Тайна озера Майорыч. По следам экспедиции «РГО Экспо»

Предположительное расположение гидробазы и посёлка Майорыч.

Предположительное расположение гидробазы и посёлка Майорыч.

О самолёте, который нашёл своё последнее пристанище в озере Майорыч известно давно, есть рассказы старожилов, описания очевидцев. Но о том, что это за самолёт, его марка, принадлежность, год катастрофы — никто поведать не мог.

Пытался самостоятельно заниматься идентификацией самолёта, мои сотоварищи пытались его найти, чтобы хоть что-то прояснить, но всё было тщетно — Майорыч надёжно хранил тайну. 

Может быть, когда-нибудь у меня дошли бы до этой головоломки руки, но в 2021 году, пока я охотился за историей в других местах, экспедиция «РГО Экспо» всё сделала за меня. 

Думаю многие уже успели ознакомиться со статьёй «Участники экспедиции “РГО Экспо” нашли пропавший самолёт авиатрассы АлСиб на Колыме»  и в других изданиях и на телевидении, поэтому не вижу смысла перепечатывать полностью статью и остановлюсь только на заинтересовавших меня деталях.

«Мы искали Дуглас DC, а нашли ЛаГГ-3 — другой самолёт. На следующий год запланирована вторая часть экспедиции, более сложная — подъем останков советского самолета с озёра Майорыч. Также мы хотим долететь до места на побережье Охотского моря, где находится Дуглас, поднять и доставить его в музей АлСиба в Сеймчане, — подытожил Богдан Булычев.

В озере Майорыч был обнаружен фрагмент крыла самолета с информационной табличкой.

Вернувшись в Магадан, команда идентифицировала найденный фрагмент — он принадлежит боевому истребителю ЛаГГ-3 времён СССР, которые выпускались в 1939-1942 годах и обслуживали аэродромы трассы «Аляска-Сибирь».

Находка экспедиции «РГО Экспо» на озере Майорыч. 2021 год.

Находка экспедиции «РГО Экспо» на озере Майорыч. 2021 год.

В статье на сайте Колыма.RU можно прочитать следующее:

«В итоге члены экспедиции нашли не американский, а советский самолет времен войны. ЛаГГ-3 предположительно собирал золото в артелях региона, металл шел как раз на оплату американцам за поставки по ленд лизу. ЛаГГ-3 – это одноместный фронтовой истребитель, корпус которого состоит из алюминия и дерева. Теперь члены экспедиции планируют достать его из-под воды, но уже в холодное время года».

Казалось, можно только аплодировать таким находкам, молниеносным исследованиям и выводам, радоваться жизни, но что-то меня смущало… Впрочем, начнём.

Первая увесистая клюква прилетела откуда не ждали… Согласно выводам, ЛаГГ-3 собирал золото в артелях региона, металл шёл как раз на оплату в США за поставки по ленд-лизу…

  1. Ребята вы хоть немного изучали историю региона, прежде чем озвучивать такие выводы? Очень рекомендую ознакомиться с тем, когда в Дальстрое появились артели, какие предприятия вели добычу первого металла.
  2. Тема сбора золота с приисков Дальстроя и его дальнейшая переправка на материк и в США уже не раз озвучена — каким образом и каким транспортом это делалось можно найти в книгах и статьях.

И всё же вернемся к самому самолёту. 

Что же за зверь такой ЛаГГ-3? Не буду сильно утомлять деталями, для тех кто интересуется историей авиации материалы и документацию по этому самолёту можно найти в библиотеках и интернете. Озвучу только самые интересные детали.

Истребитель ЛаГГ-3. 1941-9142 годы.

Истребитель ЛаГГ-3. 1941-9142 годы.

Немного информации из Википедии:

«ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941—1944 гг.

Выпуск начали на четырёх Государственных авиационных заводах(ГАЗ), ГАЗ-21 в Горьком, ГАЗ-23 в Ленинграде, ГАЗ-31 в Таганроге (в августе-сентябре 1941 года эвакуирован в Тбилиси) и ГАЗ-153 в Новосибирске.

Выпускался с двигателем водяного охлаждения М-105П (пушечный),  ёмкость водосистемы 90 л. Сотовый водорадиатор установлен в туннеле под кабиной пилота и охлаждался воздухом, поступавшим из воздухозаборников, расположенных в передней кромке центроплана и в подфюзеляжном совке. Регулирование температуры воды осуществляется заслонкой, изменяющим площадь сечения входного отверстия туннеля водорадиатора. Выхлопной коллектор — общий на каждый борт.

В сентябре 1941 года ОКБ-301 под руководством Гудкова М. И. впервые оснастило ЛаГГ-3 звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82 и успешно его испытало (Гу-82), но по странной позиции НКАП он не был запущен в серийное производство.

Попытка установить на ЛаГГ-3 этот двигатель была предпринята и ОКБ-31 под руководством Горбунова В. П. (г. Таганрог), однако не была завершена, ввиду срочной эвакуации. Позже, уже в Тбилиси, Горбунову удалось установить двигатель на ЛаГГ-3, однако его вариант (Г-1) по скоростным характеристикам уступал другим модификациям ЛаГГ-3 с АШ-82.

Спустя полгода после ОКБ-301, ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина (город Горький) после аналогичной операции — установки двигателя воздушного охлаждения АШ-82 на ЛаГГ-3, удалось запустить в производство свой самолёт под наименованием Ла-5, ставшим основой для семейства истребителей Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7».

Ла-5 и ЛА-7 с двигателем воздушного охлаждения нас не интересует, наша цель  ЛаГГ-3 с двигателем водяного охлаждения М-105П.

Ознакомившись с доступными материалами экспедиции у меня возникло сразу несколько вопросов:

  1. Какой был смысл гнать истребитель через полстраны для обслуживания АЛСИБа и перевозки золота? Самолёты, которые шли по трассе с боеприпасами на борту могли и сами дать отпор.
  2. Перевозкой золота занимались самолёты Дальстроя — в частности ПО-2 и Р-5 и другие. Зачем для этой цели привлекать истребители, если для них самое лучшее предназначение — небо над линией фронта?
  3. Если подумать хорошо, то как вы себе представляете эксплуатацию истребителя с двигателем водяного охлаждения в колымские морозы? На земле совсем не глушить и не задумываться, как будет вести себя вода в системе охлаждения при -50-60 градусов?
  4. Немного углубившись в последнее десятилетие в историю авиации Дальстроя и Алсиба мне не довелось ни разу услышать упоминание о ЛаГГ-3 ни в каких исторических документах, воспоминаниях перегонщиках и других источниках. Я не претендую на аксиому, но если такие данные есть, то может стоить их озвучить.

Откуда же взялся в отчётах и публикациях злополучный ЛаГГ-3? Ведь самого самолёта целиком так никто и не видел? Злую шутку с участниками экспедицию сыграли две вещи. Наличие деревянных остатков и шильдик на одном из элементов крыла…

Шилд на элементе крыла, найденного экспедицией «РГО Экспо» на озере Майорыч. 2021 год.Шилд на элементе крыла, найденного экспедицией «РГО Экспо» на озере Майорыч. 2021 год.

Исходные данные — при постройке самолёта использовались древесина и неизвестный металл (я так думаю, анализ никто не делал, следовательно, марка стали и материал неизвестен), изготовлен на заводе № 31 (завод имени Димитрова) в городе Таганроге. Один из вариантов — в Таганроге во время войны производился истребитель ЛаГГ-3, ну а в детали никто не стал углубляться.

Бинго! Самолёт, бьём в фанфары, интервью, передачи — все счастливы и довольны. 

А теперь давайте отбросим в сторону желание выставить желаемое за действительное и призовём на помощь факты и мнение специалистов.

Что располагалось на озере Майорыч во время войны? А была здесь гидробаза, где приземлялись, обслуживались и улетали по своим маршрутам самолёты авиаотряда Дальстроя. Об этом более подробно можно почитать здесь. Кстати, документов о передаче этой гидробазы в распоряжения АЛСИБа мне не встречалось. Может и самолёт-то в озере не алсибовский, а дальстроевский? Хотя при аварийной посадке вряд ли будешь выбирать, чей принадлежности аэродром находится ближе всего…

Шилд на элементе крыла, найденного экспедицией «РГО Экспо» на озере Майорыч. 2021 год.Шильд на элементе крыла, найденного экспедицией «РГО Экспо» на озере Майорыч. 2021 год.

Небольшое отступление. Всё же хочу сказать членам экспедиции огромное спасибо за найденный злополучный шильд, именно он дал мне шанс продолжить поиски безымянного самолёта. Отдельное спасибо за публикации — именно они познакомили меня с архитектором-авиареставратором Закурдаевым Сергеем Алексеевичем, который оказал неоценимую помощь в попытках докопаться до истины.

На том же заводе № 31 (завод имени Димитрова) в городе Таганроге выпускались не только истребители ЛаГГ-3, но и другие самолёты, которые в разное время трудились в Дальстрое:

  • Р-5. Строился серийно с 1930 по 1931 год.
  • ТБ-1П. Строился серийно с 1929 по 1932 год. Было построено 66 самолётов.
  • Ш-2 (АШ-2). Строился серийно с 1932 по 1934 год. Было построено 298 самолёта, в том числе 16 в санитарном варианте.
  • ПС-9 (АНТ-9). Строился с 1931 по 1933 год. Было построено 75 самолётов совместно с заводом № 22 и заводом № 89.
  • МБР-2. Строился серийно с 1934 по 1940 год. Было построено 1365 самолётов.

Надо отметить, что экспедиция «РГО Экспо» не первая, кого озеро Майорыч вознаградило за поиски. Несколько десятилетий на этом же озере, местными жителями, был поднята часть крыла самолёта. Эта фотография появилась в поле моего зрения во время написания статьи о гидробазе «Майорыч». Правда, искатели оказались скромными и в газеты и на телевидение не попали…

Найденная на Майорыче плоскость от самолёта. На снимке Филимонов, Лысенко, Толокнов.Найденная на Майорыче плоскость от самолёта. На снимке Филимонов, Лысенко, Толокнов.

Эту фотографию я переслал Сергею Алексеевичу Закурдаеву, с просьбой сказать, что это за элемент и от какого самолёта. Сергей Алексеевич любезно пояснил, что на снимке закрылок от крыла гидросамолёта МБР-2.

Также он высказал своё мнение о найденной части крыла якобы ЛаГГ-3 и предоставил свои доказательства по этому вопросу. Ниже фотографии с подъема остатков летающей лодки МБР-2 на озере Одеж-Ярв в 1989 году и сравнение с находкой экспедиции «РГО Экспо» на озере Майорыч.

Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.

Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что обломки с места крушения МБР-2 очень подозрительно похожи на останки ЛаГГ-3, чего быть, естественно, не может…

Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.

Фотографий таких несколько, с разных ракурсов, и вывод напрашивается сам собой: в 2021 году на озере Майорыч был найден не самолёт ЛаГГ-3, а первый отсек крыла летающей лодки МБР-2 авиаотряда Дальстроя.

Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.

Исходя из вышеперечисленного с большой долей вероятности можно предположить, что на дне озера Майорыч лежит именно МБР-2 авиаотряда Дальстроя.

Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.Первый отсек крыла МБР-2. Фото предоставлено Сергеем Алексеевичем Закурдаевым.

Насколько ценна такая находка? Далее хочу передать слово специалисту в этом вопросе — авиареставратору Закурдаеву Сергею Алексеевичу:

«Я увидел телевизионный репортаж по России-1 о находке экспедицией “РГО Экспо” на озере Майорыч фрагмента крыла самолёта. Долгое время работаю над восстановлением летающей лодки МБР-2, поэтому для меня не составило труда опознать, какому самолёту принадлежит продемонстрированная деталь конструкции.

В настоящее время найдено всего три потерпевших крушение МБР-2, из которых мы пока никак не можем построить хотя бы один экземпляр этой летающей лодки.

Я хотел бы предложить губернатору Магаданской области Носову Сергею Константиновичу свои услуги в организации подъёма МБР-2 со дна озёра Майорыч с его последующим восстановлением.

Отдельно хочу отметить, что вариант подъёма самолёта методом вымораживания, предложенный членами экспедиции «РГО Экспо» может привести к фатальным последствиям. В качестве примера могу привести попытку подъёма самолёта таким способом под Мурманском, в результате которого самолёт начал разрушаться и попытки по его подъёму были прекращены.

Для начала необходимо исследовать местонахождение самолёта сонарами, сделать 3D модель залегания на дне озера, произвести расчёты по грунтам и только потом прорабатывать методы и технологию подъёма самолёта».

И ещё одна крамольная мысль… Если принять во внимание, что на озере работала и авиаремонтная мастерская, то вполне вероятно, что на берегах и в самом озере могли остаться не подлежащие ремонту или утилизированные узлы и агрегаты МБР-2 и других самолётов… А что если найденные на берегу вообще не имеют никакого отношения к самолёту, находящемуся на дне озера Майорыч?

Летающая лодка МБР-2 авиаотряда Дальстроя на Индигирке.

Летающая лодка МБР-2 авиаотряда Дальстроя на Индигирке.

Окончательную точку в этом споре может поставить только подъём самолёта на сушу и его детальный осмотр. А до этого времени вряд ли стоило делать скоропалительные выводы и озвучивать их во всех средствах массовой информации и вводить в заблуждение других…

P.S. Наверное накипело. Очень хочется задать вопрос руководству Магаданской области, почему внимание и помощь так легко выделяется прибывшим варягам, готовым совершать немыслимые и фантастические молниеносные открытия во имя славы и известности? Почему бы не помочь своим местным туристам и краеведам, которые годами по крупицам пытаются восстановить, сохранить и рассказать об истории Дальстроя и Магаданской области? Хотелось бы верить, что эта ситуация изменится в лучшую сторону.

Тайна озера Майорыч. По следам экспедиции «РГО Экспо»: 3 комментария

  1. Прочитал две ваши статьи по поводу найденных самолетов командой РГО Экспо под руководством Богдана Булычева.

    Интересное расследование, пусть и сделанное по фотографиям. Очень хотелось бы увидеть окончательные выводы по поводу авиационной трагедии, надеюсь это случится позже, после окончательной проработки результатов.

    Одно не понятно, почему вы предвзято и уничижительно относитесь к результатам работы поисковиков?

    Цель, поставленная в экспедиции, выполнена и перевыполнена. Были найдены самолеты, об этом заявили громко и красиво.

    Здорово, что именно эта экспедиция побудила вас провести анализ – уверен, что без привлечения к этой теме внимания Богданом этого не случилось бы еще десятки лет и самолеты оставались бы в забвении.

    У меня к вам вопрос, почему вы, будучи историком и краеведом, не организовали работы по поиску, описанию и подъему этих самолетов? Почему сейчас, когда инициативные люди выполнили сложную и энергозатратную работу, вы пишете полный обиды пост и сеете сомнение в головах ваших читателей по поводу этих уникальных находок, предварительных предположений и предварительных выводов?

    Что было вами сделано для организации подобных работ? Ничего! Цитирую: “Может быть, когда-нибудь у меня дошли бы до этой головоломки руки…” Если не дошли у вас руки, то зачем вы принижаете выполненную работу поисковиков? Радоваться нужно и как историку участвовать в получении достоверных выводов и писать историю своего края.

    В поисковой работе не надо искать смысл, он находится на поверхности и Президент РФ дал хорошую оценку этой работе: “То, чем вы занимаетесь, — поисковые отряды, вообще всё движение, — она ведь, эта деятельность, и результаты её работы, как это ни покажется странным, не нужна тем, о ком вы заботитесь. Этих людей уже давно нет, они ушли из жизни, они погибли. Эта работа нужна живущим сегодня и будущим поколениям. Это абсолютно очевидная вещь. Это нужно для воспитания нашего общества в любви и почитании тех, кто отдал за страну, за будущее поколение, в том числе за нас с вами, самое дорогое, что есть у человека, — жизнь свою. Только такое общество, которое имеет такой внутренний моральный стержень, оно имеет шансы на будущее и на позитивное развитие. В этом основной смысл и главный смысл, конечно, вашей работы”.

    Важно и в этом задача поисковика, найти самолет, танк, солдат и их жетоны, описать, выдать координаты, подготовить почву и площадку для будущих исследований, а потом заниматься расследованием и просвещением. Что собственно и сделала команда Богдана Булычева. Кстати, не варяга как вы пишете, а коренного магаданца из поселка Мылга (Таскан). Гордиться нужно такими земляками и их делами.

    А Богдан сделал этот проект как всегда, ярко, красиво, мощно, интересно и захватывающе и привлекает к проблематике молодежь, так, что об этом событии узнали все. И узнают еще больше в сериях на Youtube канале “Про путешествия”.

    У меня такое ощущение, что вы все это ставите в укор. Предложить помощь – вот это конструктивно. Описывать результаты вашего кропотливого анализа в обиженном тоне – деструктивно и снижает его ценность.

    1. Уважаю специалистов, терпеть не могу Мюнхгаузенов… Учитесь работать, а не обещать. Учитесь анализировать и делать выводы, а не озвучивать желаемое и выдавать за действительное. С поисковиками (нормальными, адекватными и понимающими, что они делают) работаю давно и с большим удовольствием, а вот с такими товарищами мне совсем не по пути.

  2. Доброго времени суток.
    Интересные материалы на этом сайте, но одно удивляет какая то анонимность
    Я не нашла кто автор этого исследования. ни в начале текста. ни в конце.
    Буду признательна за информацию. Возможно на сайте ” все свои” но я человек новый
    Спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *