Активисты регионального отделения ОНФ и представители законодательной и исполнительной власти Магадана объединяют усилия по выравниванию ситуации с городским бюджетом.
16 мая состоялось расширенное заседание рабочей группы «За честную и эффективную экономику» Магаданского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».
Участие в заседании приняли представители городского законодательного собрания, комитета по финансам и контрольной палаты мэрии г. Магадана, прокуратуры.
Повесткой дня стала тема исключительной важности для всех жителей областного центра: финансовое благополучие муниципального образования.
В шаге от дефолта?
Информация, собранная активистами ОНФ в ходе мониторинга по заданию центрального исполкома общественного движения, лидером которого, напомним, является Президент РФ Владимир Путин, высвечивает весьма тревожную картину.
Муниципальный долг Магадана на начало 2016 года составил 1 млрд 732 млн руб. Для сравнения: в 2004-м он равнялся 61 млн руб. То есть, за 11 лет долг города вырос в 28 раз, и тенденция к росту прослеживается до нынешнего дня: 2011 год – 1 млрд 80 млн руб., 2012 – 1 млрд 250 млн, 2013 – 1 млрд 389 млн, 2014 – 1 млрд 570 млн…
Из нынешних 1,732 млрд руб. более 1,5 млрд – это кредиты, взятые в прежние годы в коммерческих банках в среднем под 14,7% годовых. Только в 2016 году на их обслуживание город обязан отдать 215 млн руб. наших с вами налогов.
Стоит отметить, что в совокупности все муниципалитеты Магаданской области шестой год подряд занимают непочетное первое место в рейтингах российских регионов по уровню муниципальной задолженности на душу населения.
По данным Минфина РФ, на начало текущего года на каждого колымчанина помимо 81,6 тыс. руб. регионального госдолга приходится еще по 14,5 тыс. руб. долга муниципалитетов. Без малого 100 тысяч должен каждый из нас, включая младенцев и стариков.
Финансовое положение города осложняет и кредиторская задолженность в размере почти 1 млрд руб. – столько муниципалитет должен предпринимателям по заключенным и исполненным контрактам, ресурсоснабжающим и коммунальным предприятиям, а также Пенсионному фонду (230 млн руб.).
Но самое неприятное даже не в этом, а в том, что по отношению к собственным доходам муниципальный долг Магадана составляет сегодня 93,4%. Согласно Бюджетному кодексу РФ, в случае если муниципальный долг составит 100% от доходов муниципального образования, для него вводится внешнее управление. По сути, это дефолт, неспособность муниципалитета исполнять свои обязательства.
– На сегодняшний день Бюджетный кодекс страны муниципальным образованием «Город Магадан» не нарушен, – сказал председатель контрольной палаты города Сергей Батиевский. – Соотношения основных параметров – размера муниципального долга, бюджетных доходов и расходов – соблюдены. Однако они на пределе. Озабоченность общественности по этому поводу обоснована.
В чем причины возможного финансового краха? И можно ли его избежать?
Инвестировать или проедать?
В числе основных причин закредитованности Магадана, по мнению «фронтовиков», – неграмотное планирование бюджета, слабое администрирование его исполнения прошлых лет. Так, например, в 2005 году неналоговые поступления в городскую казну составили 62% от запланированных, а в 2006-м – всего 25%, а ведь на недостающие объемы дохода были заложены и исполнены соответствующие расходы, которые в итоге увеличили дефицит бюджета. Следствие – все новые кредитные обязательства.
При этом, отмечают активисты ОНФ, подавляющая часть кредитных займов была взята в коммерческих банках, под большие проценты – 10, 15, 22. В этом плане от нас выгодно отличается даже Чукотский автономный округ, занимающий сегодня лидирующее положение среди субъектов федерации по закредитованности (14 млрд руб.), поскольку почти все его кредиты – бюджетные, под 0,1% годовых.
Почему Чукотке были выделены государством заемные средства на таких льготных условиях? Все просто: потому что эти деньги наш сосед вкладывал в развитие своей территории: строил рудники на новых месторождениях, прокладывал к ним дороги. А магаданское руководство брало кредиты, чтобы их проедать.
Ситуацию усугубляет введенный с прошлого года порядок межбюджетных отношений в Магаданской области, согласно которому налоги на прибыль и на имущество организаций в городскую казну больше не поступают, а поступление налога на доходы физических лиц урезано до 30%.
Кроме того, в 2015 году размер субсидий из регионального бюджета для Магадана был снижен на 7%.
Уменьшение доходной части городского бюджета (как я понимаю, в пользу областного) неизбежно влечет за собой неисполнение большого объема полномочий муниципальной власти.
– Мы все прекрасно понимаем, что вины нынешнего мэра Магадана Юрия Федоровича Гришана в этом нет, – отметил руководитель рабочей группы ОНФ Роберт Торосянц. – Такое ему досталось «наследство», и с ним надо что-то делать.
Мэр поставил цель: не брать новые займы и ликвидировать кредиторскую задолженность к 2020 году. Мы полностью поддерживаем его в этом стремлении, но хотели бы понять: с помощью чего, каких инструментов, каких ресурсов эта цель будет достигаться? – обратился он к присутствующим на заседании представителям мэрии и городской Думы.
Аптека нас спасет?
Как пояснил Сергей Батиевский, есть три классических источника погашения дефицита бюджета: увеличение доходов, сокращение расходов, уменьшение задолженности.
По словам руководителя городского комитета по финансам Ольги Климовой, налоговые и неналоговые доходы Магадана в настоящее время увеличиваются. Так, сельскохозяйственный налог в этом году, по предварительным подсчетам, подрастет на 40 млн руб., на 400 тыс. руб. увеличится доход от патентной системы налогообложения.
– Есть еще резервы, но мы их пока не используем, смотрим в динамике, чтобы не допустить искусственного увеличения доходной части. Что касается муниципального долга (1 млрд 732 млн), то в этом году его увеличения мы не планируем, – сказала О.Г. Климова.
Впрочем, не до конца ясным лично у меня остался вопрос, из каких средств будут погашаться долговые обязательства муниципалитета, тем более что его кредиторская задолженность, по признанию Ольги Геннадьевны, продолжает расти. Видимо, перекредитования все же не избежать.
Центральная аптека на площади Горького.
Что решено на данный момент окончательно и бесповоротно, так это продажа «непрофильных активов» муниципалитета – центральной аптеки, на очереди – помещение «Оптики», что на 31-м квартале.
Несмотря на протесты горожан, мэрия вынуждена пойти на этот шаг, пояснила Ольга Климова: средства от продажи аптеки (стартовая цена – 133 млн руб.) пойдут на частичное погашение задолженности перед Пенсионным фондом и на выплату заработной платы муниципальным служащим.
За скобками осталась лирика: недоумение магаданцев, зачем избавляться от учреждения, которое пусть не несло в казну больших доходов, но и не являлось убыточным? Зачем безвозвратно терять муниципальное имущество вместо того чтобы сдать его в аренду? Затем, чтобы в областном центре в итоге появился еще один ювелирный магазин?
Где справедливость?
Депутат Магаданской городской Думы Сергей Смирнов.
Депутат Магаданской городской Думы Сергей Смирнов перечислил первые шаги городской администрации, которые делаются с одобрения и при поддержке народных избранников в направлении сокращения бюджетных расходов.
В их числе: объединение административных аппаратов поселков Сокол и Уптар, упразднение одной должности заместителя мэра, сокращение численности членов городского избиркома, оптимизация штата работников Центральной диспетчерской службы, административно-технической инспекции, МУП «Ритуал». На очереди – другие муниципальные унитарные предприятия, среди которых, возможно, окажется и ГЭЛУД.
– Оптимизацию городских структур будем проводить таким образом, чтобы она никак не повлияла на качество исполнения их работ и услуг, – подчеркнул Сергей Смирнов. – Экономия на этих мероприятиях скажется уже к концу этого года и составит до полумиллиона рублей.
Также депутаты предлагают исполнительной власти по максимуму сократить «праздную составляющую» бюджетных расходов – траты на развлекательные мероприятия, установку скульптур. Без этого мы вполне можем обойтись несколько лет.
Наша принципиальная позиция – не брать больше кредитов на какие-либо нужды, будь то асфальтирование улиц или медиапропаганда своей деятельности; погасить кредиторскую задолженность; свести муниципальный долг к минимальному значению. В этом депутатский корпус нынешнего состава проявляет полное единодушие.
Другой вопрос, что без поддержки регионального бюджета мы поставленную задачу будем решать лет двадцать. На мой взгляд, те, при ком такая ситуация образовалась, и должны изыскать сейчас средства в областном бюджете для ее исправления. Так будет справедливо.
Должно произойти определенное обнуление, чтобы и новый мэр, и его команда, и город в целом могли работать нормально. Данное мнение мы до правительства области и регионального заксобрания донесли.
Сергей Смирнов заверил присутствующих, что работа городских депутатов над бюджетом-2017 будет проводиться самым серьезным образом, и выразил надежду, что в текущем году общими усилиями удастся переломить инерцию прошлых периодов.
Не противники, но партнеры
На это же надеются и активисты ОНФ, которые со своей стороны внесли в муниципалитет и гордуму предложения искать диалога с региональной властью и продолжить детальную инвентаризацию МУПов не только с целью оптимизации численности их работников, но и для того чтобы исключить дублирование функций, и по возможности отдать часть из них на аутсорсинг (передача функций или видов хозяйственной деятельности другим компаниям на договорной основе), что значительно сэкономит городской бюджет.
Также участники Народного фронта проинформировали о своем намерении добиваться от федерального центра безусловной замены коммерческих кредитов бюджетными для муниципальных образований, находящихся так же, как и Магадан, в трудном финансовом положении.
В заключение хотелось бы сказать еще вот о чем. В самом начале заседания между отдельными представителями общественного движения и приглашенными произошла словесная пикировка, как будто за одним столом собрались противники, а не партнеры, объединенные, по сути, одной общей заботой.
И хорошо, что неконструктивность такой тактики сторонами вскоре была правильно оценена и заменена на деловой продуктивный разговор. Пожелание на будущее всем нам: давайте не забывать, что мы – в одной лодке, причем каждый в ней – не пассажир, а гребец. Станем грести в одном, нужном всем направлении – выплывем.
Автор статьи: Саша Осенева.