Александр Куличенко. Служба на С-288.

Сгущёнка и бунт на корабле.

При стоянке в доке в Советской Гавани (Заветы Ильича), мы жили и питались на лодке.

Ремонт на С-288 уже подходил к концу, мы получили продукты и загружали их через люк 7-го отсека, а дальше по цепочке в ЦП, в провизионку.

По завершении погрузки, наш баталер-мичман Вареник заявил, что не хватает несколько ящиков со сгущенным молоком и компотом. Главными виновниками назначил мотористов и электриков, дескать в их отсеках можно спрятать все, что угодно.

На завтрак на наш бак не выдали сгущенку. Мы, естественно оскорбились и отказались от него.

Где-то часов в 9 утра, доковые работы шли полным ходом, как вдруг мотористов и электриков вызывают на лодку. Явились, а в 4-ом отсеке накрыт стол, здесь же сидит замполит (капитан 3 ранга Каманицин). В приказном тоне усадил нас за стол, приказал позавтракать, а потом очень доходчиво объяснил, что коллективный отказ от приема пищи – это объявление голодовки, а то есть – бунт на корабле! И об этом факте он обязан доложить в штаб флота,и что бунтовщиков, естественно, ждет дисциплинарный батальон….

Перепугались не на шутку, в дисбат никто не хотел. Несколько дней провели в состоянии нервозности. С баталером замполит беседовал отдельно (о чем, так и осталось тайной), но мичман, как и мы, ходил потерянный. В итоге, всё обошлось, в штаб флота сообщать не стали.

Может замполит нас просто припугнул, а может не захотел позорить отличную лодку. Взыскания не на кого не наложили, но мы на всю оставшуюся службу четко усвоили, что от приема пищи отказываться нельзя!

Аварийное всплытие.

Осенью 1973 года после докового ремонта в Советской Гавани, пошли, как положено, на глубоководное испытание. На глубине 170 метров в 4-ом отсеке прорвало трубопровод спуска воды с системы РДП. Вода начала поступать в 4-ый отсек. Моментально в 5-ый отсек поступила команда открыть спуск с настила 4-го. Оба ГГЭД самый полный вперед, рули на всплытие и на глубине 30 метров продули весь балласт. Лодка выпрыгнула из воды очень эффективно, потому что ощущение было, как в самолете, когда он проваливается в воздушные ямы. Командиром С-288 был капитан 3-го ранга Пономарев.

Экстремальное погружение.

Летом 1974 года на С-288 пришел новый командир капитан-лейтенант Щёкин. В море с нами вышел зам.комбрига по боевой подготовке Румянцев.

Время 13 часов, боевая готовность 2 подводная, зам. комбрига заходит в ЦПУ и дает команду «заклинило рули 3 градуса на погружение» и спокойно наблюдает за нашими действиями. Лодка очень резко начала падать на нос, но сработали, как положено.

Из первого отсека продули носовую группу, электрогруппа как и положено, без приказания дала оба средний назад. Ситуация получилась такая; из первого отсека докладывают – глубина 54 метра, а в 7-ом отсеке 0 метров…

Но всплыли, всё обошлось, торпеды не сорвались. Жути натерпелись! Когда всплыли, зам.комбрига всю команду выпустил на палубу на перекур…

Пожар на ПБ-3 «Магаданский комсомолец».

В марте 1975 года случился пожар на плавбазе подводных лодок «Магаданский комсомолец». Как обычно, ночью все экипажи находились на плавбазе.

Пожар случился по разгильдяйству. Обнаружил пожар я и командир отделения мотористов. Огня ещё не было, но коридоры были задымлены. Мы сообщили на плавбазу в ПЭЖ и вернулись поднимать свой экипаж. Когда попытались выйти, в коридорах уже полыхало пламя. Выгорело от миделя до бака, левый борт.

Пожар тушили с подводных лодок силами вахт при помощи ГОНов (главный осушительный насос). А потом особый отдел долго разбирался.

Непутевый электрик и морские ванны.

Был у нас в экипаже электрик, который с завидной постоянностью всегда опаздывал на построение по большому сбору по боевой тревоге и т.д.

Как-то при стоянке в Магадане, мы вышли на рейд для дифферентовки (рядовая ситуация). Пока шли до точки дифферентовки, этот электрик без разрешения и ни кем не замеченный, выскочил наверх (в гальюн).

Пришли в точку, верхняя вахта спустилась вниз, люк задраили. Прозвучала команда: «Gо местам стоять к погружению!». Из всех отсеков поступили доклады о том, что по местам стоят, личный состав полностью. Приняли главный балласт кроме средней, лодка приняла позиционное положение. Команда: «Осмотреться в отсеках!» и тут (!) в центральный пост, с мостика по «Каштану» голос:  «Внизу!!!! Откройте люк, я не успел!».

В ЦП все оцепенели от неожиданности. Быстро продули балласт, отдраили верхний рубочный люк, а там наш электрик, собственной персоной! Это просто счастье, что в центральном не успели отключить связь с мостиком, а то последствия были бы весьма плачевными.