Схема авиалиний треста Дальстрой. 1935-1937 года.
Открытие геологами первых промышленных месторождений полезных ископаемых и организация добычи золота на Колыме вызвали потребность в быстрой доставке остро необходимых грузов вглубь тайги.
«Очевидно, отмечалось в «Промфинплане по основной деятельности Дальстроя на 1932 г.», что массовая переброска гужтранспортом абсурдна. Так как трактора летом по дороге также не смогут пройти, как и автомашины, то единственным путём остаётся авиатранспорт».
Во исполнение совершенно секретного постановления «Об установлении регулярного воздушного сообщения с приисками «Дальстрой»» от 23 мая 1932 года Совет Труда и Обороны СССР было поручено Управлению Дорожного строительства Дальстроя строительство площадок для самолётов У-2 в районе Ат-Юряха и Стрелки, а в 1933 году — в посёлках Оротукан и Ямск.
Создаваемая система аэродромов и посадочных площадок должна была до августа 1933 г. обеспечить переброску на прииски и строительство дорог до 100 тыс. тонн грузов. Руководство Дальстроя предполагало в течение июня-сентября доставлять по 3 тыс. тонн грузов каждый месяц (при 30 лётных днях в месяц на день приходилось бы по 150 тонн!). Но планы оставались только на бумаге — на Колыме не было самолётов для выполнения этих планов, ни аэродромов.
1 августа 1934 года был открыт проезд автотранспорта от Магадана до 347 км (Стрелки). Первая машина директора треста «Дальстрой» Эдуарда Берзина прибыла на Стрелку 1 августа в 17.00. Строительство трассы продолжилось. Одна трасса строилась далее в сторону Оротукана, другая — в сторону Усть-Среднекана (Среднекана), до реки Колыма.
29 декабря 1934 года пароход «Уэлен» доставил в бухту Нагаева 4 самолёта типа П-5, У-2 (СП-1), лётный состав и технический персонал, которые начали свою работу в качестве самостоятельного авиаотряда Дальстроя.
С 27 февраля 1935 года лётчики начали выполнять первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Нагаево в п. Балаганное, а в марте открыли регулярное пассажирское сообщение по этому маршруту. Первые трассы полётов проходили от Нагаево на Стрелку, Ат–Юрях, Омолон, Зырянку, Амбарчик, Среднекан, а также Хабаровск.
Меньшиков Михаил Дмитриевич.
Из воспоминаний флаг-штурмана авиаотряда Дальстроя М.Д. Меньшикова: «В один из мартовских дней 1935 года командира Магаданского авиаотряда и флаг-штурмана вызвали к начальнику треста Берзину.
Выехали в Магадан. Нас сразу пригласили в кабинет директора треста. Эдуард Петрович поздоровался и тут же провел к столу с развернутой картой Колымы: «Требуется ускорить переброску добытого золота с приисков в бассейне реки Хатынгнах (Хатыннах) и ее притоков на перевалочный пункт в Стрелку. Перевозка золота автотранспортом прервана из-за распутицы, правобережье и левобережье Колымы отрезаны.
Из Стрелки драгоценный металл грузовиками повезут в Магадан…» Сделав короткую паузу, добавил: «Понимаю, задача поставлена летчикам сложная: в Стрелке, как и вообще на Колыме, аэродромов нет. Но в устройстве посадочных площадок максимально посодействуем».
На авиабазе в Нагаево стали готовить к полетам два П-2 (Скорее всего речь идет о самолете П(Р)-5, в авиаотряд Дальстроя самолёты П-2 не поставлялись — О.В.) . Я мобилизовал все, что к тому времени было в наличии у главного нагаевского картографа. По «крокам» геологов, пусть схематически, вырисовывался рельеф местности, основные ориентиры и подходы для посадки самолетов как в самой Стрелке, так и близ прииска в бассейне реки Хатынгнах (Хатыннах). На перевалах по маршруту полетов организовали визуальные метеопункты. Самым же трудным было разбить посадочные площадки. Болотистая местность окружала прииск на Хатынгнахе (Хатыннахе). Единственное пригодное место для посадки и взлета выбрали на возвышающейся сопке, вершина которой оказалась более или менее ровной. Начальник посадочной площадки отмерил будущий «аэродром» — всего 300 на 100 метров. А для взлета наших П-2 требовалась полоса как минимум 400 метров… «Только бы не подломать стойки шасси с лыжами», — мучила мысль. О том, что при посадке запросто можно было сломать и собственную шею, не думали. Риск давно вошел в привычку. Да и оба пилота — Карп и Шиц — зарекомендовали себя на Севере профессионалами высокого класса.
…Наконец настал день вылета из Нагаево. Первая посадка — в Стрелке. На первой же «пробе» полосы тряхнуло приземлившийся самолет здорово! Едва П-2 коснулся шасси с лыжами грунта, как сделал «козла» (подскок из-за неровности грунта). «Каково же будет там, на макушке сопки?» — подумал я. Заночевали в Стрелке. Утром — снова в колымское небо. До прииска на Хатынгнахе (Хатыннахе) — 160 километров».
Судя по документам и воспоминаниям пилотов и штурманов авиаотряда Дальстроя, можно утверждать, что аэродром в посёлке Стрелка начал свою работу весной 1935 года.
К 1937 году была создана сеть воздушных линий местного значения, которые обеспечивали внутрикраевую авиасвязь с отдалёнными пунктами. Среди этих линий были Стрелка – Сугой, Стрелка – Бутугычаг и другие.
В 1938 года начальником аэродрома Стрелка был назначен тов. Одинцов. Новый начальник аэродрома пригласил отметить своё назначение пилота Нестеровского и снабженца 4 автобазы спиртом. Ночью Одинцов прибыл в общежитие рабочих аэродрома с бутылкой, где и продолжил пьянку.
На следующий день жизнь аэропорта была сломана. Самолеты ушли в рейс с опозданием. Одинцов своевременно не пришел на работу, отсыпаясь после бурно проведенной ночи.
Видимо такой стиль управления не устроил руководство Дальстроя и весной 1939 года начальником аэродрома «Стрелка» работает уже тов. Комельков.
Сам аэродром «Стрелка», способный принимать самолёты У-2 и Р-5, располагался примерно в трёх километрах от посёлка. Через этот аэродром пролегали маршруты в центральную Колыму и Якутию и его значение сложно было переоценить. Через аэродром «Стрелка» перевозились для доставки в Магадан золото из приисков и рудников Центральной Колымы и Якутии, обратно доставлялись груза различного назначения и пассажиры. Впоследствии количество маршрутов через «Стрелку» только увеличивалось — это хорошо видно при сравнении карт авиамаршрутов за 1935-37 года и за 1941 год.
К 1940 году на «Стрелке» для обеспечения работы аэродрома были построены радиостанция и синоптический пункт.
Схема маршрутов авиаотряда на 1941 год.
Летом 1940 года аэропорт «Стрелка» — один из промежуточных аэропортов авиаотряда Дальстроя. Он представлял собой типичный для Колымы аэропорт с несложным оборудованием и небольшим аэродромом, рассчитанным на самолеты легкого типа.
В связи с работами, развернувшимися в районе Омсукчана, куда ещё не была проложена трасса и связь осуществлялась только посредством самолетов, аэропорт Стрелка начал приобретать большое значение.
Полностью развернуть работу по переброске грузов не было возможности по причине неподготовленности площадки в Омсукчане, которая не могла принимать самолеты среднего типа.
В связи с этим коллективу аэропорта предстояла серьезная подготовка к зимней аэронавигация, которая развертывалась по мере сил и возможностей коллектива, но не по объему предстоящей работы.
Это объяснялась тем, что коллектив, во главе с начальником порта тов. Яковлевым, не имел плана работ, хотя бы ориентировочного, на зимний период. Было неизвестно, сколько и какие самолеты будут базироваться в аэропорту.
Командование авиаотряда частично оснастило порт оборудованием, в частности компрессором, который позволил избавиться от несовершенного способа запуска моторов — «обезьянкой», ведущей к сильному износу материальной части.
Остро стоял вопрос снабжения запасными частями и материалами, без которых нельзя было подготовить материальную часть к зимней эксплуатации.
Хранение запасных частей также требовало помещения, отвечающего определенным техническим условиям. Таким помещением аэропорт не располагал и средства для постройки отсутствовали. Кроме того, в аэропорту не было ангара или тепляков, которые могли облегчить работу технического состава по обслуживанию моторов при низких температурах.
В первый год войны воздушный транспорт резко увеличил объёмы производственной деятельности — протяжённость авиалиний увеличилась на 4214 км, возросло количество посадочных площадок, на 125% выросла перевозка пассажиров.
По заключённым договорам на авиаотряд Дальстроя возлагалось, в частности, обслуживание Омсукчанского горнопромышленного комбината, для чего был введён маршрут Стрелка–Омсукчан, загруженность аэропорта Стрелка только увеличивалась.
В 1942 году на аэродроме «Стрелка» работали ремонтные мастерские и бензосклад.
В 1942 году аэродром «Стрелка» поменял трёх начальников. В начале 1942 аэродромом руководит Продан Александр Иванович, затем обязанности начальника (И.О.) исполнял Шарапов Семён Васильевич, а приказом № 133 от 24 ноября 1942 года начальником аэропорта Стрелка назначен Голубев Анатолий Иванович.
