Ты спроси у трапа стоя: сколько безопасность стоит?

«Золотая Колыма».«Золотая Колыма».

За пренебрежение правилами безопасности, создавшее реальные предпосылки к возникновению угрозы безопасности судна и членов его экипажа, владелец «Золотой Колымы» оштрафован на… 1 тысячу рублей!

Утомленные льдами

В конце декабря – начале января 2012-го все россияне, а уж тем более жители Магаданской области, с тревогой и надеждой следили за развитием драматических событий, связанных с десятым, последним в 2011 году рейсом судна «Золотая Колыма».

Теплоход «Золотая Колыма» у магаданского причала.«Золотая Колыма» у магаданского причала.

Справка «КТ». Теплоход «Золотая Колыма» построен в 1981 году в Германии. IMO 7906966, дедвейт 28645.  Сменил множество владельцев, ходил под разными флагами. Приобретен в 2002 году в Северной Корее у турков Северо-Восточной судоходной компанией по инициативе Магаданской областной администрации для завоза в Магадан и область энергетических углей. В 2006 году собственник «Золотой Колымы» – Северо-Восточная судоходная компания – вошел в состав дальневосточного транспортного холдинга «Группа компаний «Транзит-ДВ». Грузоподъемность судна 28 тысяч тонн. Длина 199 метров 80 сантиметров, высота от киля вместе с надстройкой 46 метров. Порт приписки – Магадан.

В репортажах региональных и центральных СМИ сообщалось, что 30 декабря грузовой теплоход «Золотая Колыма», следующий с партией угля из Приморья в Магадан, выдал в эфир сигнал о помощи: на судне закончилась питьевая вода, вышел из строя котел подогрева.

«Судно подало аварийный сигнал, и сейчас начало движение в сторону Магаданского морского торгового порта. Теплоходу требуется проводка во льдах», – сообщало РИА «Новости». Исполнительный директор компании «Магадан «Транзит-ДВ» Михаил Новиченко пояснил информагентству, что не имеющий ледового класса сухогруз «Золотая Колыма» ожидает захода в магаданский порт с 24 декабря. Встать к причалу судну мешали как отсутствие разрешения дирекции морпорта, так и сплошное ледовое поле, заблокировавшее проход в бухту Нагаево для не способных самостоятельно передвигаться в суровых условиях судов. Помимо «Золотой Колымы», в ледовой ловушке оказались еще несколько сухогрузов с продовольствием, техникой, елками.

Ледокол «Магадан».Ледокол «Магадан».

Проблема, как объяснялось в СМИ, возникла из-за того, что ледокол «Магадан», обычно проводящий суда в районе Магаданского морского торгового порта с декабря по май, задержался в Охотском море, участвуя в операции по спасению и поиску моряков буровой платформы «Кольская», затонувшей во время буксировки в шторм.

В момент подачи аварийного сигнала с сухогруза «Золотая Колыма» ледокол «Магадан» находился во Владивостоке, где следователи допрашивали экипаж и изымали документы, регистрировавшие ход буксировки платформы, а также пленку радиопереговоров. Прибыть в порт колымской столицы ледокол смог бы не ранее первой декады января. Так и вышло: к проводке истомившихся в ожидании судов через ледовое поле «Магадан» приступил 10 января 2012 года. Жаль, конечно, не поспевших к новогоднему столу магаданцев мандаринов и их владельцев, понесших убытки, но все же это не столь серьезные потери, которые вполне могли бы случиться в отношении балкера «Золотая Колыма» и членов его экипажа, будь судьба к ним чуть менее благосклонна.

Что стало первопричиной бедственного положения судна с флагом города Магадана? Вернемся к хронологии событий.

«Не айс»

17 ноября 2011 года выходит распоряжение капитана морского порта Магадан №12-о/д «О зимней навигации 2011-2012 года в морском порту Магадан и на подходах к нему», согласно которому в период с 23 ноября 2011 года по 25 мая 2012 года суда, следующие на заход/выход из порта, должны иметь ледовый класс, присвоенный органами классификации судов.

С 1 по 31 декабря 2011 года указанные суда должны иметь категорию ледовых усилений (по классификации РМРС) не ниже Ice 2 (L2); с 1 января по 25 мая 2012 года – не ниже Arc 4 (L1).

В случае несоответствия судов установленным условиям и ограничениям по режиму ледового плавания им отказывается в заходе в морской порт и в ледокольной проводке.

18 ноября данное распоряжение направляется в адрес судовладельцев, агентирующих компаний и органов государственной власти, а также публикуется на официальном сайте ФГУ «Администрация морского порта Магадан».

16 декабря в адрес капитана морского порта Магадан от исполнительного директора ООО «Северо-Восточная судоходная компания» (группа компаний «Транзит – ДВ») поступает запрос о согласовании рейса принадлежащего компании судна «Золотая Колыма» IMO 7906966 с грузом угля из порта Восточный в порт Магадан. При этом судно имеет класс Российского морского регистра судоходства «КМ Ice1», что не соответствует требованиям из вышеприведенного распоряжения капитана Магаданского порта.

«Золотая Колыма» в бухте Нагаево. Идет буксировка к причалу порта.«Золотая Колыма» в бухте Нагаева. Идет буксировка к причалу порта.

По этой причине извещением №АМП-1219 капитана морского порта Магадан от 17 декабря на имя исполнительного директора ООО «Северо-Восточная судоходная компания», в соответствии с п.5 ст.79 КТМ РФ, в заходе «Золотой Колымы» в магаданский порт отказывается.

Судовладелец судна дает распоряжение капитану следовать в порт Петропавловск-Камчатский. «Золотая Колыма», получив разрешение на отход в указанный порт от дирекции порта Восточный, в тот же день, 17 декабря, отбывает в направлении Камчатки.

19 декабря, находясь в море и следуя курсом на Петропавловск-Камчатский, капитан судна «Золотая Колыма» по электронной почте получает указание от исполнительного директора ООО «Северо-Восточная судоходная компания»: в связи с изменением рейсового задания следовать в порт Магадан. Балкер меняет маршрут в сторону магаданских берегов.

Позже капитан «Золотой Колымы» объяснит Магаданской транспортной прокуратуре, что ему было известно об установленных в порту Магадан ограничениях для судов, не имеющих ледового усиления, что он поставил соответствующий вопрос судовладельцу и что последний настоял на своем распоряжении. При этом судовладелец добавил, что пока судно в пути, он решит проблему с администрацией магаданского порта.

Таким образом, нарушив целый ряд законодательных норм, руководство ООО «Северо-Восточная судоходная компания» направило «Золотую Колыму» в опасный рейс, создав реальные предпосылки к возникновению угрозы безопасности судна и членов его экипажа.

Но этот вывод транспортная прокуратура сделает потом, а пока «Золотая Колыма» режет носом темные неспокойные воды Охотского моря, спеша доставить магаданцам 23.3 тыс. т угля.

«Ура героям Северного завоза!»

Тем временем в самом Магадане проходит большое торжество по поводу десятилетия Северного завоза. Поздравления принимает «именинник» – группа компаний «Транзит-ДВ», бессменный исполнитель государственной программы единой схемы Северного завоза.

«Алаверды» вице-президент по программам Северного завоза группы компаний «Транзит-ДВ» Михаил Лучин поздравляет жителей колымской столицы и гостей с круглой датой и отмечает, что «у компании есть четкое понимание того, что Северный завоз не может прерываться ни на один день и должен быть завершен в установленные сроки» (РИА «Север-ДВ»)…

Через несколько дней, 23 декабря, Магаданский транспортный прокурор направляет на имя исполнительного директора ООО «Северо-Восточная судоходная компания» предостережение о том, что неисполнение распоряжений капитана морского порта Магадан со стороны владельца и капитана судна «Золотая Колыма» влечет нарушения требований законодательства о безопасности мореплавания.

Теплоход усиленного ледового класса ДВМП «Анатолий Колесниченко».

Теплоход усиленного ледового класса ДВМП «Анатолий Колесниченко».

Словно в подтверждение данных опасений, 30 декабря балкер, уже около недели стоящий у кромки льда в районе мыса Чирикова, подает сигнал бедствия, после чего становится объектом пристального внимания журналистов местных и центральных СМИ.

Благодаря их сюжетам и репортажам дальнейшие события становится достоянием общественности: о том, как 2 января на «Золотую Колыму» портовым буксиром с трудом, но все же были доставлены питьевая вода и электродвигатель для котлового обдува взамен вышедшего из строя; о том, как в замерзшей бухте дежурили сотрудники МЧС, держа «на парах» катер на воздушной подушке; о том, что 3 января теплоход усиленного ледового класса ДВМП «Анатолий Колесниченко» совершил проводку «Золотой Колымы», и поздно вечером многострадальное судно наконец пришвартовалось у магаданского причала.

«Наказать примерно, в назидание другим!»

По данному факту по поручению Дальневосточного транспортного прокурора Магаданской транспортной прокуратурой была организована проверка, в ходе которой выяснилось, что система управления безопасности в ООО «Северо-Восточная судоходная компания» не обеспечивает выполнение требований п.1.4 Международного кодекса по управлению безопасностью.

Кроме того, выход из строя двигателя вентилятора котла обогрева мазутных танков и отсутствие на судне резервного двигателя свидетельствуют о том, что система управления безопасностью не обеспечивает выполнение обязательных процедур, предусмотренных п.10.3 Международного кодекса по управлению безопасностью, что повлекло возникновение аварийной ситуации.

Вывод, сделанный транспортным прокурором М.А. Ивановым: «Выявленные нарушения свидетельствуют о грубом игнорировании руководством компании – судовладельца требований законодательства о безопасности мореплавания, что в дальнейшем может привести к более серьезным последствиям».

По итогам проверки Магаданская транспортная прокуратура внесла представление в адрес ООО «Северо-Восточная судоходная компания», а 16 января 2012 года возбудила дело об административном правонарушении по ч.1 ст.11.13 КоАП РФ в отношении исполнительного директора ООО «Северо-Восточная судоходная компания» В.В. Чепорнюка. Дело было направлено для рассмотрения в Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

И вот, свершилось: по сообщению агентства Portnews от 10 февраля, Дальневосточное управление Госморнадзора вынесло по делу вердикт: признало исполнительного директора компании виновным и привлекло его к административной ответственности в виде штрафа в размере… 1 тыс. руб.

Сурово, ничего не скажешь. Особенно на фоне одного кораблекрушения за другим. Только россияне стали забывать «Булгарию», как взбодрила новость о «Кольской». Кстати, о несчастье с этой буровой платформой.

Нет такой профессии – умирать

Как помнят колымчане, накануне событий, связанных с последним рейсом «Золотой Колымы», в Охотском море затонула самоподъемная буровая установка (СПБУ) «Кольская», принадлежавшая мурманской компании «Арктикморнефтегазразведка». В начале лета она довольно долго стояла на рейде в бухте Нагаева, притягивая взгляды магаданцев своими необычными формами…

СПБУ «Кольская» в бухту Нагаево.СПБУ «Кольская» в бухте Нагаева.

Буровая платформа перевернулась 18 декабря, во время буксировки ледоколом «Магадан» и буксиром «Нефтегаз-55» от западного побережья Камчатки к острову Сахалин. Установка полностью ушла под воду в течение получаса. Спасти удалось только 14 человек. Из 67-ми.

Вновь на несколько десятков человек нас стало меньше. На несколько десятков молодых, здоровых, сильных, чьей работой не было – умирать. Среди погибших – жители Мурманска, Москвы, Башкирии, Хабаровского и Красноярского краев, Белгородской, Магаданской, Сахалинской областей и один гражданин Болгарии.

