлин. Внизу распластавшаяся черным пауком столица рейха. Вокруг полощут лучи прожекторов, разрывы зенитных снарядов, но 100-килограммовые «поросята» летят точно в цель. Внизу — море огня. Задание выполнено, машина Борисова берёт курс в родные края. Стрелка высотометра показывала одно из конечных делений. Каждое движение на этой высоте над плотным слоем облаков давалось с трудом. Штурман Киньдюшев делал необходимые измерения и расчёты. Вернувшись на базу, лётчики видят: обшивка правой плоскости иссечена и порвана. Борисов признаётся: «Я слышал какой-то свист, но так и не мог понять его происхождения». Около 10 часов длился этот трудный и опасный полёт, который помимо военного имел ещё и большое политическое значение. 

24 сентября 1942 года Василию Александровичу было присвоено  очередное звание — гвардии майор.  

И снова вылеты в глубокий тыл противника, бомбил промышленные и военные объекты Варшавы, Хельсинки, других городов Европы.

После вылетов в глубокий тыл противника в районы Кёнигсберга и Ангенбурга командование полка представляет его, уже майора, 8 июля 1942 года к награждению орденом Отечественной войны I степени (повторное представление), но Военный совет АДД пересмотрел представление и Указом Президиума Верховного Совета СССР  «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу авиации дальнего действия Красной Армии» от 31 декабря 1942 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом отвагу и геройство» В.А. Борисову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 769.

Книжка Героя В. А. Борисова.

Книжка Героя В. А. Борисова.

После утверждения командующим авиацией представления к награде, ему дают отпуск — встретить Новый 1943 год дома. Он с семьёй! 31 декабря 1942 года слушают по радио Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» гвардии майору Борисову Василию Александровичу».

Он же считал, что он не герой, он просто защищал Родину, свою жену и сына. Наградили его в Кремле 8 января 1943 года. 

А через 9 месяцев, в начале октября 1943 года, у Борисовых было уже двое детей, родилась дочь Галинка — Галина Васильевна Борисова.

В августе 1943 года, когда блокада Ленинграда фактически была прорвана, немецкие войска рвались в город, стремясь разрушить его непрерывными обстрелами в отместку за свое поражение. Борисову было поручено бомбардировать фашистские батареи. Под фюзеляжем у самолета 1000-килограммовая бомба, но вдруг произошла нелепая случайность: при взлете не убралось шасси. Отбомбившись, на обратном пути летчики обнаружили, что пробита покрышка левого колеса. «Прострели и правую», — приказал Борисов штурману. С пробитыми шинами машина села, как ни в чем не бывало. Только чуть накренилась на одно крыло.

Борисов был в числе тех, кто активно изучал сам и обучал других новой модификации американского бомбардировщика «Douglas A-20G», поступавшего по ленд-лизу, на котором сам летал на боевые задания.

Борисов Василий Александрович. 1944-1945 годы.

Борисов Василий Александрович. 1944-1945 годы.

5 января 1944 года Василию Александровичу присваивают звание гвардии подполковника.

С февраля 1944 года и по 24 января 1946 года Василий Александрович служил инспектором по технике пилотирования 2-го гвардейского авиакорпуса дальнего действия. 

5 апреля 1944 года, «за 2 дневных и 250 ночных боевых вылета», гвардии подполковник Борисов был представлен ко второй медали «Золотая Звезда», но удостоился ордена Ленина..

Герой Советского Союза подполковник Борисов Василий Александрович – участник освобождения Севастополя в 1944 году. Фото 1947 года.

Герой Советского Союза подполковник Борисов Василий Александрович – участник освобождения Севастополя в 1944 году. Фото 1947 года.

Стоит сказать, что из семьи Борисовых воевали пятеро, даже отчим, который служил писарем в штабе дивизии. Однажды подо Львовом Василий случайно встретил младшего брата Александра — тот был солдатом, стоял на старте — встречал и отправлял самолеты на боевые вылеты. Василий Борисов взял брата на свой бомбардировщик стрелком-радистом, и судьба за это его отблагодарила — в самом последнем бою над Свинемюнде брат спас ему жизнь — сбил подкравшийся сзади «Фокке-Вульф-190».

Герои Советского Союза 3-го и 19-го гвардейских АП АДД (слева направо): И.И. Киньдюшев, В.В. Решетников, А.И. Шапошников и В.А. Борисов. 1944 год.

Герои Советского Союза 3-го и 19-го гвардейских АП АДД (слева направо): И.И. Киньдюшев, В.В. Решетников, А.И. Шапошников и В.А. Борисов. 1944 год.

Борисов Василий Александрович за годы войны защищал Москву, Севастополь, принимал активное участие в обороне Ленинграда, разгроме врага под Сталинградом и на Кавказе. Участвовал в Великолукской, Черниговско-Припятской, Смоленско-Рославльской операциях, Крымской, Минской, в Курской битве, в Люблин-Брестской, Восточно-Померанской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской, Варшавско-Познанской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.

Всего Борисов совершил 286 боевых вылетов — по военным документам и 318 — по послевоенным, из них 29 — в глубокий тыл врага (21 — боевой вылет ночью, 2 — днём, 6 — на разведку ночью). Бомбил Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки и др. Сбил 4 самолёта противника. В совершенстве изучил матчасть самолётов Р-6, МБР-2, Дуглас C-47 Skytrain, СБ (АНТ-40), А-20-Ж, Б-25, Ил-4 и уверенно на них летал в любых метеоусловиях на полный радиус. Самые сложные боевые задания поручались ему. Борисов был секретарём партийной организации эскадрильи. Первым вылетал на любое боевое задание, заряжая своим азартом всех лётчиков корпуса. 

У Василия Александровича не было ни одного ранения, и он всегда возвращался на аэродром. Лучший безаварийный лётчик авиакорпуса.

За всю войну удостоен 18 боевых орденов, медалей и знаков отличия, а также отмечен 12-ю благодарностями от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

«Стройка № 501»

Демобилизовавшись 24 января 1946 года в звании гвардии подполковника, Василий Александрович поступил на службу в «Желдорпроект» ГУЛЖДС НКВД (с 15.03.1946 — МВД) СССР в Москве, командир авиагруппы бюро аэросъёмочных работ в Москве. Пока не обустроился семья оставалась на прежнем месте в Киеве. Там и родился в апреле сын Виктор.

Борисов Василий Александрович - Герой Советского Союза, начальник авиаотряда «Стройки № 501». Борисов Василий Александрович - Герой Советского Союза, начальник авиаотряда «Стройки № 501». Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар.

Борисов Василий Александрович – Герой Советского Союза, начальник авиаотряда «Стройки № 501». Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар.

С 15 декабря 1947 года по 1952 год — командир авиаотряда Северной проектно-изыскательской экспекдиции «Желдорпроекта» ГУЛЖДС МВД СССР сначала в Воркуте, потом в Салехарде, потом п. Ермаково Игарского района Красноярской области. В этот период работы в Северной проектно-изыскательской экспедиции он и был командиром сводного 501 отряда легкомоторной авиации  на «Стройке № 501» (железная дорога Салехард — Надым — Игарка), по документам — «Желдорпроект» ГУЛЖДС МВД СССР. 

Самолёты типа По-2, транспортные Си-47, Ли-2, А-20 «Бостоны» выполняли аэрофотосъёмку, перевозили различные грузы и пассажиров с использованием лыжных и лодочных шасси.

Принимал участие в качестве пилота в агитационных перелетах кандидатов в депутаты Верховного Совета Коми АССР второго созыва. Подготовка к этим выборам велась в послевоенные 1946-1947 годы, кандидаты старались проводить встречи с избирателями в самых отдаленных уголках республики. Один из таких десантов во главе с первым секретарем Коми обкома КПСС Тараненко отправился на Полярный Урал, а самолетом управлял полярный летчик Борисов.

Группа сопровождающих А.Г. Тараненко в предвыборной кампании в Заполярье. Стоит слева крайний летчик В.А. Борисов. Рядом с ним – А.Тараненко. Фото Ф. Почкина, МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр».

Группа сопровождающих А.Г. Тараненко в предвыборной кампании в Заполярье. Стоит слева крайний летчик В.А. Борисов. Рядом с ним – А. Тараненко. Фото Ф. Почкина, МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр».

Фотограф отдельно сделал и карточку летчика. На обороте фотографии сохранилась надпись: «Герой Советского Союза летчик В.А. Борисов. Воркута». На снимке — стройный, подтянутый военный в мундире и зимней шапке-ушанке. С левой стороны на груди хорошо просматривается «Золотая звезда» и наградная колонка. 

Борисов Василий Александрович. Воркута. 1947 год. Фото Ф. Почкина, МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр».

Борисов Василий Александрович. Воркута. 1947 год. Фото Ф. Почкина, МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр».

Полёты на Севере и в мирное время весьма трудны и опасны. Погода преподносит сюрпризы, а посадочные площадки далеки от идеала, не редки и рискованные случаи — это напоминало отважному лётчику опасные военные полёты. Однажды в Обской губе, судно, буксировавшее две баржи, на которых находились не менее 200 пассажиров, вмёрзло в лёд. Операцию по спасению людей поручили Борисову. Лёд около барж был тонкий и спасение могло обернуться трагедией. «Надо лететь, садиться и спасти людей! Иного выхода нет!» — сказал Василий Александрович. Когда он на самолёте ПО-2 совершил посадку около баржи, ликовали все. Операция длилась 20 часов.

24 апреля 1950 года приказом ГУ ГВФ переведён в пилоты первого класса гражданской авиации с вручением знака отличия. За образцовое выполнение заданий, проявленные при этом мужество и высокое лётное мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Трудового Красного Знамени (№144373, орденская книжка № 185340 от 09.12.1950 года). 19 мая 1954 года награждён знаком «Отличник социалистического соревнования». 

Работа в Дальстрое и Магаданской области

Следующим местом службы В. А. Борисова стал Дальстрой, куда он прибыл по направлению УК МВД самолётом 4 сентября 1952 года на должность начальника Управления воздушного транспорта (УВТ «Дальстроя») с окладом в 3600 рублей, и с 9 октября 1952 года приступил к работе.

Борисов Василий Александрович, летчик, Герой Советского Союза. 1950-53 годы.

Борисов Василий Александрович, летчик, Герой Советского Союза. 1950-53 годы.

Из воспоминаний Багирова Эйюба «Горькие дни на Колыме»: «В Омсукчане в те годы имели один небольшой летний аэродром для приема маленьких самолетов. Находился он между двумя сопками и взлетная грунтовая полоса заканчивалась оврагом, что было проблемой для больших самолетов типа Ли-2. Зимой, с октября до апреля месяца, вопрос решался просто. Замерзали реки и на протоке реки Сугая свободно принимались относительно большие самолеты.

В бытность начальником Управления Рохлина, была продолжена авиаполоса на летнем аэродроме для приема самолетов Ли-2. Помню, что первый взлет и обратную посадку в летнем аэропорту на самолете Ли-2 совершил полковник авиации, Герой Советского Союза Борисов, на борту самолета которого находился сам Рохлин. Впоследствии, Борисов стал начальником авиаотряда Дальстроя. После этого первого, пробного рейса на маленький летний аэродром совершали регулярные посадки и вылеты Ли-2».

Подполковник Борисов В.А. 1954 год.

Подполковник Борисов В.А. 1954 год.

В 1954 году Совет Министров СССР обязал Главное управление ГВФ представить в Правительство  положение о передаче авиации Дальстроя  в ведение ГУ ГВФ, а также:

  1. Обеспечить перевозку  пассажиров на линиях Хабаровск – Магадан – Чукотка, Якутск — Магадан и на линиях от Магадана на восток и север только на самолетах, имеющих отопление.
  2. Установить с 1955 года систематические полеты из Магадана в Батыгай, Эгвекинот, Эвенск, бухту Лаврентия, Марково, Анюйск, Анадырь и Апапельгино.
  3. Разработать и провести мероприятия по улучшению обслуживания перевозок пассажиров  на авиалиниях Магаданской области, особенно в период отпусков трудящихся.

В.А. Борисову пришлось заниматься вопросами качественной работы Магаданского авиапредприятия, и как результат, 10  марта 1954 года открыли регулярный рейс Москва — Магадан, совершаемый самолетом ИЛ-14 за 48 часов. 

Василий Александрович постоянно повышал своё мастерство. В 1954 году окончил курсы по освоению вертолёта Ми-4, В-8 (Ми-8) — 1966 г., Ми-6 — 1969 г. в Кременчугская ШВЛП. Эти машины, не требующие взлётно-посадочных полос, полюбились ему за своеобразие, маневренность, компактность. 

Приказом по Дальстрою № 231 от 10 мая 1954 года В.А. Борисов награждён значком «Отличник социалистического соревнования золото-платиновой промышленности».

Согласно постановлению СМ СССР № 299 от 22 февраля 1955 года переведён в систему ГВФ, приказом ГУ ГВФ № 555 от 9 апреля 1955 года назначен на должность командира авиагруппы ДВТУ с окладом 2750 рублей. Фактически 9 апреля Борисов был уволен из Дальстроя, а 18 числа был принят в ДВТУ.

В 1955 году приказом Главного Управления ГВФ в состав Магаданской авиагруппы включили 185-й, 149-й, 159-й авиаотряды; аэропорт Магадан 1-го класса, аэропорт 3-го класса Сеймчан; аэропорты 4–го класса Петропавловск, Елизово, Марково, Гижига, Каменское, Омсукчан,  Северо–Эвенск, Залив Креста, Певек, Байково, Омолон и авиационно–ремонтный завод  № 73 на 13 км Колымской трассы.

При нем построили в 1956 году и сдали в эксплуатацию аэровокзал на 13 км, открыли новые авиалинии: Магадан — остров Врангеля, Магадан — Чайбуха — Марково — Анадырь.

До 1958 года В.А. Борисов — командир Магаданской авиагруппы Дальневосточного  ГУ ГВФ.

Катастрофа Ил-12 и последствия

9 июня 1958 года при заходе на посадку в аэропорт Магадан-13 км разбился Ил-12  с бортовым номером Л1394 (по другим данным Л1364), погибли все,  четыре члена экипажа и 16 пассажиров, в том числе четверо детей.

13 июня командир авиагруппы назначил комиссию по организации похорон погибших пассажиров, а если они были не из Магадана, то тела доставляли к месту проживания родственников, а багаж и личные вещи на период всех формальностей сдали в камеру хранения магаданского нотариата. Расследование трагедии велось комиссией ГУГВФ, по ее итогам последовало разбирательство в Магаданском обкоме КПСС, что было оформлено протоколом от 4 августа 1958 года.

Сопутствующей причиной катастрофы стал приём самолёта при погоде ниже минимума, что ставилось в вину лично командиру МОАГ Герою Советского Союза В. А. Борисову.

В Государственном архиве Магаданской области научным сотрудником лаборатории истории и экономики СВКНИИ ДВО РАН, к.и.н. Третьяковым М. В. были найдены документы расследования той катастрофы. Изучив их, учёный пришёл к выводу, что вина В.А. Борисова в катастрофе была всё же косвенной. Поскольку в аэропорту Магадан-13 км он был старшим по должности, именно от него ждали распоряжения на закрытие аэродрома и отправки самолётов на 47-й км, что он не дал. Его заместитель Т.М. Картушинский был пассивен из-за присутствия непосредственного начальника, а всю вину полностью возложили на диспетчера Савенко. Во многом здесь сыграло роль негативное стечение обстоятельств, почему-то никто не взял на себя ответственность закрыть аэродром из-за погоды ниже минимума.

После окончания расследования причин авиакатастрофы Василий Борисович покинул пост командиру МОАГ, официальная причина увольнения, согласно карточке в архиве, — направление на учёбу в КУНС с 1 августа 1958 года.

Учитывая его направление на учёбу, а позднее назначение на должность первого начальника аэропорта «Шереметьево», вряд ли стоит говорить о понижении по службе.

Аэропорт «Шереметьево»

По окончании 10 июля 1959 года Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава ГВФ в Ленинграде Василий Александрович был назначен начальником аэропорта «Шереметьево»

Борисов Василий Александрович. 1960 год.

Борисов Василий Александрович. 1960 год.

Самые трудные годы становления этой крупнейшей авиационной гавани страны выпали на долю Василия Александровича. Возложенные на него задачи начальником Главного управления ГВФ маршалом авиации Логиновым Е.Ф. , который хорошо знал Василия Александровича, будучи командиром корпуса АДД, были выполнены с честью.

Полярная авиация

Заложив основы для дальнейшего развития аэропорта Шереметьево, в 1961 году В. А. Борисов убедил руководство ГВФ, что его место в любимой им Полярной авиации.

И снова Север. Летал на самолётах Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14, вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8.

18 сентября 1962 года командовал первым групповым перелётом Москва — Северный полюс — Москва на вертолётах Ми-4. Осваивал Северный полюс с длительным дрейфом на льду. Командование наградило его наручными часами с гравировкой на обратной стороне «Борисову В.А. за освоение Северного полюса от Командования ГУ ГВФ СССР, 1964 г.».

В феврале 1965 года под руководством Василия Александровича на дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-13» перегнали четыре вертолёта Ми-4.

3 мая 1965 года на вертолёте Ми-4 во время прохождения высокоширотной воздушной экспедиции «Север-17» доставил учёных непосредственно в точку Северного полюса.

18 мая 1965 года награждён бронзовой медалью ВДНХ за внедрение вертолётов Ми-4 для изучения гидрологического и ледового режима и геологические исследования в Центральном Полярном бассейне с базированием на дрейфующих льдах. Сопровождал научно-исследовательские экспедиции: станции Северного полюса, грузы, оборудование, людей, искал затёртые льдами суда и т.д. 

Борисов Василий Александрович. 1966 год.

Борисов Василий Александрович. 1966 год.

С октября 1965 года по июль 1966 года командовал авиаотрядом 11 Советской Антарктической экспедиции. Как-то во время посадки в Южном море в заливе Рыбий Хвост лёд оказался хрупким. Люди благодаря чётким и правильным действиям командира были спасены, а вот от самолёта остался только след чёрного силуэта в двухметровом панцире льда. 

8 августа 1967 года отыскал в Северном Ледовитом океане у полуострова Ямал научно-исследовательский карбас «Щелья» и помог учёным. Один из них – Скороходов Михаил Евгеньевич, описал это в пятой главе своей книги «Путешествие на “Щелье”».

Борисов В.А. Ямал. 1968 год.

Борисов В.А. Ямал. 1968 год.

Василий Александрович участвовал и в первой вертолетной вулканологической экспедиции. Именно с крошечного Ми­-1 под его управлением кинооператор впервые снял жерла вулканов Камчатки, в том числе кратер вулкана Келля, названного так в честь академика Николая Келля, создателя метода фотограмметрии, обеспечившего полную аэрофотосъемку поверхности СССР.

Он принимал участие в авиаобслуживании ряда строек Заполярья, Колымы, Чукотки, БАМа, в сопровождении кораблей Северным морским путём, занимался геодезией, аэрофотосъёмками, спасал людей. Совершил самый длинный по тем временам рейс над Камчаткой.

К концу 1969 года налетал более 11 500 часов, из них более 4000 часов — ночью, на вертолётах — более 2500 часов.

По состоянию здоровья был списан с лётной работы 1 января 1970 года, но продолжал работать в Полярном управлении ГВФ, Управлении применения авиации в народном хозяйстве, Министерстве гражданской авиации, в Центральном управлении международных воздушных сообщений. 26 октября 1976 года ушёл на отдых по собственному желанию. Его производственный стаж, с учётом участия в Великой Отечественной войне (1 день за 2) — 50 лет. Авиации отдал 45 лет, включая обучение (авиатехникум, авиашколу, КУНС), гражданской авиации, включая обучение на КУНС — 39 лет, полётам — 31 год своей жизни, 36 лет, если считать обучение в авиашколе, КУНС и работу начальником аэропорта «Шереметьево». В разное время являлся пенсионером по выслуге лет МВД, пенсионером союзного значения, пенсионером за выслугу лет как заслуженный пилот СССР.

На пенсии

После выхода на пенсию активно включился в общественную работу: возглавил Совет ветеранов подмосковного города Лобня, посещал встречи в клубе Героев Советского Союза, стал членом комиссии по делам несовершеннолетних, внештатным инспектором Московского областного комитета народного контроля и заведующим бюро жалоб г. Лобня Мытищинского комитета народного контроля.

При огромной массе дел и занятости он не забывал о тех, кому нужна помощь. Так он писал откровенные письма мальчишкам, которые оступились, оказались правонарушителями, а те понимали и страшились не прислушаться к советам Героя. Сколько он спас слабодушных, податливых, не имеющих чувства собственного достоинства, слабых духом!

Дом в Лобне. 1968 год.

Дом в Лобне. 1968 год.

В  1977 году школа №3 Лобни добилась присвоения его имени пионерской дружине.

Постоянно вёл воспитательно-патриотическую работу в коллективе и парторганизации, был лектором-международником. Выступая, Василий Александрович, всегда говорил о своих боевых товарищах, о своем экипаже, считал, что «Золотая Звезда» Героя – награда всему его экипажу.  Держался скромно, чуть в стороне, но люди тянулись именно к нему, привлекал чуткостью и вниманием к собеседнику, открытостью взгляда и доброй улыбкой. Дважды избирался депутатом Лобненского горсовета 17 и 18 созывов. 

Решением №1415/20  исполкома Лобненского городского Совета народных депутатов от 18 декабря 1981 года В. Борисову было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобня»

Он умер 20 апреля 1993 года. Последним его предсмертным поступком было внесение в кассу Лобненской коммунистической организации положенные уставом взносы. Только вот в ведомости расписаться не успел. 

Похоронен в Лобне на кладбище Киово.

В памяти народной…

Его помнят в Росавиации, на Камчатке, Колыме. В Воркуте на здании штаба в аэропорту и на площади Победы установлены памятные доски. В Калязине — памятная стела в парке Победы, в Салехарде — памятная плита на площади Победы, в Полтаве на плите у памятного знака героям авиации дальнего действия выбито его имя.

23 апреля 1995 года по просьбе ученического и учительского коллективов решением Лобненской городской думы средней школе № 3 присваивается имя Героя Советского Союза — Борисова Василия Александровича.

Его имя увековечено в названии улицы города Лобня, о чём свидетельствует памятная доска на доме 24 корпус 1.

Борисов В.А. в президиуме. Салехард.

Борисов В.А. в президиуме. Салехард.

Из воспоминаний Боброва В.Ф., первого заместителя Председателя Совета ветеранов Дальней авиации: «Мне посчастливилось быть лично знакомым с Василием Александровичем. Многие годы он был членом Президиума Совета ветеранов войны АДД и мы неоднократно вместе летали в гарнизоны Дальней авиации. В конце 80-х годов прошлого века ежегодно проводились, так называемые агитперелеты по отдаленным авиагарнизонам в честь дня Воздушного Флота СССР. В них участвовали ветераны Великой Отечественной войны, писатели, артисты. Всех тепло встречал личный состав и члены их семей. Но особое внимание всегда привлекали встречи с ветеранами. Они с удовольствием вспоминали о годах своей боевой молодости. Когда выступал Василий Александрович, то всегда говорил о своих боевых товарищах, о своем экипаже. А когда ему задавали вопрос: — за что он получил звание Героя Советского Союза?, — он всегда отвечал, что это награда всему моему экипажу.

Борисов Василий Александрович. 1968 год.

Борисов Василий Александрович. 1968 год.

Василий Александрович никогда не выпячивался, не стремился быть, что называется на переднем плане. Всегда скромненько держался в стороне, но люди тянулись именно к нему. Казалось, что он обладал какой-то магнитной силой, привлекал необычайной чуткостью и вниманием к собеседнику, открытостью взгляда и доброй улыбкой. В Совете ветеранов он не произносил пламенных речей, был не многословен, а если говорил, то всегда по существу и по делу. К его предложениям всегда внимательно прислушивались. Руководство Совета ветеранов ценило мнение Василия Александровича, а его самого все глубоко уважали и любили».

В память о нём останутся его рассказы, встречи с ним, упоминание его имени в музеях и библиотеках, в книгах, статьях, документальном фильме, роликах, в электронных ресурсах.

Человек и самолёт

Самолёт «Sukhoi Superjet 100» (бортовой номер RA-89009).

Самолёт «Sukhoi Superjet 100» (бортовой номер RA-89009).

Девятый по счету самолет отечественного производства «Sukhoi Superjet 100» (бортовой номер RA-89009), полученный компанией «Аэрофлот», в его честь назван «Василий Борисов». Позднее в рамках замены самолетов спецификации «LIGHT» на самолеты спецификации «FULL» этим именем был назван самолет с бортовым номером RA-89027. 

Награды

Василий Александрович Борисов был награждён 7 орденами, 19 медалями, 10 знаками отличия, 5 званиями, 12 благодарностями от Верховного Главнокомандующего, 4 госграмотами, бронзовой медалью ВДНХ и другими, был удостоен звания «Заслуженный пилот СССР».

Вот лишь неполный перечень основных наград:

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (31.12.1942)
  • два ордена Ленина (31.12.1942, 19.08.1944);
  • два ордена Красного Знамени (29.03.1942, 18.07.1945);
  • орден Отечественной войны I-й и II-й степени (06.04.1985);
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медали, в том числе:
    • «За боевые заслуги»;
    • «За оборону Ленинграда»;
    • «За оборону Москвы»;
    • «За оборону Севастополя»;
    • «За оборону Сталинграда»;
    • «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
    • «За взятие Кёнигсберга»;
    • «За взятие Берлина»;
    • «За взятие Будапешта»;
    • «Ветеран труда»

В статье использованы документы из архивов семьи Борисовых. Материалы из статей правнука Иван Васильевич Сидоренко, брата и сестры Василия Николаевича и Варвары Николаевны Бельсковых и Валентины Владиславовны Сидоренко.

Моя благодарность за помощь Максиму Третьякову и коллектив ГАМО за предоставленную информацию.

Фотографии для статьи предоставлены Валентиной Владиславовной Сидоренко, а также взяты с сайта «ГОСКАТАЛОГ.РФ» и других свободных источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *