Промышленное освоение огромной территории, подведомственной Дальстрою, требовал базовых стационарных аэродромов.
Аэродром в бухте Нагаева и взлетная площадка в районе будущего 31 квартала уже не могли обеспечить в полной мере возросший грузопоток и бесперебойную работу летного отряда Дальстроя. Был поставлен вопрос о строительства нового аэродрома для Магадана..
По воспоминаниям заслуженного строителя РСФСР, почетного гражданина города Магадана И.И. Лукина в апреле 1938 года создали комиссию для выбора площадки под строительство аэродрома в районе 20-30 км от Магадана, в состав которой вошли начальник отдела капитального строительства Дальстроя П.М. Раевский, начальник стройуправления сектора изысканий И.Г. Наседкин, начальник стройуправления Н.В. Митасов, старший инженер аэродромной службы С.А. Чадов, штурман – летчик О.Г. Меньшиков, летчик Н.М. Кузнецов.
После предварительных изысканий комиссия предложила расположить аэропорт на 13–км основной трассы.
«Близость аэропорта от административного центра, наличие гравийно–песчаных карьеров, свободные подходы к порту с северной стороны были основными аргументами при утверждении этого предложения. Изыскания и проект были закончены к сентябрю 1938 года, а подготовительные работы на территории будущего аэропорта начались и того раньше — в июне 1938 года», — писал И.И. Лукин.
Начальник Дальстроя К.А. Павлов почти ежедневно проверял работу строителей, как рассказывал Иван Иванович, первым делом он потребовал, чтобы они построили… теплый туалет. Все здания эксплуатационных служб и полосу возводила Магаданская стройконтора, руководимая В.Н. Акимовым и главным инженером А.И. Сизовым.
В начале февраля 1940 года аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана был сдан в эксплуатацию.
Что представлял собой новый аэродром «Магадан-13»? Был расположен в 10 км северо-восточнее города Магадана и на 13-м км основной трассы.
Единственным подъездным путём являлась автодорога Магадан–Индигирка, непосредственно находящаяся вблизи него.
Характерными общими ориентирами для самолётов являлись: днём — город Магадан и посёлок Дукча; с востока — гряда сопок, окаймляющих аэродром. Ночью — огни посёлка Дукча, военного городка и радиоцентра.
Лётное поле размерами 1700 на 200 м располагалось в долине реки Дукча, и его расширение из-за плохих подходов к аэродрому с воздуха было нецелесообразно. При обилии осадков оно сильно размокало и разбухало, поэтому в мае не эксплуатировалось. Оборудованные места стоянок и рулежные дорожки отсутствовали.
Слабым было и обеспечение средствами пожаротушения — имелись только огнетушители и первичные материалы для борьбы с огнём.
В ведении аэропорта находились собственная электростанция, ветроуказатель и средства радионавигационного обеспечения в виде связной радиостанции для работы с самолётами с земли, а также одной командной и двух приводных. На аэродроме имелись средства метеорологического обеспечения.
Учитывая участие командира авиаотряда Дальстроя Ш.И. Шимича в создании стратегического объекта аэропорта 13 км и выполнение авиаотрядом народнохозяйственных задач наградили медалью «За трудовую доблесть» (11.01.1942 г.).
В конце февраля 1940 года с аэродрома 13 км было организовано почтовое и пассажирское сообщение по трассе Магадан–Хабаровск с посадкой в Охотске, Николаеве, Комсомольске.
С окончанием Великой Отечественной и Второй мировой войн необходимость пополнения авиаотряда Дальстроя новой современной авиатехникой стала очевидной, поскольку большинство самолётов и моторов, использовавшихся в военные годы, были списаны окончательно как не подлежавшие восстановлению. Для решения этой проблемы по распоряжению правительства СССР Дальстрою было передано три новых самолёта типа «Дуглас» с запасными моторами и добавлялись два самолёта типа «СБ» и три Р-5 — их выделил Народный комиссариат обороны для аэрофотосъёмки.
Для приёма этой техники была произведена реконструкция аэродрома «Магадан-13», проведены работы по удлинению взлётно-посадочной полосы и укреплению покрытия.
Не обошлось в аэропорту «Магадан-13» и без трагических происшествий. 27 октября 1953 вторник. В Магаданском аэропорту «13 км» после взлёта в 6 км от аэропорта в 11.18 разбился самолёт Ил-12 СССР-Л1765 Дальневосточного территориального управления ГВФ (КВС Назаров Фёдор Алексеевич, пилот-инструктор Алтасин Александр Михайлович, второй пилот Журавель Василий Терентьевич, бортмеханик Приезжев Виктор Васильевич, бортрадист Ступин Александр Степанович), направляющийся в Хабаровск, рейс № 783. Погибли все 5 членов экипажа, 17 пассажиров (12 взрослых и 5 детей) из 27 (18 взрослых и 9 детей).
10 марта 1954 года было открыто регулярное воздушное сообщение Москва–Магадан. Каждый день самолеты Ил-12 взлетали с аэропорта на 13-м км. Тогда продолжительность полёта составляла 48 часов.
Расписание полетов Ли-2 по маршруту Магадан — Москва — Магадан в 1955 году.
В пятницу, 13 июля 1956 года в аэропорту «Магадан-13» впервые приземлился пассажирский поршневой 2-моторный самолёт Ил-14, пилотируемый старейшим дальневосточным лётчиком И.М. Хоменко.
С 6 сентября 1955 года введены ежедневные рейсы по маршруту Москва (Б)-Новосибирск-Якутск-Магадан.
5 ноября 1955 года было введено в эксплуатацию здание аэровокзала аэропорта 13 км.
С 1956 года введены ежедневные рейсы по маршруту Москва (В)-Якутск-Магадан и Хабаровск-Магадан на самолёте Ил-12.
В 1957 году силами монтажного управления «Магадангорстрой» была произведена реконструкция аэропорта «Магадан-13».
В 1961 году в новые здания на 13 км переехал из авиамастерских в бухте Нагаева 73 авиаремонтный завод, ведущий свою историю с 1936 года. Часть зданий аэропорта 13 км, построенных еще в 1940-х годах была передана заводу.
Аэропорт на 13 км активно использовался и до 1960-х годов принимал регулярные пассажирские рейсы на Ил-14, до момента ввода в строй в Магадане аэропорта «Сокол».
В начале 1963-го года руководством ГУ ГВФ было принято решение о перебазировании материальной части и личного состава 185-го ОАО (командир Кучерявый И.В.) из аэропортов «13-ый» и «47-ой км» в аэропорт «Магадан-56 км».
Долгое время аэропорт был базой лёгких самолетов и вертолётного парка Второго Магаданского объединённого авиаотряда. В день вылетало до 15 самолетов и 5–6 вертолётов во все концы области и за её пределы.
В 2002 году произведена реконструкция аэровокзального комплекса. До сих пор аэропорт «Магадан–13» служит базой малой авиации области.
29 июня 2015 года пресс-служба регионального правительства сообщила, что губернатор Владимир Печеный поручил ведомствам подготовить план мероприятий по возрождению аэропорта «Магадан–13»: «Колыме необходимо развивать региональную малую авиацию, для чего важно иметь базовый аэропорт. Первый шаг к этому уже сделан. Из городской собственности в областную государственную передана взлетно-посадочная полоса и места стоянки самолетов».
К сожалению все эти благие планы так и не были воплощены в жизнь. На 2020 год из результатов «возрождения» можно отметить, что был обанкрочен и фактически уничтожен знаменитый на весь Дальний Восток завод АРЗ-73 ГА, сам аэродром практически заброшен, в здании бывшего аэровокзала работают частные компании…
При подготовке статьи использованы материалы:
- из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзмана;
- сайт «Авиапостер. Мир истории авиации».
Моя благодарность и признательность за помощь в поисках и предоставленную информацию Александру Глущенко и Борису Пищейко.