Да, до сахалинского берега оставалось еще около 200 км. Да, был сильный шторм с пяти-шестиметровой волной, ветром и снежными зарядами. Да, температура воды не превышала плюс один градус, а температура воздуха – минус семи-восьми. Да, при таких вводных шансов выжить у человека даже в теплом гидрокостюме – минимум. Проще всего списать случившееся на непреодолимые силы природы. Страшнее которых, как говорят в народе, только непреодолимые жадность и легкомыслие.

Проведя проверку, Дальневосточная транспортная прокуратура обнаружила нарушения при эксплуатации и буксировке платформы «Кольская». Так, согласно Классификационному свидетельству СПБУ «Кольская», выданному Российским морским регистром судоходства 10 августа 2011 года, и п.3.4 «Информации об остойчивости установки» ее буксировка морем в зимнее время в зимних сезонных зонах запрещена.

В соответствии с разделом 8.9 «Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации», разработанного Российским морским регистром судоходства, перегон судов, совершающих разовый рейс вне сезонных ограничений, установленных для данного района плавания и указанных в Классификационном свидетельстве, возможен только при наличии соответствующего разрешения регистра на разовый перегон.

Вместе с тем, до начала осуществления буксировки (11 декабря) СПБУ «Кольская» в Охотском море с точки бурения «Первоочередная» в порт назначения Корсаков (о. Сахалин) судовладельцем – ОАО «Арктикморнефтегазразведка» – СПБУ «Кольская» к внеочередному освидетельствованию Российским морским регистром не предъявлялась, свидетельство на разовый перегон буровой установки в Охотском море в декабре 2011 года не оформлялось и не выдавалось.

В то же время, согласно пункту 2.10 «Инструкции по безопасности морских буксировок» от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, «для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается».

Кроме того, в соответствии с Документом о минимальном безопасном составе экипажа судна СПБУ «Кольская», выданным капитаном морского порта Мурманск 7 апреля 2011 года, минимальный безопасный состав данного судна составляет 20 человек, включая капитана судна. Однако вопреки этим требованиям на борту СПБУ «Кольская» в период ее буксировки находилось 67 человек, почти половина из которых – буровики, крановщики, геологи, другой персонал, не имеющий совершенно никакого отношения к операции по буксировке. Почему их не отправили на берег другим транспортом?

По всему выходит, что в массовой гибели людей виноваты не только и даже не столько погодные условия. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

9 февраля РИА «Новости» сообщило, что следователи по делу об аварии буровой платформы «Кольская» назначили судоводительскую экспертизу, которая позволит установить истинные причины крушения и определить виновных. Вот только насколько адекватным будет для них искупление? Хочется верить, что хотя бы в этом деле тысячерублевым штрафом не обойдется.

Риск во имя… чего?

Возвращаясь к последнему походу «Золотой Колымы» в наши палестины. На мой взгляд, риск со стороны судовладельца был бы оправдан суровой необходимостью, если бы от этого рейса зависело жизнеобеспечение северян.

Балкер «Золотая Колыма» в морском порту города Магадана.

Балкер «Золотая Колыма» в морском порту города Магадана.

Однако, как официально заявлял грузополучатель – ОАО «Магаданэнерго», задержка сухогруза «Золотая Колыма» не вызвала сбоев в теплоснабжении колымской столицы. На Магаданской ТЭЦ еще до прихода сухогруза запас твердого топлива составлял 163 тысячи тонн, что превышало нормативы, установленные Минэнерго РФ, и покрывало потребности станции до завершения отопительного сезона.

Следовательно, «Золотой Колыме» можно было и не совершать декабрьский рейс по лезвию бритвы, а привезти остатки угля в мае, по безопасной воде?! Тем более что уже 19 декабря, при смене курса с Петропавловска-Камчатского на Магадан, было очевидно, что ледокол, участвуя в поисково-спасательной операции по СПБУ «Кольская», ничем не сможет помочь сухогрузу, как и другим стоящим у ледовой кромки судам, в ближайшие недели.

Зачем, во имя чего владельцу «Золотой Колымы» было так рисковать экипажем, судном, деловой репутацией, в конце концов? Не потому же, в самом деле, что безопасность нынче ценится так дешево…

Автор статьи: Саша Осенева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *