Орешки для ума Татьяны Кочетыговой

Поздравляем с Днем учителя!

Поздравляем с Днем учителя.

В череде профессиональных праздников День учителя мы выделяем особо, и этому явлению, безусловно, есть причина: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

Садик, школа, техникум или институт, аспирантура, курсы повышения квалификации – везде нас сопровождали мудрые наставники. Распахивали перед нами двери в мир знаний, учили быть частью коллектива, частью гражданского общества, находили и развивали в нас лучшие человеческие качества, и за это мы с благодарностью несем по жизни добрую память о них.

Накануне Дня учителя принято рассказывать о наиболее выдающихся и заслуженных представителях этой важнейшей из профессий, о тех, чьи имена на слуху, кого ставят в пример, кем гордятся.

У стен мяунджинской школы.

У стен мяунджинской школы.

Конечно, это правильно. Но сегодня я хочу познакомить читателей с одной из многих, на ком держится наша образовательная система, – с рядовой учительницей начальных классов рядовой сельской школы.

Скромный повседневный труд таких, как она, может быть, не столь заметен, как деятельность признанных «звезд» педагогики, однако именно на нем зиждется воспитание новых поколений россиян. Именно он является базовой точкой, от которой страна стартует в будущее.

По причине скромности и природной застенчивости Татьяна Кочетыгова не участвует в областных конкурсах педагогического мастерства, редко блистает на сценах других публичных мероприятий.

Куда больше ей нравится часами копаться на профессиональных интернет-сайтах, выискивая интересные методики преподавания того или иного предмета, изучая новаторские идеи коллег-педагогов начального звена, подбирая для своих учеников дополнительную информацию к темам завтрашних уроков.

Т.Н. Кочетыгова.

Т.Н. Кочетыгова.

В следующем году исполнится 20 лет, как Татьяна Кочетыгова трудится в средней школе пос. Мяунджа (Сусуманский район). Родилась и выросла в г. Петропавловск (Северный Казахстан), по окончании педучилища год отработала в школе, еще два – в детском саду, затем вышла замуж и уехала на Колыму.

– Татьяна Николаевна, что подвигло вас выбрать учительскую стезю?

– Желание моей мамы, – смущенно улыбнулась собеседница. – В семье был наглядный пример: двоюродная бабушка всю жизнь проработала в сельской школе. Видя, какой почет и уважение ей оказывают односельчане, мама очень хотела для меня такой же судьбы. Я не могла пойти против ее воли. А сейчас себя в другой профессии и не вижу.

Почему учительство – это мое? Потому что каждый день в школе – это не «день сурка», как может показаться кому-то со стороны. Он непременно несет в себе что-то новое. Все очень быстро меняется, а значит, не успевает надоесть. Когда работа не скучная, она приносит удовольствие.

– И удовлетворение?

– Конечно, когда удается поспеть за этим новым и увлечь за собой детей.

– С каким настроением ваши второклашки зашли в класс 1 сентября? Соскучились?

– Так мы, считай, и не расставались с ними надолго. Все лето я работала руководителем летнего оздоровительного лагеря при школе, который посещало большинство моих ребят, не уехавших в отпуск с родителями. Поэтому каникулы плавно перетекли в учебный процесс.

– Какие они – нынешние дети? Чем отличаются от предыдущих поколений?

– Мне кажется, дети во все времена одинаковы, просто увлечения со временем меняются.

День школьного самоуправления.

День школьного самоуправления.

Так же, как и двадцать, и сорок лет назад они любят играть, общаться друг с другом, им нравится, когда на уроках весело и можно посмеяться. Они так же, как мы в детстве, способны мечтать и увлекаться какой-то идеей.

– Но встречаются среди них и «сложные»?

– Скорее, встречаются «сложные» родители, а с детьми у меня никаких сложностей в общении не возникает.

– И конфликтные ситуации в вашем классе отсутствуют?

– Серьезных конфликтов не бывает. Дети все дружат и в классе, и на улице, и домами, и в кружках-секциях. Живем-то в маленьком поселке. А ссоры по мелочам учимся разрешать по справедливости, быть уступчивыми, сдержанными и доброжелательными.

– Что, по-вашему, надо заложить в детях в начальной школе, чтобы они в дальнейшем были успешными и в учебе, и в жизни? Что вы стараетесь донести до своих учеников?

– Ответственность. Выполнение домашних заданий – это я требую очень строго. В своей дочери ответственность точно воспитала: пойти в школу с невыученными уроками для нее было немыслимо – так же, как и сейчас пойти неподготовленной на занятия в университет. Она у меня в СВГУ уже на четвертом курсе! – добавляет Татьяна Николаевна с гордостью.

– Легко ли вам было перейти на новый федеральный образовательный стандарт?

– Знаете, да. Программы ФГОСа очень интересные и, на мой взгляд, правильно ориентированы на развитие у ребенка самостоятельного мышления. И детям они по душе: моему предыдущему выпуску доставляли удовольствие поисковая деятельность, подготовка рефератов, презентаций, разработка каких-то проектов.

Мои ученики - личности творческие!

Мои ученики – личности творческие.

Если говорить о «физиках» и «лириках», в прошлом наборе детки явно относятся к первым – любят математику, не пропускали занятий в моем математическом кружке «Орешки для ума». А мои нынешние ученики – творческие личности: без устали могут мастерить, рисовать, лепить, клеить…

Впрочем, нравится им и работа в парах на нетбуках, и выполнение заданий с помощью интерактивной доски. А еще мои второклассники с большим вниманием и с пониманием принимают участие в патриотических мероприятиях, посвященных Великой Победе, Дню защитника Отечества, и, считаю, это тоже чрезвычайно важный момент.

– Физкультуру любят?

– Еще как! Хорошо, что уроки физического воспитания сейчас проводятся в школах по три раза в неделю, хотя, мне кажется, было бы в два раза больше, дети были бы тому только рады.

– Когда ребенок приходит в первый класс, не умея ни читать, ни писать, – это хорошо или плохо?

– Конечно, лучше, когда у ребенка сформированы навыки чтения в дошкольный период. Это дает возможность в первом классе больше времени уделять, например, чтению дополнительной литературы, правильной постановке руки при письме.

Физкультуру дети очень любят!

На уроке физкультуры.

Для сравнения: в моем предпоследнем наборе было пятнадцать детей, из них девять пришли в школу, уже умея читать, и внеклассное чтение было их любимым уроком. В этом наборе из двадцати пяти ребят в прошлом сентябре с чтением были знакомы только двое, поэтому весь первый год мы учились складывать буквы в слоги и слова, читать, писать сочинения и изложения.

– Сочинения – в первом классе?

– А как же! Ведь уже через четыре года детям предстоит держать экзамен, на котором нужно показать, как они усвоили знания. Поэтому с самого начала мы учимся правильно и грамотно излагать на бумаге свои мысли.

– На ваш профессиональный взгляд, насколько важны хорошие оценки для ребенка, для учителя?

– С одной стороны, от педагогов требуют хорошей успеваемости учащихся, поскольку оценки – это показатель качества образования в конкретной школе. С другой, когда я сама была школьницей, учитель физики Борис Геннадьевич Годунов часто говорил нам: «Мне главное, чтобы вы стали хорошими людьми».

И я с ним полностью согласна. Не всем дана способность к обучению. Может быть, повзрослев, сегодняшние «середнячки» и не самые усердные ученики поймут, какие знания и зачем им необходимы, и наверстают упущенное.

В кругу учеников.

В кругу учеников.

Но если за период становления личности в нее не были заложены базовые понятия о добре, чести, справедливости, не были развиты такие положительные качества, как ответственность, искренность, преданность, упорство в достижении цели, любознательность, со временем, «когда-нибудь потом» приобрести их сложно.

– Татьяна Николаевна, что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Терпения и трудолюбия! Терпение и труд, как говорят в народе, все перетрут. И, конечно, всем учителям Магаданской области – крепкого здоровья, творческих успехов, больше поводов для радости, больше единомышленников в школьных коллективах и понимающих учеников!

Автор статьи: Саша Осенева.

 2016 год.