Дела мира сего

На погост мы гроб печальный
Отнесем с тобой
И почтим тебя прощальной,
Теплою слезой.
И. Суриков

Полемика на тему «Нужен ли Магадану крематорий?» будоражит наше сообщество уже несколько лет.

Часть колымчан поддерживает появление данного объекта в областном центре, используя следующие аргументы: уезжающим на ПМЖ в центральные районы страны удобней и дешевле везти с Колымы урну с прахом, нежели «груз 200»; кремация при условии применения современных технологий – экологически безопасный, а кроме того – менее затратный, чем традиционное погребение, способ проводить покойника в мир иной.

Плюс к этому, компактный колумбарий решит серьезную проблему «перенаселенности» городских кладбищ и дефицита земельных участков, подходящих по СНиПам и СанПиНам для новых погостов.

Противников строительства крематория в Магадане ведут и вдохновляют на борьбу наиболее активные представители религиозных сообществ, утверждающие, что единственно правильный, угодный Богу способ похорон усопшего – закапывание в землю.

На чьей стороне правда?

Огонь, земля и медные трубы

Одно из первых сообщений о возможном строительстве крематория в областном центре прошло в местных СМИ еще осенью 2012 года.

Тогда в мэрии, изучив опыт российских городов, в частности, схожего по климатическим условиям северного Норильска, в котором крематорий с успехом работал на тот момент уже десять лет, пришли к выводу о целесообразности наличия данного объекта в Магадане.

Был подготовлен соответствующий проект (изначально строить предполагалось за муниципальный счет) и предположительно определена локация крематория – на территории действующего кладбища на 14-м км основной трассы. Но, как это у нас обычно водится, в силу ряда причин дальше проекта дело не пошло. Вопрос на время затих.
С новой силой споры разгорелись в августе-сентябре этого года после появления информации о группе предпринимателей, уже оформивших все разрешительные документы на строительство крематория и закупивших необходимое оборудование в Чехии.

Масла в огонь (уж простите за зловещий каламбур) добавило решение городской Думы от 20 сентября о выделении для данного объекта земельного участка на Объездном шоссе.

В связи с этим в адрес мэра Магадана Ю.Ф. Гришана посыпались обвинения: дескать, пособник безбожников, приверженцев западных ценностей, разрушителей вековых традиций, и прочее в том же духе.

Особо непримиримая со строительством магаданского крематория позиция выражена в статье С.П. Рыжова «Земля еси…», но в печку «отыдеши»?», опубликованная в «Колымском тракте» (№38 от 21.09.2016) и на некоторых областных интернет-ресурсах.

Прочитав ее, я поняла, что теперь уж точно обязана принять участие в обсуждении темы. Это, если хотите, мой гражданский долг.

Мир велик в своем разнообразии

«Воистину, в этом «сегменте» (похоронная сфера) все становятся равны – и олигархи, и нищие старушки, и начальники, и безработные», – пишет в статье уважаемый коллега С. Рыжов. Пишет с сарказмом, характеризуя данный постулат как «цинизм в изящной обертке».

Непонятно, почему. Перед смертью действительно все равны, и, насколько мне известно, данный факт христианство в целом и православие в частности не отрицает.

Что православие отрицает, а вернее – относит к «нежелательному явлению», так это кремацию усопших. Станислав Павлович пишет об этом много и горячо, подкрепляя свои слова цитированием руководства РПЦ и православных святых.

Общий смысл табу ясен: тело для души – что храм Божий; душа таинственным образом и по смерти связана с телесной оболочкой незримыми узами; согласившись на кремацию, человек «как бы отказывается от веры в воскресение мертвых».

Лично для меня эти утверждения спорны, но свои сомнения не буду высказывать здесь и сейчас, поскольку меньше всего хочу быть заподозренной в религиозном экстремизме. Я вообще с уважением отношусь к любой вере, если только она не приносит вреда людям и не пытается влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства, манипулировать светской властью.

Веришь – и на здоровье! Есть у тебя единомышленники по вере – прекрасно! Но не нужно навязывать свои сакральные убеждения тем, кто от твоей веры далек. Если нужно будет, человек сам придет к ней, только ему уготованной, определенной свыше дорогой.

Это я к тому, что в Магадане и области проживают не только христиане, мусульмане и иудеи, не приемлющие погребение единоверцев путем сжигания. Среди нас есть и буддисты, и атеисты, и адепты Родной Веры (Станислав Павлович называет их «язычниками»), к коим можно отнести и коренные малочисленные народы Севера.

Многие из них предпочитают по традиции предков как раз-таки погребальные костры. Помните, что говорится в «Повести Временных Лет»?

«И аще къто умьряше, — творяху тризнy над нимь. И посемь сътворяху краду (дословно – «жертвенный огонь». – Прим. авт.) велику и възложаху на крадy мьртвьца и съжьжаху и. Посемь, събравъше кости, въложаху в судину малу и поставляху на стълпе на путьх, еже творять Вятичи и ныне». Двенадцатый век, между прочим. До фашистских концлагерных печей еще ого-го сколько веков…

При этом ни буддисты, ни родноверы, ни северные народы не считают, что их мировоззрение, миропонимание, традиции, обычаи должны разделять все. И это именно то, что называется толерантностью, веротерпимостью.

Колыма – дом для множества народов и поклонников различных конфессий, и до сего дня не было среди нас на этой почве вражды и серьезных обид. В наших силах сохранить это и в будущем, в том числе предоставлением права выбрать способ похорон.

Скорбь и прибыль

Останавливаясь на техническом аспекте, Станислав Павлович приводит статистику востребованности услуг российских крематориев.

Их в нашей стране действительно немного, всего двадцать два. По этому поводу, к слову, около года назад замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис заявил о необходимости создания крематориев в каждом регионе: «По оценке экспертов, потребность в крематориях есть. Как минимум, во всех областных центрах по одному крематорию точно нужно», – сказал он (РИА «Новости»).

Статистика этой потребности, найденная мною в открытых источниках, отличается от представленной С.П. Рыжовым: кремацию предпочитают не 15-20 процентов умерших в крупных городах, где есть крематории, а 45-70 процентов.

Другое дело – экономика: согласно разработанным специалистами бизнес-планам, работать рентабельно крематории могут только в городах с численностью населения от 500-700 тысяч человек.

Однако надо полагать, что предприниматели, решившие построить крематорий в Магадане, знают, что делают, и рассчитывают окупить в будущем свои вложения. Лишь бы данная услуга не стала потребителям в копеечку. В этом случае не стоит и затеваться. Разве что рассчитывать на поддержку бюджета.

Мэр Ю.Ф. Гришан озвучил свою категоричную позицию на этот счет. Но здесь, конечно, нужен детальный расчет, что будет дешевле для муниципалитета: разумное софинансирование работы крематория или проектирование, строительство и содержание нового 40-гектарного кладбища. Действующее-то, по некоторым данным, переполнено уже сегодня.

Умираем на жизнь

Теперь что касается этико-эстетической стороны вопроса. С.П. Рыжов провоцирует читателя: «Вы можете представить, как тело любимого человека, матери или отца, судорожно извиваясь, будто живое, корчится, горит и распадается на куски в печи крематория? Я – не могу и не хочу».

А мне, знаете ли, столь же мучительно неприятно воображать, как тела умерших близких, да и дальних тоже, в земле постепенно разлагаются, гниют, пожираются могильными червями и бактериями, превращаются в тлен и труху…

В смерти – любой – мало эстетики. И это так же верно, как то, что конец земной жизни неизбежен. Но чем яснее мы понимаем это, тем больше любим жизнь, не только в этом мире и в этой оболочке. Мои предки-славяне верили в перерождение. Народная память хранит поговорку: «Родится на смерть, а умирает на жизнь». Тем и утешаюсь.

Христиане тоже верят, что душа – искра Божья, она вечна и будет обязательно вознаграждена по смерти за праведность, подвижничество, смирение и любовь к ближнему, а не за «правильное» погребение и фарисейство в бытовых вопросах. Так о чем тогда печалиться?

Про Бога и кесаря

И напоследок – ремарка по поводу невмешательства религии в светскую сферу. Можете считать это словом в защиту исполнительной и законодательной власти Магадана, а также честного предпринимательства, пускай даже и похоронного.

В Евангелии от Матфея (8:22) приводятся слова Иисуса Христа: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Протоиерей Александр Шаргунов так трактует это место Священного Писания: «Пусть делами мира сего занимаются люди мира сего! Погребение мертвых, и в особенности отца своего, – святое дело, но теперь это не твое дело. У тебя есть иной, Богом предназначенный труд, и ты не должен откладывать его.

Любовь к Богу – выше любви к родителям, хотя и та велика, и является одной из главнейших наших заповедей. Мы должны всегда предпочитать Христа самым нашим дорогим отношениям – идет ли речь о трудах ради Христа или о страданиях ради Него».

Яснее, мне кажется, не скажешь.

Автор: Саша Осенева.

2016 год.