Ренессанс

Рассказывая о Эльгене я почти не касаюсь жизни отдельных людей, хотя это тоже, безусловно, является частью истории. Дело в том, что тогда  мое повествование невероятно увеличится в объемах и работа над ним растянется на долгие годы. Надеюсь мы еще встретимся с земляками в других историях о поселке и его жизни. А пока вкратце продолжу излагать   общую историю…

Семидесятые годы едва начавшись, закружили вихрем грандиозных дел и преобразований размеренную и архаичную жизнь в нашей глуши. Стала доступнее связь с большим миром и транспортная и электронная. Допотопная, послевоенная техника интенсивно замещалась новой. Снабжение новым оборудованием стало активнее и качественнее. Во всех направлениях происходили изменения к лучшему.

Молоко с фермы пока вывозили во флягах, но уже использовали грузовой автомобиль или трактор. На ферме создали специальную бригаду (трудоемких процессов), которая занималась механизацией и автоматизацией основных направлений работы, таких как машинная уборка в корпусах и оснащение молокопроводами и вакуумпроводами процесса доения. Труд становился от того производительнее и легче. Все дойное поголовье перевели в новые отапливаемые корпуса.  Очень долго не получалось механизировать раздачу кормав и приготовление самой кормовой смеси. Но здесь  понятно, что слишком много малых, почти незаметных операций сходились в общую точку. И малейшее упущение опрокидывало всю пирамиду старания и труда. К примеру расшплинтовавшийся кардан на кормораздатчике или оборванный шланг гидропривода, а сколько раз попадали посторонние предметы в смеситель и выводили его надолго из строя.

Но это были мелочи в общей картине возрождения. Выстроили новые гаражи и для авто техники и отдельно для тракторов. Вся сельхозтехника хранилась на отдельной площадке и ею заведовал и отвечал за сохранность механик машинного двора.

Мехцех оставался в стареньком покосившемся бараке, но рабочие мехбазы постоянно бомбили областное управление заявками на новый цех. Каждый год инициативная группа обходила рабочих, собирая подписи. И начальство дрогнув сдалось, но только перед самой перестройкой. Возвели  корпус большой, красивый, удобный и народ уже представлял себе работу в новом цеху. Но, ох, рано… Так и остался он памятником вечного долгостроя без окон, крыши и дверей, просто – одни стены.

Все три котельные закольцевали в общую систему для безопасности и удобства работы. Пришлось проложить магистрали от фермы до агробазы, трубы с горячей водой прокладывали над землей, на специальных бетонных опорах и утепляли стекловатой и другими способами, чтобы исключить потери тепла.

Линия отопления пересекала множество дорог и тропинок создавая массу неудобств для передвижения, приходилось строить мостики и отсыпать переезды грунтом. Местами пешеходные тропинки ныряли под трубы и приходилось кланяться, преодолевая препятствие. Лет через десять – пятнадцать поменяют высокие опоры для труб на бетонные короба, с массивными бетонными крышками, в которых спрячут водопроводные линии. Теперь станет вполне удобно передвигаться пешком, словно по тротуару приподнятому над землей.

От центра поселка трубы до котельной пройдут вдоль берега Эльгенки, заняв место бывшей дороги, и мало кто вспомнит те времена, когда здесь проносились машины разгоняя кур и собак, любивших гулять по высокому берегу.

Центральная улица поселка украсилась новыми двухэтажными домами, неспешная стройка которых растянулась на десятилетие. Левая сторона улицы стала своеобразным торговым районом, где выстроили новую столовую и магазин. Небольшие типовые здания, но для Эльгена это был великий подарок.

С магазином произошел небольшой курьез, почти сразу после его ввода в эксплуатацию. Поднялся ветер, как перед грозой, и плоская крыша магазина из дощатого настила, покрытого несколькими слоями рубероида и пролитого битумом, сначала начала подниматься с одной стороны. Потом этот край задрало вертикально,  и весь этот импровизированный воздушный змей с грохотом опрокинуло на площадь перед парадным входом в магазин. К счастью, зевак у магазина рядом не было, стояла только новенькая блестящая «Волга». Тоже к счастью, не наша эльгенская. И аккурат она попала в эпицентр стихии. До сих пор жалко мужика – хозяина «Волги». В начале семидесятых такая машина имела фантастическую цену и даже не в рублях.

Раньше грунтовая дорога через центр поселка представляла  застывшие морские волны, почти с одинаковой амплитудой тянущиеся на всем участке. После дождя во впадинах стояли лужи а бугры оставались сухими островками спасения. Ремонт центральной дороги дался нелегко. Параллельно с отсыпкой начались дожди и в центре поселка развезли ужасное болото, народ старался пробраться восвояси какими-нибудь огородами и тайными тропами. Долго ненастье измывалось над эльгенцами, но все рано или поздно заканчивается. Буераки высохли, погоняли грейдер, что-то снова подсыпали, прикатали и дорога вышла в результате на славу. Ровная, накатанная и сухая. Даже после дождя гравий не расползался, как глина, и не прилипал к ногам. Теперь теплыми вечерами народ стал выходить сюда на прогулку и это прибавило жизни и суеты.

Если бы в те времена кто-то сказал, что мы поссоримся с Украиной, как сейчас – насмерть, того оракула сочли бы больным на всю голову и возможно положили в больницу.

А пока в 1970 году в Эльген прибыл отряд киевских студентов для строительства нового общежития. Это были студенты – авиаторы, будущие инженеры и штурманы. Молодые, сильные, веселые пацаны оживили жизнь поселка. Девчоночки наши встрепенулись и расцвели ещё краше прежнего. Пацаны почему-то тоже сдружились и о стычках, как принято в таких случаях, никто не слыхал даже. Правда гулять студентам было и некогда, здание хоть и было большое, но росло как на дрожжах.  И вскоре фронтон украсил  лозунг написанный ярко-голубой краской «Киев – Колыме» и характерные крылышки эмблемы в придачу.  Долго эта надпись будет напоминать  славное лето дружбы и труда, потом время сотрет краску и реже будут вспоминать историю ушедших свершений.

В восьмидесятых одну половину здания займет отделение милиции, а вторую заселят китайские мигранты. Но это следующая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *