С-327 у пирса.
Торпеда, гуляющая сама по себе.
Учения на КТОФ. Октябрь 1989 года. Учебная торпеда в борту К-178. Возможно это тот самый случай.
На Камчатке наша С-327 летом 1986 году принимала участие в учениях с «атомачами». В программе учений были торпедные стрельбы.
С АПЛ был произведен пуск учебной торпедой. Торпеда вышла с аппарата в штатном режиме, но дальше начались чудеса. Указанная учебной торпеде мишень чем-то не угодила и показалась ей малозначительной. В результате торпеда сделала большой круг и решила вернуться домой.. То есть к «атомачу», которого и выбрала своей целью. Практически на излете, но торпеда достигла так желанного ей борта и пробила АПЛ легкий корпус, после чего и закончила свой путь.
Возвращаясь с учений мы видели, как атомоход шел к своей базе. А в правом борту АПЛ гордо торчала своенравная учебная торпеда…
Загрузка торпед и гармошка.
Зимой 1989 года, перед уходом на свою базу – в Магадан, наша С-327 зашла в Богатыревку, пополнить боевой запас.
Пришли мы утром. Подойти к пирсу для погрузки было невозможно, лёд был слишком толстый для ПЛ. Все таки подводная лодка, а не ледокол. Для поддержки вызвали на помощь буксир ледокольного типа.
Буксир поколол лед до пирса, правда куски остались большими. После проделанной работы буксир ушел, предоставив нам возможность совершить ещё одну попытку прорыва до пирса.
После обеда была предпринята вторая попытка подхода к пирсу. Лодка разогналась на дизелях, после чего двигатели были отключены и С-327 по инерции пошла к пирсу, расталкивая льдины. Как будто специально на нашем пути оказалась приличных размеров льдина, которая явно не желала уступать нам дорогу. С-327 уперлась в льдину и начала отклоняться влево.
Оценив происходящее на лодке запустили электродвигателя на задний ход. Но момент был упущен и сила инерции толкала С-327 на пирс в лобовую атаку. Через несколько мгновений С-327 новосой частью врезалась в бетонный пирс. В результате носовая часть легкого корпуса согнулась немного вправо и приобрела вид гармошки, видимую невооруженным взглядом. Часть швартовой команды, ожидавшие швартовку, но совсем не столкновение с пирсом, в мгновение ока переквалифицировались в моржей и очутились в прохладной морской воде.
Моржей из воды подняли, лодку пришвартовали. Приехали «ЗиЛы»-131 с большими кунгами… Членов команды во время всех священодействий по погрузке торпед наверх не выпускали. Наша С-327 приняла на борт в первый отсек две «хитрые» торпеды. Торпеды были были уложены в торпедные аппараты, после чего их опломбировали. После этого мы ушли в Завойко, предстоял переход в Магадан.
Крыса – камикадзе.
Есть или нет на подводных лодках крысы – спорить я не буду… Лучше расскажу историю. которая произошла на нашей лодке.
Хвостатые бестии на нашей лодке были. Их можно было встретить везде, даже в таких местах, куда они не могли попасть по определению.
С крысами у нас велась тотальная война на уничтожение. Использование ловушек и других средств борьбы было не очень эффективным, лучше всего с крысами боролись коты.
Но надо отметить, что и им приходилось несладко. Один из наших борцов с живностью сошел с ума. То ли по причине клаустрофобии, то ли из-за пораженческих настроений перестал выполнять свои функции и вел себя неадекватно. В результате кот был списан на берег с волчьим билетом.
Другой кот, сменивший своего предшественника на боевом посту был более стоек и стал для крысиного войска настоящей катастрофой. Назвали мы его – Лёхой. Лёха устроил крысам настоящий террор, истребляя их по всем отсекам. Свою добычу кот приносил на центральный для отчетности, чтобы все могли оценить его работу. Правда котофеича кормили не часто, поэтому для отчётности приносились шкурки от крыс, все остальное шло на пропитание.
А крысы нам хлопот доставляли. Раз крыса была замечена в боевой рубке. В авральном порядке вынесли из рубки все что смогли, обследовали её буквально по сантиметру – но крыса словно испарилась. Через некоторое время прозвучала команда: «Пожар в отсеке!». Загорелся пакетник на рубке метриста. Возгорание потушили быстро. Позже выяснилось, что крыса – камикадзе забралась в трубку, по которой проходили электрические кабеля на «Каштан» и гирокомпас перегрызла один из кабелей. Тушку мы из трубки вытащили. но для всех нас осталось загадкой, как она туда смогла забраться.
До катастрофы в бухте Нагаева оставались сантиметры…
С-327. Погрузка торпед в кормовой отсек с плавбазы. Магадан, 1989 год.
Не так уж давно стали известны магаданцам подробности чудовищного взрыва в 1947 году пароходов «Генерал Ватутин» и «Выборг», в результате которого пострадал и морской торговый порт, пароходы, предприятия и поселки на берегу бухты Нагаева. Взрывная волна была такой силы. что повыбивало стекла и в самом городе Магадане.
Но мало кто знает, что осенью 1989 года могла случиться катастрофа, в результате которой могло не стать и самого Магадана, не говоря о о всех сооружениях в бухте Нагаева. Впрочем, передам слово очевидцу событий этого осеннего дня…
Рассказывает Алексей Кривич.
Осенним днем 1989 года мы должны были погрузить боевые торпеды с плавбазы ПБ-3 «Магаданский комсомолец» на свою лодку С-327.
Погрузка торпед в кормовой отсек дело ответственное и столь же обыденное. Сыграли тревогу: «По местам стоять! К погрузке боезапаса!» Задраили все люки и лодка, выбросив фонтан брызг, притопила носовую часть так, что якорный огонь ушел под воду и был не виден из под льда, а рубка смотрела лобовыми иллюминаторами в белое крошево льда. Острохвостая корма нашей лодки приподнялась из воды и обнажила жерла торпедных аппаратов.
В них то и было загрузить смертоносные сигары длинной более 7 метров и массой около 2 тонн. Как правило для этой операции необходимы кран, ясная погода, понтонный плотик, точный глазомер и умелые руки.
Крышка нижнего люка отсека была опущена. Спасательный тубус был поднят в исходном положении. Насосы гидравлики были выключены, но находились под напряжением.
В этот день с погодой нам не очень повезло, немного штормило и покачивало и нашу лодку и плавбазу волнами. С первой торпедой никаких проблем не возникло и она вскоре оказалась в торпедном аппарате.
Поставили запал во вторую торпеду начали её загрузку в торпедный аппарат. Загрузили торпеду до середины, где был закреплен бугель (он устанавливается посередине торпеды, по центру тяжести торпеды и за него осуществляется краном загрузка с плавбазы в ПЛ). После чего бугель был снят.
Дифферент лодки в момент загрузки второй торпеды был больше, чем необходимо. Это могло произойти из-за подтравливания носовых цистерн (лодка наша по своих годам была уже ветераном), которые набирали воду. Либо изначально, перед началом погрузки дифферент на нос был больше необходимого. Направляющие для торпеды в торпедном аппарате были согласно инструкции смазаны солидолом.
Я уже упоминал выше, что в этот день в бухте было волнение. И когда бугель был снят, волной нашу С-327 ударило об кранцы между лодкой и ПБ-3 и торпеда начала самостоятельное движение в торпедный аппарат. Смертоносная сигара весом около двух тонн в снаряженном состоянии набирая скорость заскользила в ТП, ударом сломав поперечный стопор (для задержки торпеды).
Положение спасла не до конца открытая задняя крышка торпедного аппарата принявшая на себя весь основной удар торпеды и практически погасившая её скорость. Тем не менее торпеда смогла свернуть с места крышку и продолжила свое движение внутрь отсека прямым ходом на пакетник управления насосами гидравлики в ручном режиме, находящийся под напряжением 240 вольт.
Полностью заднюю крышку торпедного аппарата торпеда свернуть не смогла и шла, одним краем по нему. Фактически крышка сыграла роль тормоза, который и остановил беглянку. Торпеда остановилась в 30 – 40 сантиметрах от пакетника.
Я доложил о происшествии вахтенному дежурному, он командиру.
Что могло произойти, если бы торпеда разбила пакетник и оказалась под напряжением – известно одному господу богу. Думаю стоит добавить, что в этот момент на борту уже находилось 11 боевых торпед и из них две торпеды были с ядерными боевыми частями. Наверное стоит учитывать и то, что на плавбазе ПБ-3 «Магаданский комсомолец» находился штатный запас боевых торпед.
После этого происшествия у меня появились первые седые волосы.
А крепления, спасшей нас фактически, задней крышки торпедного аппарата потом выровняли на заводе во время ремонта с большим трудом.
Прогулки со льдом.
Всегда вместе. Вторым корпусом стоит С-327, третьим корпусом – С-359.
Был май 1990 года, в бухту Нагаева пришла весна. К месту зимовки наших лодок подошёл буксир с морского порта и начал обкалывать лед, освобождая нас от льда.
Ничего не предвещало каких либо катаклизмов. Наши лодки – С-327 и С-359 мирно стояли возле пирса, намертво скованные льдом. На лодках была вахта и часть команды. остальная часть экипажа и офицеров была на берегу. Командиров лодок тоже не было на ПЛ.
Вдруг кто то закричал и я увидел, что большая льдина вместе с нашими С-327 и С-359 начинает медленно отходить от пирса. Вахта, часть команды, штурман С-327 и командир БЧ-3 С-327 успели на свою С-327. На С-359 также успела вернуться часть экипажа. Команды успели откинуть концы и швартовы, все равно вряд ли бы они смогли удержать такую льдину и лопнули бы от такой нагрузки. Командир БЧ-3 с нашей С-327 успел по льду перескочить на С-359 и командовал лодкой до полного освобождения от ледяного плена.
Так наши красавицы С-327 и С-359 вместе со своим айсбергом потащило по направлению на середину бухты и на выход к морю.
Наша С-327 быстро сумела освободиться от ледяного плена и спокойно пришвартовалась к берегу.
С-359 повезло меньше, у нее по левому борту намертво прикрепилась льдина и не хотела расставаться с ПЛ. Так лодка и дрейфовала с куском льда у борта, пока буксир обкалывал лед, освобождая пленницу. Когда наконец то льдина была побеждена, С-359 вернулась на свое место.