Экипаж С-286. Октябрь 1973 год. Петропавловск-Камчатский, бухта Ильичёва.
4 мая 1971 года, по окончании 151 УОПП, на самолёте Ил-18 мы прилетели в аэропорт Сокол города Магадана. На Соколе два градуса ниже нуля, на сопках — снег, а во Владивостоке было +12 градусов и деревья зеленые! Добирались до Марчекана в крытом грузовике.
Прибыл Ил-18. Аэропорт Сокол. 70-е годы.
Запомнился первый подъём. Как в учебке — через тридцать с небольшим секунд мы, салажата, уже стояли в среднем проходе, причём робы заправили под ремень, чем немало потешили старослужащих. Ну позже рассказали наши наставники что по чём и как.
Забегая вперёд скажу, что ни какой годковщины не было. Учили нас порой строго, но не жестоко. Будучи сами годками (а наш призыв с осени 72 по ноябрь 73 был старшим в команде) продолжили эту традицию.
Поразила столовая — в смысле питания. На «бачок» — полагалось две банки сгущёнки, масла — сколько хочешь, каждому по сдобной булочке. Вместо чая — кофейный напиток. И, главное, всё не торопясь! После завтрака строем на лодку под командованием строевого старшины Пермякова (штурманского электрика).
По прибытии на плавпирс я испытал глубокое разочарование. Наша лодочка стояла первым корпусом со снятой кормовой надстройкой, на прочном корпусе переплетение трубопроводов, баллоны ВВД и всё покрашено свинцовым суриком. Ну, думаю, попал на службу! Какие тут моря, шторма, киты, косатки?!!! Спустились в лодку и мое разочарование стремительно стало набирать обороты — все было раскидано и разбросано, одним словом — ремонт.
С какого времени лодка стояла в ремонте не знаю, наверное больше года, за это время силами марчеканского РММЗ произведён средний ремонт дизелей, другого оборудования, внутренняя отделка 2 и 4 отсеков. Переборки обшили белым пластиком, экипаж покрасил все внутренние помещения, в общем уже в августе стали сдавать задачи. За этот период салажата — новобранцы изучили устройство ПЛ, сдали зачёты и были поставлены на штат. Всего в нашем призыве было человек 8.
Я влился в дружный коллектив гидроакустиков. Старшиной команды был старшина 1 статьи Гептинг Анатолий. Также в команду входили старшина 2 статьи Виноградов Геннадий (командир отделения) и я — старший гидроакустик. На свою беду я сразу получил свою первую нештатную должность — гарсунщик. Наверное из-за того, что у акустиков руки чище чем у мотористов.
Потихоньку наша лодка С-286 начала выходить в море. В августе вместо капитана 2 ранга Колесникова В.П. прибыл новый командир лодки капитан 2 ранга Волков Юрий Петрович.
Капитан 2 ранга Волков Юрий Петрович. Командир ПЛ С-286.
Запомнился такой случай. Вышли в море, по расписанию объявили обед. Я откормил всех офицеров, последним вниз спустился командир: «Ну что там у тебя гарсунщик?». А надо сказать, что порядок был еще не доведен до финишной черты и после того, как прозвучал вопрос командира, незакреплённая дверь кают-компании, получив ускорение от лёгкой волны, совершила грациозное приземление на бачок с борщём. Бачок с борщём от такого вероломного нападения упал на второе и всё это вместе для полного веселья перемешалось с компотом! Ну думаю все, не сносить мне головы.. Командир подошёл к инциденту стоически, как настоящий моряк, браниться не стал — только попросил хлеба с солью и воды.
В сентябре пошли в док во Владивосток. Дорогой лодку скажем так. покачивало.. Для тех (в том числе и меня), кто игнорировал морскую болезнь, был праздник живота, хотя на питание за все годы службы в Магадане грех было жаловаться..
Пришли в Улисс. При сходе на берег реально почувствовали, что такое морская походка. Произвели замену аккумуляторной батареи, после чего робу пришлось изрядно подлатать, а кому-то и просто выбросить — роба и кислота вещи плохо совместимые…
Потом пришли в док на Дальзаводе. Вот тут пришлось поработать от души! Особенно тяжело было зачищать ЦГБ, а по поводу покраски — это отдельная история… В замкнутом пространстве от растворителя и краски быстро наступает отравление и поэтому тебя обязательно кто то страхует. Бывало только начинаешь песню запевать от внезапно улучшившегося настроения и всё, тебя уже вытаскивают — хорошего по немногу, хватит — уже надышался…
Мы гидроакустики поменяли приёмники ГАС «Феникс», после чего флотские умельцы получили прекрасный материал для поделок. Правда поменяли скажем так, неудачно.. Старшина команды при соединение кабелей приёмников с коммутатором нарушил последовательность, что выяснилось правда уже после его демобилизации. Исправляли эти огрехи уже вместе с Виноградовым Геннадием в мае 1972 года.
А в мае 1972 С-286 вступила в неравный бой со льдом и дело было так.. Две лодки вышли в Тауйскую губу для стрельб практическими торпедами. Море было спокойное и чистое и ничто не предвещало грядущих неприятностей.. Роль цели терпеливо выполняла наша ПБ-3 «Магаданский комсомолец». Первая лодка отстрелялась, торпеду подняли и тут на место проведения стрельб пожаловал нежданный гость — поле пакового льда.. Наша плавбаза «Магаданский комсомолец» и другая подводная лодка успели ретироваться от ледяного супостата, а нам повезло куда меньше и С-286 оказалась в ледяном плену… С помощью морского буксира с горем пополам мы вырвались из плена и добрались до базы, но при этом побили об лёд винты.
Плавбаза «Магаданский комсомолец». Бортовой номер 812.
Лодка оказалась не пригодной к несению боевого дежурства и этот недостаток надо было срочно устранять.. У нашей плавбазы на носу была мощная лебёдка с огромным крюком. Вот за него мы зацепились и подняли корму нашей подводной лодки из воды и начали ремонт… Работы по ремонту уже подходили к финальной части, когда не выдержали троса… В результате корма падает в воду и ремонтники оказались в воде… Правда все обошлось — все остались живы и здоровы, пострадала только наша роба, напитавшаяся морской воды и наша нервная система… Ремонт был продолжен и вскоре закончен.
Лето 1972 года прошло в активной боевой подготовке. Сдача задач, торпедные стрельбы — в базе стояли мало.
Интересный случай произошёл при очередной погрузке торпед. Согласно расписания при погрузке торпед я стоял на шпиле (лебедке). По команде боцмана я включал его и должен был травить канат, который несколькими шлагами лежал на турачке и дальше, через полиспаст соединялся хвостовым зацепом с торпедой. Положили торпеду на лотки (а грузились с плавбазы ПБ-3), поступила команда — и торпеда плавно заскользила вниз. И вдруг, где — то на полпути, срывается хвостовой зацеп и торпеда, получив полную свободу действий, радостно самоходом скатывается в отсек.
С-286. Погрузка торпеды в 1 отсек.
Принимающий в первом отсеке командир отделения торпедистов Владимир Рычков сидел на сланях (пайолах) в районе торпедных аппаратов. Увидев, что торпеда в свободном скольжении, набирая скорость врывается в отсек не успел даже испугаться, совершил гимнастический кульбит — задрав ноги выше головы. После чего наблюдал затем, как торпеда — беглянка была остановлена резиновым «пятаком» на упорной балке. Так что пострадавших не было и отделались легким испугом — все живы здоровы, торпеда — цела, даже норматив погрузки перевыполнен. Не повезло только балке — ее согнуло в дугу от такой радостной встречи с торпедой. Благо торпеда была практическая.
С-286. ШПС «Феникс».
Погрузились и пошли выполнять учебные стрельбы с другой подводной лодкой С-331. Вышли в море, прибыли в место проведения учений, погрузились, и давай играть в кошки мышки. Докладывает Виноградов — слышу шум торпеды! А её и без «ФЕНИ» (наш шумопеленгатор) прекрасно было слышно, пролетела вдоль левого борта — аж головы в плечи попрятали. Так что «утопил» нас капитан 2 ранга Тарасов.
Потом начались долгие поиски торпеды — крестницы. Обеспечивающий, НШ капитан Алексеев даже отпуск пообещал тому, кто первый её обнаружит. Повезло обнаружить беглянку мне, «Стукачок» услышал, навели торпедолов и поймали беглянку. Правда отпуск мне так и не дали.
«Стукач» — это прибор в теле учебной торпеды, издающий ритмический стук, благодаря которому с помощью гидроакустики можно услышать и найти пропавшую торпеду.
В нашем экипаже при командире Волкове в отпуске побывали только «шаман» мой земляк Алексей Воронков и Генннадий Виноградов. Что бы служба раем не казалась — говаривал командир. Суров был командир, но справедлив.
Под осень пошли в док в Советскую Гавань. Переход это запомнился приличным штормом. Треть экипажа в лёжку, вышел из строя кок — так что варить было не кому, укачало даже рулевых. В такой обстановке блестяще проявил себя наш шаман Лёша Воронков и на руле стоял и кашу варил и дела успевал свои делать! После докования вернулись домой на зимовку на родную базу — в Магадан.
С-286. Докование, Совгавань.Крайний слева — штурман старший лейтенант Степанчугов, старпом Щёкин, Алёхин.
В ноябре ушли в запас старослужащие и стал наш набор годками. Меня назначили строевым старшиной, да ещё и старшиной команды РТС. Вдобавок — киномеханик, комсорг, нештатный санитар третьего отсека, водолаз, учёба в партшколе при в/ч 25180. Так что скучать и спать некогда было даже по третьему году службы.
К нам на С-286 пришли новые офицеры: старпом — капитан 3 ранга Холмовой, механик капитан-лейтенант Щербаков, командир группы движения лейтенант Попов.
С наступлением весны начали подготовку к боевой службе, учебные тревоги сдача задач, старались все от командира до кока. Кстати о коке.
С-286. День рождения в походе — кок Чудиновский вручает пирог, помощник капитан3 ранга Сюхин хитро выглядывает из за угла.
Был такой морячок Чудинов (или Чудиновский). Так вот пошёл матрос в увольнение, но до полуночи в часть так и не явился. Дежурный по части поднял всю команду и отправил на поиски пропажи, все таки не шутка — матрос пропал! Обшарили весь Марчекан и пол Магадана — нет хлопца.. Права нагулялись вдоволь — лето, белые ночи, воздух — хоть кружками пей. На берегу бухты у костра молодёжь песни под гитару, посидели и с ними. Красота! Вернулись в «Пентагон» под утро, а пропажа наша уже в части испит спокойно сном младенца.. Поднял я его и за грехи послал гальюн чистить, ну а рулевые отдельно провели беседу с товарищем… Старпом правда, моё наказание отменил — у кока руки должны быть чистыми, питались то с одного котла и морячки и офицеры.
8 июля вышли в море, погрузились и прощай солнышко на 30 дней.
Служба шла спокойно и размеренно, раз в неделю устраивали себе «баню». Ночью во время зарядки АБ в дизельном отсеке для этого снимали одну из пайол. Спускаешься в трюм, а сверху из шланга тёпленькая морская вода из системы охлаждения плюс шампунь «Садко». 5 минут водных процедур и следующий. Одним словом — жизнь хороша!
Ходили вдоль курильской гряды с целью обнаружить супостата, но сутками было слышно: «Центральный, горизонт чист». На день военно-морского флота поступил приказ от главкома ВМФ — выйти в океан и проливом Фриза скрытно форсировать противолодочный рубеж и войти в Охотское море.
Так и сделали. На экономичном ходе, не всплывая для подзарядки за 2 суток показали кузькину мать всем надводникам, а было их полно, успевай только прятаться и никем не обнаруженные вошли в Охотское море.
Выловили гидроакустический буй, который сбросил Орион.
Наконец поступил приказ — домой. Идём на Магадан. Погода хорошая видимость отличная, штиль. Вдруг откуда не возьмись береговой патрульный самолет супостата — «Орион»! Думал нырять будем и стал сбрасывать гидроакустические буи. Застопорили ход, легли в дрейф. Вызывает командир на верх — иди, акустик собирай подарки. Страшно было — а вдруг рванёт, все можно ожидать от вероятного противника.. Пару штук вытащили и пошли своей дорогой.
Локхид P-3 Орион (Lockheed P-3 Orion) — береговой патрульный самолёт.
«Орион» — береговой патрульный самолет США, в то время свободно летали над Охотским морем. Для обнаружения наших подлодок и определения направления их движения сбрасывали в море по определённой схеме до десятка гидроакустические буи. Гидроакустический буй — это поплавок от которого в воду свисают приёмники-гидрофоны, через антенну наверху буя по радиосвязи передаётся информация на самолёт. Так вот этот парень думал, что мы нырнём и будем прятаться от него под водой, успел сбросить 2-3 буя, а потом сообразил, что напрасно отдал собственность США в руки советских подводников. Ещё момент, при попадании в воду эти буи окрашивают воду вокруг себя ярким малиновым цветом. Эти пятна лётчикам хорошо видны, а я свои руки потом 2 дня отмывал от этой краски.
Вроде все хорошо, домой идем.. Одно омрачало — страшно хотелось курить.. курева и сигарет на лодке уже не было ни у кого, все скурили за плавание. Остались сигареты только у нашего боцмана — «Тройка». И ходит к нему экипаж на поклон : «Дим Димыч дай закурить». Но был неприступен и суров наш боцман и убивал надежды просящих одним словом: «Последняя». Делать нечего — курить хочется так, что уши пухнут — стали курить чай. Но тут начальник штаба Алексеев просветил нас, что с его точки зрения после курения начало мужское начало будет бесполезно… Что делать!? Нашли трюмные в ЦП под перископом пачку «Солнца», а она насквозь гидравликой пропитана. Просушили, как могли, и в аппендикс. Закурили — дым, что выхлоп от дизеля в горле — масло, с рубки небесными карами стращают за дымовую завесу… Так и погибли наши мечты о никотине вместе с пачкой «Солнца». И шел до базы наш экипаж с опухшими ушами… Встретили хорошо. Поросёнок цветы и конечно же письма из дома! А какое блаженство на траве полежать?!!!
Командир ПЛ C-286, возвратившейся из похода, Волков Ю.П. принимает традиционного поросенка.
Дней через десять отзывают нас с отдыха стрелять боевой торпедой, как самый боеготовый экипаж. Произвела лодка пуск торпеды по скалам острова Спафарьева, но взрыва так и не дождалась.. Как в Бермудском треугольнике канула наша боевая торпеда — ни ее, ни взрыва.. Вот тут и началось! Недели через две приехали полутрезвые рыбаки и умоляли забрать нашу хреновину, основательно запутавшуюся в рыбацких сетях.. Те, кому по службе было положено, изъяли беглянку у пыбаков..
А мы вначале октября рванули на Камчатку на общефлотские учения по поиску ПЛ условного противника. Прибыли в Авачу ночью. Бросили яшку. Утром на верх покурить и онемели от восторга.. Красота!!!!! Кто был знает.
Натаскались на тренажерах и вперёд. Нашли мы супостата, хоть был и хитёр. Задачу свою лодка и вперед — на родную нашу базу, в Магадан.
Грамота Александра Коваленко.
За успешное выполнение поиска и обнаружения ПЛ условного противника в период общефлотских учений я был награждён грамотой Командующего КТОФ, но награда не нашла героя по причине увольнения последнего в запас.
Пришли в числах 18-20 октября на базу, а наша лодка С-286 засобиралась в очередной док. Меня и торпедиста Владимира Безденежных (поскольку была полноценная замена) оставили в Магадане дожидаться демобилизации.
Расставались с кораблём и экипажем со слезами на глазах. Вот и настала последняя ночь на службе. Этой ночью практически не спал, утром глядь в окно — а там снега по колено — на дворе 1 ноября. Волнение зашкаливает — три года ждали и такой форсмажёр!
Наконец плац почистили. Общее построение бригады по случаю увольнения в запас. Всего увольнялось нас человек 40. В основном из гидротехнического батальона. Нас же подводников самая малость. Как положено комбриг поблагодарил за службу пожелал счастливого пути…
А потом команда:
-Главный старшина Коваленко!
-Я!
-Командуйте строем!
-Есть!
И впереди коробочки под Славянку прощальный круг по плацу. Такое вряд ли когда забудешь! После — переодевание в дембельское, такси, аэропорт, самолёт и в 20 вечера я был уже ДОМА!
Вот так закончилась моя служба на подводной лодке С-286 в 171 ОБрПЛ…
Автор статьи: Александр Коваленко.