Школа и церковь на Охотском побережье (ХVII –ХХ вв.)

Удивительна   судьба священника, известного в миру как Иоанн Вениаминов. С 1821 года он приходской священник, через два года  вместе с семьей,  отправляется миссионером в Америку, где на острове Уналашка (в группе Алеутских островов) для новокрещенных христиан устроил церковь и училище, изучил алеутский язык и перевел на их язык Евангелие и главные молитвы. На острове Ситха (Аляска)  он просвещал колошей. Только после смерти жены, Иннокентий по совету митрополита московского Филарета, принял монашество, после чего его возвели в 1840 году в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Местом своей кафедры Иннокентий избирает город Якутск. Здесь проповеди владыки  привлекли в христианство до 200 тысяч якутов. На их родной язык он перевел Евангелие, литургию и молитвы,  и с 1859 года  христианское богослужение шло уже на якутском языке. Затем он работает на Амуре, где трудами епископа обращены в христианство несколько тысяч коренных жителей. Прекрасно владея монгольским, якутским, алеутским и колошскими  языками, епископ Иннокентий составил и издал несколько книг церковно- назидательного    характера для новообращенных инородцев. Одно из них – «Указание пути в Царствие небесное» выдержало 15 изданий и было переведено на все языки коренного населения Восточной Сибири. Миссионерская деятельность И. Вениаминова требовала постоянных путешествий, каждое их которых в те времена  заслуживали уважения. Например, такая служебная поездка, как из Иркутска в Америку, потом в Москву, Якутск, Благовещенск, ведь епархия его распространялась на два материка! История церкви называет такие путешествия Иннокентия апостольскими.

В 1802 году в России учреждается Министерство народного просвещения. Через три года в Сибири появляется первая гимназия, директором которой назначили известного историка П. Словцова.

Демократические преобразования в стране, особенно после декабристского выступления дворян – офицеров, сказывались на просветительской деятельности правительства. В 1828 году Николай I распоряжается об открытии в каждой из сибирских губерний по одной гимназии. Кроме того, помимо Министерства народного просвещения, школы учреждают другие министерства и  Синод.

Все же начальные школы возникали в Сибири случайно. В силу того, что денежных средств на содержание учебных заведений, закупку оборудования и зарплату учителям выделялось государством недостаточно, крупную роль в организации школ  за Уралом и в Сибири играло немногочисленное здесь духовенство  и местная интеллигенция.

Епископу Иннокентию удавалось в те годы соединить усилия людей,  заинтересованных в поднятии  культурного уровня местного населения.

Так в 1829 году строится церковь в Охотске,  в 1847 году возводят церковь в Ямске.  Строились здания и существовали эти заведения  за счет средств   прихожан, казны или   благотворительности.  Обучались, как правило, при этих церквях единицы, дети сельского старосты, местного командира или «тойона».

В том же  1847 году школа при церкви была построена в Тауйске. Четыре  ученика  изучали тогда часослов и молитвенник. Позже появились такие школы в  Гижиге и Ямске.

Когда в Ямске была возведена церковь, ее священник Михаил Масюков  сделал попытку в 1847 году создать там церковное училище. Списки и ведомости своих учеников за три года он представил церковному начальству только в 1850 году, но два года спустя получил благодарность «за труды в обучении детей грамоте и закону божьему». Напомним, что Ямск, основанный в 1739 году, насчитывал к 1844 году 198 жителей. В 1896 году  население бывшего острога, позже «крепостцы» достигло 233 человека, из которых 109  составляли женщины. Школы  открывались лишь при тех церквях, где находились «трезвые священники, способные не только обеспечивать обучение детей, но  и  проводить приходское общество содержать школы на свои средства».

Сооружение церквей осуществлялось различными путями и имело различные источники финансирования. Одни за счет прихожан, другие за счет  «тщения прихожан и частичной траты церковных денег», третьи – за  счет казны и благотворительности. Там, где не было возможности строить церковь, воздвигали часовни.

Две часовни были построены местными жителями в районе Сиглана, в качестве спонсоров выступили Прокопий Хабаров и Михаил Хабаров. В 1892 году в урочище Сеймчан построили часовню, где иеромонах Парфений знакомил прихожан, якутское и эвенское население, с основами христианской веры.

В 80-х годах руководящую роль в области образования, особенно начальной школы, взял на себя обер-прокурор Синода К. Победоносцев, которым церковно-приходская школа была признана одним из важнейших средств воспитания. При нем были изданы «Правила о ЦПШ», в которых  казенные субсидии на эти школы стали увеличиваться из года в год, превосходя субсидии, отпускаемы начальным школам Министерством народного образования. Он добился того, что Александр 3 взял под свое покровительство церковно-приходские школы.

Стратегически удобное место между Охотском и Ямском занимал Тауйский острог  и форпост при нем.  Еще в 1763 правительство издает специальную инструкцию  о  ясаке,  и начиная с 1813 года о  дополнительных пунктах  его сбора, а также мено- вого обмена товарами на  северных ярмарках, в том числе в Охотском уезде, при Тауйском форпосте и Ямской крепости.. Видимо, в это время была устроена торговая ярмарка и на берегу реки Магаданки,  в 15 километрах от города  – Атласова ярмарка, о чем свидетельствует карта геологов Колымы 1936 года. Торговая деятельность способствовала  активной духовной жизни.

Часовню в Тауйске построили еще в 1820 году, но церковь смогли поставить  лишь 8 августа 1843 года.  Освятил новую церковь епископ Иннокентий  5 марта 1847 года, ранее благословивший тауйского священника Стефана Попова на переоборудование часовни в церковь.

Это было его второе посещение Тауйска, в ходе маршрута из Аяна по Охотскому побережью к Гижиге. Впервые он побывал здесь в 1843 годах, когда  в сане епископа Камчатского, Курильского и Алеутского из Петропавловска-Камчатского направлялся в Охотск. И третье путешествие Иннокентия  состоялось в ноябре 1850 – феврале 1851 года, когда архиепископ из Петропавловска через Гижигу прибыл в Тауйск.

Вклад крупного церковного деятеля России и Русской Америки, ставшего впоследствии митрополитом Московским и Коломенским, отмечался общественностью всего мира.1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом святого Иннокентия в ознаменование его просветительских заслуг. Почему же не поставить, например, в Тауйске памятного знака или мемориальной доски в его честь? ­

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *