Бурим-таем-добываем

Драга.

Драга. Комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат.

На дражном участке №179 ООО «Дражник» не смолкает песня чугунных черпаков. Плавучая громада весом 1 200 тонн не спеша, вразвалочку повернулась, всколыхнув под собой мутные, растревоженные черпаковой цепью воды, протянула к берегу трап: поднимайтесь!

Трап на драгу.

Трап на драгу.

На борту знакомимся с Сергеем Чижиком, начальником дражного участка №179 ООО «Дражник», входящего в структуру холдинга «Сусуманзолото». Несмотря на занятость – сезон в разгаре, каждый час дорог! – Сергей Иванович соглашается провести на драге экскурсию. На палубе разговаривать неловко: мешает вой, скрип и скрежет от беспрестанно движущихся механизмов, которые я когда-то, первый раз побывав на драге, назвала про себя «песнью чугунных черпаков».

Ковши подают породу на промывку.

Ковши подают породу на промывку.

Во внутренних помещениях «песня» меняет ритм («солируют» другие механизмы), сливается в один мощный гул. Общаться можно только крича на ухо. Или жестами.

– Это нижний уровень, он уже под водой, – удается расслышать объяснение С.И. Чижика, указывающего на открытый люк. – Спускаешься – и как в аквариуме.

Темно там и жутковато, спускаться не хочется. Да и не надо нам туда. Идем к крутому узкому трапу, ведущему на верхние уровни. Под ногами вибрирует железо. «Берегите головы, не ударьтесь!» – жестом предупреждает провожатый.

Сергей Чижик.

Сергей Чижик.

На одном из переходов Сергей Иванович останавливается, чтобы опять пояснить:

– Здесь, в дражной бочке (большая крутящаяся штука за заградительной сеткой. – Прим. авт.), происходит улавливание золотосодержащего концентрата. В бочку подается грунт, который драга черпает со дна водоема, просеивается, золото оседает и уходит в приемное отделение, а отмытая порода – по транспортеру в отвал.

На завершающей стадии процесса, как я поняла, концентрат попадает в шлюзовые комплексы, откуда его съемщики (преимущественно женщины) собирают в металлические контейнеры, которые затем опечатываются и отвозятся на шлихообогатительную фабрику. Разумеется, под бдительным контролем службы безопасности. О том, как много на драге шлюзов и насколько сбор шлихов – трудоемкий процесс, можно судить по тому, что съемщицы работают здесь с 9 до 17 часов, наполняя 8 тяжеленных контейнеров!

Дмитрий Карнаух.

Дмитрий Карнаух.

Наверху, в драгерке, мы выдохнули с облегчением: здесь по крайней мере можно говорить. Но не стали, чтобы не отвлекать от работы драгера Дмитрия Карнауха, сидящего за пультом управления. Перебрались на смотровую площадку.

Сброс отработанной породы.

Сброс отработанной породы.

Позади плавучей фабрики – барханы пустой, отработанной породы, перед ней простирается полигон с золотоносными песками. Узкую кромку над котлованом утюжит бульдозер – снимает лишнее. А за ним…

– Что это? – спрашиваем начальника, показывая на ровную площадку с торчащими из земли металлическими штырями, к которым подведены шланги. Местами из шлангов, целясь в хмурое небо, бьют водяные фонтанчики.

– Это участок гидрооттайки. Дело в том, что наша драга работает на полигонах с многолетней мерзлотой, где практически нет таликовых зон. Без специальной подготовки ни драга, ни шагающий экскаватор такие пески не возьмет. Поэтому мы сначала подготавливаем полигон, для этого используем метод так называемой игловой гидрооттайки: бурильным станком трубы-«иглы» забуриваем в грунт на глубину около десяти метров и подаем в них воду, под действием которой порода оттаивает.

Участок гидрооттайки.

Участок гидрооттайки.

Процесс нескорый, – продолжает С.И. Чижик. – На одном месте «иглы» стоят 25-30 дней. Потом их отключаем от воды, извлекаем и переносим на следующий участок полигона, а оттаявшую горную массу после доводки бульдозером начинает перерабатывать драга. И так весь сезон: бурим – таем – добываем.

Обработка котлована.

Обработка котлована.

– Для вас сезон, как и для всех колымских драгеров, начинается в апреле?

– Нет, в середине мая – раньше гидрооттайка не позволяет. В наших климатических условиях ее время – всего лишь три месяца и десять дней, максимум до 5 сентября. И за этот период мы должны оттаять от 800 тысяч до 1 миллиона кубометров грунта, для того чтобы драга могла безостановочно отработать сезон и добыть 140-160 кг золота – таков наш план, – говорит Сергей Иванович.

Ковши драги.

Ковши драги.

Бесконечной вереницей (какой конец у замкнутой в кольцо цепи!) из воды выныривают черпаки с песками, в которых прячутся золотинки, и, на ходу стряхивая с себя мутные капли, исчезают в дражных недрах.  Один черпак – 250 литров. 32 черпака в минуту… За сутки драга «переваривает» в среднем 5,5-6 тысяч куб. м грунта, за сезон проходит расстояние до полутора километров. Кстати, передвигается она, как объяснили драгеры, с помощью канатов носовых лебедок и механических свай.

На Колыме первая драга (американского происхождения) появилась в 1949 году. Таким образом, нынче дражный флот Магаданской области, находящийся преимущественно в ОАО «Сусуманзолото», отмечает 65-летний юбилей.

Между прочим, та самая, первая, под номером 170, трудится по сей день! Век драги долог, если на ней работать бережно и с умом. 179-ая была выпущена орденоносным Иркутским заводом тяжелого машиностроения им. В.В. Куйбышева в 1956 году, тогда же она прибыла на Колыму. А по виду не скажешь, что ей уже 58.

Съемка закончилась.

Съемка закончилась.

– В прошлом году мы ее отремонтировали. – С.И. Чижик ласково похлопал ладонью по покрашенным перилам (или как там они у флотских называются?). – Полностью поменяли обшивку внутри и снаружи, заново утеплили, покрасили – и драга раздышалась!

– Это правда, что у каждой драги свой характер?

– Правда. Своя история, свой характер. Со временем, поработав на ней, начинаешь ее понимать, узнавать по «голосу» – они ведь и «разговаривают» каждая на свой лад. Мы относимся к драге как к живому человеку.

Драгерский стаж Сергея Ивановича – 34 года. Он знает, о чем говорит.

– Особенно она красива осенью, когда стемнеет, – мечтательно улыбнулся С.И. Чижик. – Прожектора горят, по воде блики плывут. Раз – в темноте появляется желтый прямоугольник. Значит, кто-то дверь открыл, вышел на палубу…

– Как вы считаете, у дражного способа золотодобычи в области есть перспектива?

Бульдозер подготавливает породу для промывки.

Бульдозер подготавливает породу для промывки.

– Раньше добывать золото драгами было дешевле, чем промприборами. Особенностей сегодняшней экономики я не знаю, однако на больших таликовых зонах драгоценный металл ничем иным кроме драги взять невозможно. Поскрипим еще!

Автор статьи: Саша Осенева.

Фото автора.

Автор благодарит за организационную помощь директора ООО «Дражник» В.А. Полякова, главу Сусуманского района А.М. Куршева, главу пос. Холодный В.С. Чижика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *