Почему областное радио «Россия «Магадан» перестало передавать по утрам оперативную информацию о состоянии ФАД «Колыма» и дорог территориального значения, а также о работе переправы через р. Яна? Где жителям области брать достоверные сведения о дорожной обстановке?
– Это безобразие! Так никуда не годится! К чему мы пришли? – долго возмущался в трубку редакционного телефона житель области Андрей Пряхин.
В возбужденное состояние колымчанин пришел после того как, не услышав в очередной раз в утреннем эфире областного радио «Россия «Магадан» свежей сводки о состоянии дорог и информации о работе Янской переправы, позвонил на радио с претензией. А в ответ услышал странное: «Не дали сводку, потому что у нас ее нет».
– Куда она подевалась после стольких лет? – шумно недоумевал собеседник. – Все дальнобойщики привыкли перед рейсом слушать в 7.10 на радио дорожную сводку на текущие сутки: открыта трасса – закрыта, на каких участках могут быть проблемы. Рыбаки привыкли утром слушать расписание работы паромной переправы.
А теперь их нет! И, главное, радио дает телефоны, куда обращаться можно за справкой, а они не отвечают! Вот вы, пресса, скажите: как такое может быть в области, в которой 99 процентов всех перевозок и перемещений производятся автотранспортом, по автомобильным дорогам?!
Понятное дело, сразу ответить Андрею Пряхину, куда подевалась оперативная сводка по нашим дорогам, я не смогла: работаю в газете, которая выходит раз в неделю, стало быть, оперативная информация, связанная с жизнеобеспечением, – не ее контент.
Но обещала разобраться, тем более что самой стало любопытно.
«Понимаем, сочувствуем, но…»
Для начала я связалась с шеф-редактором областного радио (ГТРК «Магадан») Евгенией Ильенковой.
– Действительно, как выяснилось из многочисленных звонков радиослушателей в нашу редакцию, оперативная информация о состоянии дорог области и часах работы паромной переправы через реку Яна очень и очень востребована населением.
Долгие годы мы передавали ее в утреннем эфире – раньше, чем кто-либо еще. Люди привыкли перед рейсом на трассу, в ольское Заречье прослушивать сводку и в соответствии с ней выстраивать свои планы.
Оперативную дорожную сводку мы получали от диспетчеров ОГУДЭП (теперь ОГБДЭУ) «Магаданское», которые работали круглосуточно и владели самой последней информацией по всем дорожным участкам региона.
В начале лета 2016 года диспетчерская служба областной дорожно-эксплуатационной компании «Магаданское» была сокращена в рамках оптимизации производства. Таким образом, сейчас радио лишено источника столь необходимой колымчанам оперативной информации.
– Евгения Павловна, неужели нет никакой альтернативы?
– Дорожную сводку на радио присылает пресс-служба правительства области, но, во-первых, не раньше 11 часов, когда наш утренний эфир давно прошел и информация перестала быть актуальной, а во-вторых, не каждый день.
В ответ на наше несогласие с таким режимом работы в пресс-службе посоветовали обратиться в областное Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи. Официальный запрос в адрес первого заместителя председателя правительства области Татьяны Исаевой мы направили, ждем ответа.
Кроме того, примерно в течение месяца мы брали для эфира информацию о состоянии дорог в Пожарно-спасательном центре Магаданской области по телефону, который указывается в официальных сообщениях регионального ГИБДД УМВД об ограничениях движения на каких-либо участках дорог.
Две-три недели назад сотрудники ПСЦ дали понять, что не обязаны ежедневно давать нам данную информацию. В принципе, я с ними согласна: спасатели – не дорожники.
В тех же сообщениях ГИБДД указываются еще несколько телефонов, по которым можно справиться о дорожной обстановке в области: диспетчерской ОГБДЭУ «Магаданское» (647-696), круглосуточной «горячей линии» «Дороги Магаданской области» (221-144) и дежурной части ГИБДД УМВД России по Магаданской области (653-523).
Диспетчерская служба «Магаданского», как я уже говорила, не существует, на телефонные звонки по этому номеру никто не отвечает, можете сами проверить.
С «горячей линией» еще интереснее: на линии работает автоответчик, который просит оставить сообщение, а затем отключается. Я пробовала оставлять сообщения с просьбой дать оперативную информацию по дорогам. Перезвонил оттуда живой человек всего один раз, на третий день. Как вы понимаете, для радиоэфира это не вариант.
Ну, и остается еще телефон дежурной части Госавтоинспекции. По нему я тоже пробовала получить дорожную сводку, но на том конце провода с удивлением сообщают, что они данной информацией не располагают, все вопросы – к дорожным службам.
Таким образом, полностью разделяя чувства наших уважаемых радиослушателей, считая их претензии справедливыми, сегодня повлиять на ситуацию мы при всем желании не можем в силу отсутствия постоянного источника оперативной информации по состоянию дорог в Магаданской области.
– Получается, сводок по дорогам в эфире радио «Россия «Магадан» теперь нет?
– Если накануне днем или вечером приходит что-то срочное, от той же ГИБДД или МЧС – к примеру, о том, что перекрыт проезд по такой-то дороге, закрыт перевал, то в утреннем эфире мы озвучиваем эту информацию.
Но с предупреждением, что эти сведения за вчерашний день, а на данный час у нас информации нет. И я в эфире добавляю: «Звоните по таким-то телефонам, если дозвонитесь. Мы не смогли».
«Оставьте сообщение после сигнала»
Естественно, я доверяю своей коллеге, однако ради чистоты эксперимента набираю телефон диспетчерской ОГБДЭУ «Магаданское»: 647-696. В течение пары дней, в разное время. Длинные гудки, трубу никто не снимает.
Одновременно пробую дозвониться по «горячей линии» «Дороги Магаданской области»: 221-144. Действительно, срабатывает автоответчик: «Оставьте сообщение после сигнала, затем нажмите решетку или повесьте трубку». И все…
Не похоже это на источник оперативной информации. Поднимаю архивы региональных новостных сайтов, и вот что узнаю: по сообщению Мagadanmedia от 29 октября 2015 года, в Министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области начала работу «горячая линия» «Дороги Магаданской области».
Предназначена она «для сбора информации по вопросам состояния и содержания автомобильных дорог межмуниципального и регионального значения». И дальше: «Полученная информация будет использована для повышения эффективности контроля состояния и содержания областных дорог».
То есть, не населению по этой линии предоставляется актуальная информация, а само население должно звонить и рассказывать, на какой дороге что случилось.
Чувствуете разницу, да? Что ж, здесь вопросов нет. Кроме одного: зачем позиционировать номер «горячей линии» как службу оперативной информации о состоянии дорог? Кто себе за это «галочки» ставит?
«Все, что хотите, но после десяти»
Прояснить ситуацию прошу консультанта отдела дорожного хозяйства регионального министерства дорожного хозяйства Анну Плискину.
– Узнать о состоянии дорог жителям области можно по телефону 639-096, – поясняет Анна Сергеевна. – Это мой телефон, я владею всей информацией по нашим дорогам.
Но только в будние дни и в рабочее время – круглосуточно телефон не работает. Кроме того, свежие данные о проезде поступают ко мне с дорожных участков к 10 часам утра.
Также к 10 утра обновляется информация о дорогах на сайте нашего министерства. Здесь можно узнать данные по всем дорогам области – и федеральной трассе «Колыма», и региональным, и межмуниципальным, и о количестве работающей там техники, и о режиме работы паромной переправы на реке Яна.
– А если информация необходима человеку ночью, рано утром, в выходные и праздничные дни? Ситуации разные бывают.
– Для этого в области есть круглосуточная Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), телефон 625-046.
Замкнулся круг. Или петля?
Окрыленная, звоню в ЕДДС.
– Здравствуйте, мне сказали, что у вас можно получить актуальную информацию по состоянию дорог в области.
– Вовсе нет, – ответил на том конце провода приятный женский голос. – По этому поводу вам следует звонить по телефонам Пожарно-спасательного центра: 624-191 или 112.
Того самого ПСЦ, о котором рассказывала шеф-редактор областного радио. Круг замкнулся. Уже предвидя, какой получу ответ, все же набираю номер.
– Как бы да, у нас можно справляться о данной информации, – не очень охотно, как мне показалось, поясняет оперативный дежурный Пожарно-спасательного центра Магаданской области Фигурнов, – но дело в том, что мы сами не располагаем ею раньше 10 часов.
Бывает, люди спрашивают раньше десяти утра, и с радио вот областного звонят, интересуются, а нам ее еще не прислали. А в выходные мы вообще не знаем, что на дорогах происходит – информацию не шлют.
Единственное: через каждые 6 часов мы обзваниваем ЕДДС городских округов, узнаем у диспетчеров ситуацию на местах, все ли спокойно. Они нам говорят. В меру своей осведомленности: у них тоже не всегда есть последняя информация о дорогах.
– Подскажите, куда человек может обращаться в течение суток?
– У дорожников есть «горячая линия» – 221-144, но там частенько автоответчик включается. В министерстве дорожного хозяйства, наверное, еще можно…
– Вы понимаете, чем в итоге может обернуться такое упущение?
– Это не к нам вопрос, а в министерство. Это они были инициаторами сократить свою диспетчерскую службу. Переложили функцию на нас, а мы, наоборот, ждем, когда от них информация поступит.
Не пользуйтесь дорогами в выходные и праздники?
«Это не мы, это они». Ответ, достойный пятиклассников, да простит меня уважаемое чрезвычайное ведомство. Но кому, как не спасателям, просчитывать, чем опасна для пользователей дорог эта ситуация, и бить тревогу, понуждать региональную власть вернуть круглосуточную дорожную диспетчерскую службу?
Свежий пример. 15 октября, суббота, обеденное время. На крутом подъеме федеральной трассы в районе бывшего поселка Спорное развернуло большегруз: с дороги скинуло полуприцеп, кабина автомобиля перегородила проезд, оставив узкую лазейку.
Легковые машины по ней еще протискивались – после того как водители наскребли под снегом немного грунта для подсыпки скользкой дороги (где дорожники? Почему не заготовили с осени грунт в опасном месте?), а грузовые встали табором по обе стороны дороги больше чем на сутки. По некоторым сведениям, на двое суток. Порядка сорока больших транспортных средств.
И никто не приехал их выручать! Ни дорожники, ни спасатели, ни ГАИ! Ни у кого не было информации, поэтому, выходит? Выходные же. И сотовой связи на этом участке дороги нет.
Мне не понятно, почему мужики сразу не вытащили «залетного» своими силами, ведь в пробке стояли и тралы с тяжелыми бульдозерами, и мощные самосвалы, и даже грейдер. Наверное, никто из них уже не помнит главный закон настоящего колымского братства о взаимовыручке, особенно в дороге.
Но сейчас больше волнует другое: больше суток на участке ФАД «Колыма» был ограничен проезд для большегрузного транспорта, рейсовые автобусы, следовавшие из Магадана и Сусумана, на месте происшествия были вынуждены обменяться пассажирами и отправиться обратно, в точку выхода, и ни одна соответствующая служба даже ухом не повела! Больше того: этот случай не упоминался ни в одной дорожной сводке даже постфактум!
Ладно, это происшествие завершилось в итоге благополучно. Никто не обморозился, не ранен. А если в выходные или праздники на трассе случится серьезная авария? Будем ждать до понедельника?
Уважаемые чиновники, распорядившиеся сократить круглосуточную дорожную диспетчерскую службу! Представьте себя на месте водителя-трассовика. Его лишили диспетчерской, куда можно было позвонить в любое время суток, чтобы справиться о состоянии дороги.
Он не может получить толковую информацию утром по радио или по другим СМИ. Он либо должен переносить рейс и ждать десяти утра, либо довериться собственному шестому чувству и при этом быть готовым торчать сутками перед перевалами, засыпанными снегами.
Либо воспользоваться единственным, кажется, оставшимся в его распоряжении источником информации – сарафанным радио. Вот только будут ли его сведения достоверными?
Автор статьи: Саша Осенева.
P.S. Единственный телефон, по которому я дозвонилась с первого раза и беспрепятственно получила исчерпывающую оперативную информацию о состоянии нашей федеральной автодороги, – телефон дорожно-диспетчерской службы ФКУ «Упрдор «Колыма», находящейся в пос. Теплый Ключ (Республика Саха).
Так что, дорогие пользователи колымской трассы, запомните номер, пригодится: 8-411-53-24-111.
Фото с места происшествия Владимира НАЙМАНА (16.10.2016, ФАД «Колыма»).
Ноябрь 2016 года.