Не обходилась работа аэродрома и без лётных происшествий.
Так 30-го июня 1942 года пилот Кириллов Г.Л. возвращаясь из очередного рейса Стрелка-Омсукчан на самолёте ПР-5 Х-209 произвёл посадку на аэродроме «Стрелка» с промазом и сел за посадочным “Т” на половине аэродрома. Самолёт выкатился за границу аэродрома и, зарывшись в мягкий грунт, пытался встать на нос при работающем моторе; винт задел о землю и сломал лопасть винта. При разбирательстве виновником происшествия был признан пилот Кириллов, который должен был уйти на второй круг, чего он не сделал, чем грубо нарушал Наставление по лётной службе ГВФ.
17-го июля 1942 года в аэропорту «Стрелка» произошла авария самолёта П-5 Х-301 под управлением пилота Шаркова. Пилот Шарков Н.И. возвращаясь с рейса Стрелка-Омсукчан с грузом, произвёл посадку с промазом за посадочным “Т”. По направлению пробега самолёт Шаркова шёл прямо на стоящий на стоянке самолёт Х-296. Во избежание столкновения с самолётом пилот Шарков отвернул свой самолёт вправо на большой скорости, вследствие чего самолёт выкатился за границу аэродрома, накренился влево, зацепил крылом о землю и сломал крыло.
Во время войны была построена гостиница аэродрома.
Неутомимый труженик Ан-2.
Работал аэродром на «Стрелке» и в послевоенное время, в 50-е годы ХХ-го века, принимая и обслуживая самолёты ЛИ-2 и АН-2.
Развитие Колымской трассы, модернизация аэропортов «Магадан-13», «Магадан-47», «Сеймчан» и «Бёрелех», появление новых типов самолётов на Колыме, изменение транспортной логистики привели к тому, что надобность в аэродроме «Стрелка» отпала. Он был закрыт в 60-х годах ХХ-го века.
Аэродром был расположен в 3 километрах от посёлка Стрелка, в сторону Магадана, справа от Колымской трассы была взлётная полоса, а слева — гостиница. По своим размерам он был небольшим — в длину метров 800. С одной стороны аэродром «Стрелка» был прижат к сопке, с другой стороны — его ограничивала Колымская трасса. Рядом был естественный ориентир — река Герба.
Если ветер был с Гербинского перевала, то это облегчало взлёт и посадку, но когда ветер менялся на противоположный, то заход на полосу был затруднён — выступал гребень сопки на пути глиссады.
Когда Герба изменила своё русло, то стала размывать берег и гостиницу разобрали.
Из рассказа жителя посёлка Стрелка Алексея Руденко: «В 1960 Галина Ивановна повела нас на Детсадовскую сопку, тогда она была не заросшая, как сейчас .
Смотрим, а там самолёты блестят. Договорились, что нас сводят на экскурсию. Долго не затягивали и на следующий день пошли. Нам дали посидеть в кабине — я очень хорошо запомнил, так как мне и не хватило по времени. Группа детсадовская была ну так 20 детей. Лётчик начал волноваться может ненароком что-нибудь нажмём… Галина Ивановна поняла и сказала, что на сегодня хватит и мы придём сюда ещё раз.
Ли-2Т.
На полосе в наше время садились Ли-2 и Ан-2. Основное назначение сбор золота и по Якутской трассе и доставка в Магадан. В Магадане летом часто непогода из-за выноса тумана с моря. А как откроется окно — то лёту до Магадана буквально 1 час, вот и пережидали на низком старте…
В своих воспоминаниях начальник управления Магаданского управления гражданской авиации писал, что будучи молодым пилотом садился на вынужденную посадку на Стрелке.
Работали у нас и первые МИ-4, помню номер одного из них — СССР Л 0115.
От аэродроме «Стрелка» остались поваленные антенны с растяжками, много отработавших батарей, а на месте, где стояла гостиница — столбик с затёсом и годом — 1943».
В последний раз аэродром послужил людям в 1976 году. При строительстве ЛЭП территория бывшего аэродрома была превращена в строительно-монтажную площадку. На машинах по трассе привозили металлопрофиль, где круглосуточно в кондукторах сваривали конструкции опор, а затем по пикетам опоры доставлял МИ-6.
Моя искренняя благодарность за рассказ и воспоминания Алексею Руденко.
Доброго времени! Отличная статья, спасибо огромное. Очень заинтриговало что это за точка-“Сингал” в 140 км на юго-восток от Магадана? Это вроде открытое море, далеко за ост. Завьялова, нет?
Нет, это посёлок Сиглан на побережье Охотского моря.