Путешествие по Колымской трассе: ЭТО ПРОТРЯСАЮЩЕ!

Сусуманский район.Сусуманский район.

Нас зажали в тиски
Бриллиантовые дороги.
«Наутилус Помпилиус»

Сила междометий

«Ошеломление» – пожалуй, наиболее подходящее слово для описания состояния Марата и Ольги, молодой магаданской пары с двумя детьми, поехавшей в отпуск на «материк» на машине. Ошеломление и усталость на пределе человеческих сил.

Встретили мы этих ребят в середине августа во дворе гостиницы в Нижнем Бестяхе (Якутия), когда уже возвращались домой. Как не разговориться землякам! Тем более что Марат и Ольга отважились ехать в отпуск на колесах впервые, только что преодолели последние километры федеральной автодороги «Колыма» и были переполнены впечатлениями. Отнюдь не восторженными.

Да, на нашей трассе есть места невероятной красоты, но не они поразили воображение путешественников-новичков, и даже не сложность дороги (на большинстве участков ФАД «Колыма» имеет пятую, наивысшую категорию сложности), а ее эксплуатационное состояние.

Влетаем в пыль кромешную. Где-то впереди - поворот.Влетаем в пыль кромешную. Где-то впереди – поворот.

Немилосердная тряска на бесчисленных ямах, продырявленные острым скальником шины, потеря видимости в пылевых облаках, опасный юз на грязи, страх не успеть на паром и застрять на переправе через Алдан – всего этого они хлебнули сполна, преодолев две тысячи километров за четверо суток. Не удивительно, что у супругов после пережитого подрагивали руки и коленки, а из слов самыми нейтральными оказались междометия. Ребят, детей особенно, было искренне жаль.

«Ну, мы-то люди бывалые, не первый раз в отпуск своим ходом, нас Колымская трасса уже ничем не запугает, не удивит», – думали мы, готовясь с утра пораньше продолжить путь в Магадан.

Забегая вперед: думать так было самонадеянно. Ларец с сюрпризами главной транспортной артерии Магаданской области, кажется, бездонный.

«Внимание: воздух!»

В июле, когда мы уезжали из области, магаданский участок ФАД «Колыма» был привычно паршивым, за исключением территории, обслуживаемой аткинскими дорожниками – они грейдеровку после весенней распутицы явно проводили.

Но даже запущенная дорога в Ягоднинском и Сусуманском районах выигрывала на фоне якутской стороны федералки. Контраст стал ощутим сразу за мостом через пограничную реку Делянкир.

Перед поселком Артык у машины снизу оторвало броню: прошли сильные дожди, дорогу размесило, повылазили острые камни. Эти же дожди сыграли скверную шутку на скальных прижимах реки Нера – там начался камнепад.

Прижим р. Нера. Во время дождей здесь размывает дорогу, а сверху падают камни.Прижим р. Нера. Во время дождей здесь размывает дорогу, а сверху падают камни.

Дорогу «бомбило» настолько плотно, что иногда приходилось останавливаться и с риском самим получить камнем «по кумполу» руками расчищать проезд, убирая наиболее крупные скальные обломки. При этом ни дорожников поблизости, ни хотя бы знака, предупреждающего водителей об опасности.

Где-то на этом участке, а может, дальше, на вечно «черновой» отсыпке Заячьей петли или на подступах к реке Алдан, где дорогу не мудрствуя «протоптали» по крупной речной гальке, мы все же не убереглись и пробили топливный бак, о чем узнали позже. Устранение повреждения – отдельная эпопея, из которой следует неутешительный вывод о зачаточной стадии развития придорожного сервиса в наших палестинах.

Замок на песке

Якутская половина «Колымы» восхитила невиданным доселе способом укладки асфальта – прямо на укатанный катками и политый гудроном песок (участок между Нижним Бестяхом и Чурапчей).

Укладка асфальта на песке. Н. Бестях.Укладка асфальта на песке. Н. Бестях.

На недавнем совещании в региональном минтрансе представитель ФКУ УПРДОР «Вилюй» (структуры Росавтодора, управляющей ФАД «Колыма») пояснил, что «песчаная инновация» вынужденная и вызвана отсутствием в Центральной Якутии месторождений строительного камня, из которого можно было бы делать щебень, обязательный при дорожном строительстве по всем ГОСТам и техусловиям.

Если везти щебень за 600 км, дорога по стоимости станет золотой, сказал представитель «Вилюя», добавив, что подрядчик для прочности дорожной «подушки» подмешивает в песок цемент.

Укладка асфальта на песке. Н. Бестях. Обочину размыло первым же дождем.Укладка асфальта на песке. Н. Бестях. Обочину размыло первым же дождем.

Эффективность такого решения мы видели на только что закатанном в асфальт участке: обочину размыло несильным дождиком, прошедшим накануне. Песок с насыпи ручьем стек вниз, образовав овражек. Пройдет следующий дождь – овражек расширится. Под слоем асфальта образуется пустота. Что будет дальше, объяснять не надо.

Такой капитальный ремонт, как я понимаю, через год-два добавит пользователям автодороги десятки километров аварийно-опасных участков, а бюджету страны принесет сотни миллионов рублей убытка, и станет «Колыма» уже не золотой – брильянтовой.

Не обманешь – не поедут

По нашим наблюдениям, состояние ФАД «Колыма» на территории соседнего региона тем хуже, чем ближе к границе с Магаданской областью. Наиболее явно это ощущается после поселка Усть-Нера (Оймяконский район), несмотря на то, что дальше есть как минимум еще два живых населенных пункта республики – Артык и Делянкир. Сложилось впечатление, что эта часть федералки местным просто не интересна.

Может быть, это и не так, однако увидеть за Усть-Нерой большегруз не с номером 49-го региона – редчайший случай. Ни к нам грузы из ЦРС машинами не везут, ни от нас, хотя по другой якутской федералке – «Лене» движение очень оживленное. Номера каких только российских регионов не встретишь!

Причина, как мы поняли из разговоров с дальнобойщиками, не в отсутствии заказов на грузоперевозки в Магадан – из Магадана, а в отсутствии нормальной дороги. Знающие обстановку профессионалы благоразумно отказываются соваться на непредсказуемую «Колыму». Суются либо неосведомленные, либо безбашенные искатели приключений. Либо обманутые заказчиком.

В Теплом Ключе к нам на заправке подошли водители трех огромных «крокодилов» с полуприцепами. Расспрашивали, как им половчее добраться до Омчака. О том, что удобная для этого Тенькинская трасса из-за паводка закрыта для движения, получатель груза им, оказывается, не сказал.

Единственная возможность добраться до пункта назначения по «центру» через Палатку, дав кругаля в несколько сотен километров, дальнобойщиков сильно расстроила. «Еще минимум три дня пути! – в сердцах выматерились мужики. – Знали бы, ни за что не согласились. За это время успели бы два рейса по другим регионам сделать, больше бы заработали и меньше потратились на топливо и ремонты».

Попали они, это точно. С другой стороны, и заказчика можно понять: скажи он про закрытую Теньку и объезд, перевозчика по сей день бы искал. А груз, наверное, срочный – сезон заканчивается, зима близко…

Обманывать, конечно, не дело. А как должна развиваться экономика области в условиях тотального бездорожья?

«Дорога кончилась»

В конце августа 2017 года вся магаданская сторона «Колымы» была в полном порядке – дорожники подготовили трассу к зиме на совесть. Основательно протрясенные в Якутии, в своем регионе мы ехали в удовольствие. Звонили в минтранс, благодарили подрядчиков. Тогда же наше издание публиковало благодарности дорожникам от других пользователей трассы.

Ягоднинский район.Ягоднинский район.

Рассчитывали, что так же будет и сейчас. А нам – сюрпризы из ларца. Нет, мы читали в новостях, что паводок дома случился, мост на Нехае снесло и все такое. Но к ТАКОЙ дороге точно не были готовы. Я вообще не припомню сусуманский и ягоднинский участки в подобном упадке.

Ямы, ямы, ямы. Полуметровые провалы на всю ширину дорожного полотна: не притормозишь – приложишься головой о потолок машины, даже если едешь со скоростью 50 км/ч. А как притормозишь, если не знаешь о существовании этих повреждений и нет предупреждающих знаков?? Что косвенно подтверждает догадку: дорожники на данных участках – гости редкие.

Сусуманский район. Асфальт в районе Холодного.Сусуманский район. Асфальт в районе Холодного.

Постмодерновый асфальт в районе Холодного, положенный всего-то года четыре назад, стал уже не просто бесячим, а реально опасным для пользователей.

Знают ли его «творцы», как о нем говорят местные жители? Цитирую: «Ну вот, дорога кончилась, начался асфальт» – и с глубоким чувством желают, чтобы дорога в персональный ад для неумелых и ленивых дорожников выглядела именно так.

Сусуманский район. Объезд 4 км.Сусуманский район. Объезд 4 км.

Перед Сусуманом – объезд в четыре (!) километра по «барханам» отработанных золотопромышленниками полигонов. То еще удовольствие. Устраняются ли на этом участке последствия разгула стихии, с объезда не видно, но в том, что на месте смытого паводком моста через реку Нехай работы не ведутся, мы убедились. В целом на территории Сусуманского и Ягоднинского районов увидели дорожную технику лишь в двух местах, причем в одном грейдеры ехали с поднятыми отвалами.

И опять россыпи ям и колдобин, на которых душу вытрясает. Что душа! Высоколегированная инструментальная сталь не выдерживает: у нашей машины лопнула пружина заднего амортизатора.

Перестало трясти (и мы перестали трястись за транспортное средство и собственные позвоночники) только в Хасынском районе, в зоне ответственности Аткинской дорожной компании. Ее работникам за достойное содержание трассы – большое человеческое спасибо.

Но довольно эмоций, пора делать из увиденного и прочувствованного вывод.

Другого нет у нас пути

Работы по содержанию федеральной автодороги «Колыма» подрядными организациями, за исключением одной компании, по состоянию на первую половину июля и вторую декаду августа проводились некачественно либо не проводились вовсе.

Гребни после грейдеровки.Гребни после грейдеровки.

Дело здесь, думается, не столько в недостаточном финансировании работ по содержанию (по одним сведениям, 47, по другим – 68 процентов от норматива на 2019 год), сколько в отсутствии постоянного контроля со стороны ФКУ УПРДОР «Вилюй».

Оно и понятно: штаб управляющей структуры размещается в Якутске. Не наездишься. До начала прошлого года с контролем было проще: за трассу отвечал УПРДОР «Колыма», который размещался ближе к нам – в Теплом Ключе и имел филиал в Магадане.

В 2018-м Росавтодор провел реорганизацию, в результате которой осталось одно управление («Вилюй») на две федеральные дороги – «Вилюй» и «Колыма», и пользователи «Колымы» это ощутили сразу.

Участок ФАД Колыма после реконструкции. Оймяконский район.Участок ФАД Колыма после реконструкции. Оймяконский район.

Ведь кроме организационной стороны вопроса изменения претерпела и финансовая: теперь все федеральные средства, выделяемые на ремонты и содержание обеих трасс, сосредоточены в одних руках, распределяются между федералками самим руководством УПРДОР «Вилюй». Последнее путешествие мне подсказывает, что «Колыме» достаются далеко не лучшие куски общего пирога.

В результате страдает и население, и экономика Магаданской области. Не все люди со средним достатком (а это подавляющее число работающих колымчан) могут позволить себе купить для выезда в отпуск авиабилеты на семью из трех-четырех человек. Для этого надо потратить все отпускные. А на что отдыхать?

Черный прижим.Черный прижим.

Поэтому с каждым годом все больше тех, кто отправляется к местам проведения отпуска на своих машинах, и это была бы прекрасная альтернатива зарвавшимся авиакомпаниям, если бы ФАД «Колыма» находилась в нормативном состоянии.

Уровень качества и безопасности не позволяет свободно перемещаться по Р-504 не только легковому, но и грузовому транспорту, что значительно затрудняет развитие производства в районах области. Итог: нет производства – нет рабочих мест – нет перспектив – загибается «социалка» – население стремится покинуть депрессивную территорию.

Слышала, что на недавних празднествах в Якутии по случаю запуска первого пассажирского поезда по железной дороге из Томмота до Нижнего Бестяха среди митингующих звучали бравые лозунги: «Теперь – на Магадан!». В смысле – тянуть «железку».

Хорошо бы, но – очень вряд ли. Не в этой жизни. Изучала тему, готовила по ней публикации и понимаю, что на данном этапе это полная утопия. Здесь нас слишком мало для столь грандиозного строительства, которое в свое время не потянул сам Союз.

«Колыме» нужен магаданский оператор!

Таким образом, автомобильная дорога, соединяющая Колыму с «большой землей», – наш единственный вариант, наш ключ к победе. Если мы хотим удержаться, удержать территорию, нам необходимо доводить Колымскую трассу до ума.

Сусуманский район.Сусуманский район.

Получится ли это с УПРДОР «Вилюй», у которого, на мой взгляд, другие приоритеты? Не уверена. Лучше всего дорожная ситуация на ФАД «Колыма», по крайней мере, в пределах границ Магаданской области, контролировалась, когда у нас был свой оператор – УПРДОР «Магадан».

К огромному сожалению, пять лет назад, в 2014-м, в связи с началом строительства моста через Керченский пролив Федеральным дорожным агентством было принято решение о переносе УПРДОРа «Магадан» в Анапу с последующим переименованием в УПРДОР «Тамань». Осиротела с тех пор трасса, и мы вместе с ней.

Меж тем, у соседнего региона в оперативном управлении целых три федералки – «Вилюй», «Лена» и «Колыма». Большая ответственность! Магаданская область могла бы ее разделить, взяв на себя заботу о «Колыме», обо всех ее двух тысячах километров. Есть у нас для этого и специалисты, и опыт работы, а главное – желание и насущная потребность иметь надежное и безопасное наземное сообщение с внешним миром.

Я – за возрождение УПРДОР «Колыма» с дислокацией в Магадане и расширением функционала на всю федеральную автодорогу Р-504. А вы?

Автор статьи: Саша ОСЕНЕВА.
Фото автора
«КТ» №36

Сентябрь 2019 года.

Путешествие по Колымской трассе: ЭТО ПРОТРЯСАЮЩЕ!: 2 комментария

  1. Север это то немногое, что осталось у нас, где еще сохранились настоящие и искренние человеческие отношения……
    Транспортное сообщение это отдельная история, дорога жизни, маршрут максимальной сложности, каких названий только нет, а путь один. Для кого-то это испытание, для кого-то путешествие и экстрим, а для кого-то это привычная работа водителя,на привычном пределе….

  2. Полностью поддерживаю автора статьи! Я тоже – ЗА возрождение УПРДОР «Колыма» с дислокацией в Магадане, как это было ранее. Надо брать всю федеральную автодорогу Р-504 «Колыма», все 2026 км в свои руки, пока ещё можно что-то реанимировать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *