Нерешаемых вопросов не бывает

4

Министр образования и молодежной политики Магаданской области – о задачах и перспективах развития образования на Колыме.

В конце декабря минувшего года в Москве состоялось заседание Президиума Госсовета РФ по вопросам школьного образования. На таком представительном уровне проблемы пятнадцати миллионов российских учеников и их родителей обсуждали почти десять лет назад.

Проблем за это время накопилось немало, как общих для всей страны, так и специфических региональных.

Мы выделили наиболее актуальные вопросы, которые прозвучали на заседании Госсовета, объединили с вопросами, волнующими сегодня колымчан, и задали их министру образования и молодежной политики Магаданской области Анжеле Шурхно.

– Анжела Владимировна, глава государства поставил перед страной амбициозную цель: сделать российскую школу одной из лучших в мире. Как вы считаете, насколько она достижима на нашей территории? Какие задачи для этого необходимо решить власти субъекта в первую очередь?

– Сфера образования – очень гибкая система, и в то же время консервативная. Меняются времена, меняются люди, появляются новые требования к педагогам, к содержанию образовательных программ, качеству образования. Но больше всего требований сегодня предъявляется к условиям, в которых проходит образовательный процесс.

Мы понимаем свою задачу: сделать нашу школу максимально приближенной к современным условиям для получения качественного и доступного образования, и планомерно движемся в этом направлении.

В нашем регионе есть все необходимые предпосылки для того чтобы образовательные организации были оснащены современным оборудованием, новой универсальной мебелью, содержательными учебниками и литературой. Чтобы заинтересованный педагог вел ученика к достижениям и успехам. Все большее количество школ региона уже имеют современный облик и соответствуют стандартам качественного образования. Это отметил во время посещения школ города губернатор области Владимир Петрович Печеный.

В настоящее время все школы оснащены интерактивным оборудованием, во всех есть свободный доступ к Интернету – без этих условий проведение итоговой аттестации, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) было бы невозможно.

Используя доступный нам ресурс, мы без сбоев печатаем КИМы прямо в аудиториях, передаем в центр экзаменационные материалы, имеем обратную связь с районами, можем в онлайн-режиме наблюдать прохождение экзаменов в 87 процентах аудиторий, расположенных на территории области.

На организацию государственной итоговой аттестации из регионального бюджета выделяются большие средства. В 2015 году на эти цели было отведено 8,9 млн руб., в 2016-м – 14,5 млн.

Также за счет финансирования из областного бюджета все школы обеспечены бесплатными учебниками. Родителям нужно покупать только рабочие тетради, которые не входят в перечень учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Качественной организации образовательного процесса способствует и решение вопросов безопасности школьников: оснащение учреждений системами видеонаблюдения, «тревожными кнопками», проведение мероприятий по противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Только в отдельных организациях все еще продолжается работа по обустройству ограждений пришкольных территорий.

Таким образом, сегодня мы максимально приблизились к тому, чтобы учащиеся школ чувствовали себя комфортно, а это и есть главный критерий соответствия образовательного учреждения требованию времени. Поставленная президентом задача для нашего региона, считаю, выполнима.

– Бытует устойчивое мнение: лучшей системы школьного образования, чем советская, не существовало. Возможно, есть резон перенять нашей новой школе все положительное, что было в прежней?

– Некоторые образовательные элементы советского классического образования уже возвращаются. Например, написание сочинения как форма допуска к ЕГЭ, или Всероссийские контрольные. В прошлом году в начальных классах мы организовали проверку техники чтения – помните, как это было раньше?

1

Провели областные контрольные работы по истории Отечества. От исторического образования тянутся нити к крайне серьезным сферам. Мы говорим о патриотизме, о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а эти основы закладываются как раз знаниями традиций, корней своего народа.

Любить и уважать Родину можно только тогда, когда ты хорошо представляешь путь ее развития и историческое предназначение. Поэтому роль учителя истории, содержание его урока сегодня, наверное, является определяющим.

– Мне кажется, что в этом вопросе не менее важная роль принадлежит русскому языку.

– Бесспорно, и именно по этой причине в текущем году в России должна быть утверждена концепция преподавания русского языка.

Огромное внимание сейчас уделяется воспитанию нового поколения россиян вообще. По поручению правительства области наше министерство совместно с другими заинтересованными ведомствами приступило к разработке Стратегии развития воспитания юных колымчан, с учетом специфики региона, интересов проживающих на его территории коренных малочисленных народов Севера.

– Преподавание в школе родного для северных народов языка в стратегии предусматривается?

– Мы поддерживаем инициативу депутатов Магаданской областной Думы по принятию закона о родных языках. Этническую общность, самобытность, национальную идентичность невозможно сохранять без глубинных знаний родного языка.

С другой стороны, сегодня остро стоит вопрос кадрового обеспечения реализации основных статей закона. В области всего пять педагогов, преподающих родной язык на профессиональной основе, к сожалению, нет на Колыме учреждения, которое готовило бы таких специалистов.

Готовность к рассмотрению возможности решать эту проблему высказана руководством СВГУ, который имеет большой опыт подготовки специалистов. Сейчас решаем вопрос, рассматриваем варианты.

– Ваше отношение к обязательному изучению в школе второго иностранного языка?

– Неоднозначное. Введение в школьную программу второго иностранного неизбежно повлечет за собой корректировку образовательных программ . Во-вторых, сразу возникает проблема поиска и подготовки педагогов, которые будут вести второй иностранный язык.
Но задача поставлена, а значит, будет выполнена.

– В центральных средствах массовой информации обсуждалась информация о сокращении в 2016 году федерального финансирования социальной сферы, в том числе образовательной. Что вы можете сказать о запланированных расходах регионального образования?

– По государственной программе развития образования Магаданской области наши расходы в 2015 году составили более 7 млрд руб. В этом году уровень финансового обеспечения не снижен. Более того, на некоторые статьи расходов (как, например, на проведение ГИА) он стал даже выше, в целом в пределах десяти процентов.

В полном объеме деньги выделяются на летнюю оздоровительную кампанию, на нормативное финансирование учреждений, на реализацию всех наших одиннадцати подпрограмм, действующих в рамках Государственной программы «Развитие образования в Магаданской области».

– Стоит ли надеяться колымским педагогам на повышение оплаты труда?

– Оплата труда остается на уровне прошлого года, повышение пока не планируется. Наша задача – удержать этот уровень, не допустить ухудшения материального положения учителей, воспитателей.

Должна отметить, что по размеру заработной платы педагогов мы опережаем утвержденную «дорожную карту» на три процента. По предварительным данным, средняя заработная плата педагогических работников в 2015 году составила 61,6 тыс. руб., а школьных учителей – 64,6 тыс. руб.

– Это то, что учитель получает «на руки» на ставку?

– Нет, конечно. Сумма включает в себя все доходы учителя, все выплаты, в том числе льготы, стимулирование, премии, компенсации по оплате коммунальных услуг. Такой расчет – не наша инициатива, так принято считать средний заработок по всей России.

Добавлю, что за последнее время у нас значительно снизился коэффициент совмещения. Мало кто из учителей сегодня работает на две ставки, разве что в малокомплектных школах отдаленных поселков и национальных сел.

Одна из причин снижения коэффициента совмещения – кадровое пополнение. Вакансий в городских школах нет! Пришло много молодых педагогов – энергичных, инициативных, современных, и это, признаться, вселяет большие надежды.

Безусловно, нам очень хотелось бы, чтобы зарплата учителя его полностью удовлетворяла. Значимость труда педагога для государства, общества трудно переоценить. Сложно представить себе меру его моральной ответственности за будущее страны, и эта мера по справедливости должна отражаться на размере его заработка.

– Допускается ли вероятность в ближней и среднесрочной перспективе реорганизации, сокращения, слияния образовательных учреждений области?

– У нас, наоборот, другая задача: ликвидировать двухсменную систему в школах, очередность в детские сады. Поэтому в планах – введение новых мест в общеобразовательных организациях за счет строительства трех новых объектов, а также пристрой, реконструкция действующих учреждений, сохранение системы дополнительного образования.

31 декабря 2015 года была принята подпрограмма «Содействие созданию в Магаданской области новых мест в образовательных организациях». В ней до 2020 года распланированы все необходимые мероприятия, благодаря которым будет снижена нагрузка на школы, введены в действие новые учебные места.

Как вы знаете, три магаданские школы уже в этом учебном году сумели перейти на односменную систему обучения, причем без всякого капитального строительства и особых затрат, просто за счет ремонтов, оптимизации расписания, использования собственных резервов и ресурсов учреждений дополнительного образования, потенциала актовых и спортивных залов, цокольных помещений, привлечения новых педагогов. Ставим в пример передовой опыт коллег!

Значительные средства выделяются на ремонты и материальную поддержку сельских школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования. Губернатором Магаданской области перед нами поставлена задача – сохранить все образовательные учреждения области, а их у нас 168, в том числе 61 школа и 51 детский сад. Так что никакого свертывания, реструктуризации, оптимизации и тому подобного не предвидится.

– Вы упомянули о строительстве трех школ. Где они будут строиться, когда и на какие средства?

– Новая школа будет возведена в Магадане, а в поселках Снежный и Омчак – комбинированные школы-детские сады. Под эти объекты в области принята программа, которая, надеемся, в следующем году станет частью федеральной целевой программы строительства школ. По заверению министра образования и науки РФ, в нее войдут все субъекты федерации.

Пока начали сами. Проект строительства школы-детского сада в Омчаке на 125 мест уже находится на госэкспертизе, готово архитектурное решение для комбинированного образовательного учреждения в Снежном на 200 мест.

В настоящее время рассматриваются различные варианты по строительству школы в Магадане. В течение февраля надеемся, что определимся с проектом, местом возведения, а также с выбором инвестора.

– На Госсовете президент особое внимание уделил необходимости снижения административной и «бумажной» нагрузки на педагогов…

– Это действительно очень чувствительный момент. Школы задыхаются от различного рода отчетности, мониторингов, согласований, ответов на запросы.

110

Региональное министерство, насколько в его силах, пытается облегчить жизнь школ. Взяло на себя всю нагрузку по отчетности, связанной с государственной итоговой аттестацией, мониторинг всех сочинений, областных контрольных работ.

Тем не менее, проблема остается, и решаться она должна, по нашему представлению, не «снизу», на местах, а «сверху», из федерального центра.

– С 1 сентября 2016 года в российских школах начнет действовать образовательный стандарт по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Будет ли готова к этому Магаданская область?

– Мы очень к этому стремимся, хотя быстро обеспечить доступную среду в полном объеме во всех учреждениях образования, согласитесь, невозможно.

На сегодняшний день в этом плане сделано немало: проведена паспортизация всех учреждений, педагогические коллективы поучаствовали в семинарах, по каждому объекту расписаны конкретные мероприятия.

Добавлю, что уже сейчас часть наших детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в коррекционных, а в обычных общеобразовательных школах – там, где позволяют условия.

– Почему на фоне закрепленного Конституцией РФ права россиян на бесплатное среднее образование в некоторых магаданских школах на протяжении долгого времени сохраняется приоритетность платных услуг?

– Платные услуги школа предоставляет в соответствии со своим Уставом и только в качестве дополнения к основной учебной программе. Целевое расходование собираемых средств контролирует попечительский совет или совет наблюдателей, в которые входят представители общественности, родители.

Кроме того, о финансовой деятельности любого образовательного учреждения области можно узнать на его сайте. Вся информация открыта и общедоступна. К слову, в открытом доступе находятся и принимаемые нашим министерством нормативные акты и информация о мероприятиях, в которых участвуют работники сферы образования, а это все или почти все значимые события, происходящие в области.

– Считаете ли вы нормой ситуацию, когда многие родители вынуждены нанимать своим детям репетиторов по школьным предметам, и не только для того, чтобы получить на экзаменах высокие баллы, но и все чаще для того, чтобы ребенок в принципе мог преодолеть минимальный порог?

– Ситуация абсолютно неправильная, я отношусь к ней крайне отрицательно. Надо признать, что репетиторство приобретает в России, в том числе Магаданской области, устойчивые формы.

photo

Ответственность за это несут не только педагоги, но и сами родители, которые порой искусственно накаляют, драматизируют события, связанные с государственной итоговой аттестацией.

Между тем, даже ученик с весьма средними способностями при должном усердии на школьных уроках и при подготовке домашних заданий (под родительским контролем!) способен освоить учебную программу и сдать экзамены без дополнительных занятий у репетитора.

Классы сегодня в соответствии с санитарными нормами и правилами не переполнены, у учителя есть возможность поработать на уроке с каждым ребенком. Кроме того, все наши школы занимаются с выпускниками дополнительно.

Согласна, зачастую учитель рекомендует кому-то заниматься дополнительно вне школы, но это вовсе не означает, что непременно должны быть ежедневные занятия с репетитором, изматывающие ребенка и наносящие ощутимый удар по семейному бюджету.

Теперь, когда институт репетиторства сформировался и люди принимают его как данность, сломать положение очень трудно, даже несмотря на то, что смягчаются экзаменационные задания, корректируется содержание КИМов, нет жесткой установки: «Не сдашь ЕГЭ – аттестат не получишь и никуда не поступишь».

Есть различные варианты государственной итоговой аттестации для ребят с ограниченными возможностями здоровья или, допустим, подверженных сильному волнению в ответственные моменты.

Мы ведь не зря рекомендуем родителям: вовремя обратите внимание на своего ребенка: если он талантлив, способен, обладает необходимыми знаниями, но не может контролировать свое эмоциональное состояние и из-за этого ошибается в ответах, проконсультируйтесь со специалистами медико-педагогической комиссии! Вам предложат коррекционные мероприятия или при обоснованности дадут заключение о том, что ребенку лучше сдать экзамен в традиционной форме – сегодня есть и такая возможность.

– Значит, вы считаете, что наши педагоги способны дать необходимый объем знаний ребенку на уроке, вся загвоздка – в нерадивости ученика и панических настроениях родителей?

– Нам сегодня есть чем гордиться, есть что восхвалять и есть у кого учиться, но честно сказать, вызывает серьезную обеспокоенность уровень математического образования в школах. Он низкий, что подтверждается результатами сдачи экзамена по математике в девятых и одиннадцатых классах в последние годы.

В 2015-м с ОГЭ по математике со всеми пересдачами не справились 23 ребенка. В общем числе выпускников это небольшой процент, ниже, чем по другим субъектам федерации, причем Магаданская область – едва ли не единственный регион, который на время пересдачи не стал снижать минимальный порог.

fzcfhxf9jd8

Вместо этого мы вместе с директорами школ и педагогами провели интенсивную подготовительную работу с ребятами, не справившимися с заданием с первого раза (первоначально их было больше трети). В результате большая часть учеников успешно сдали экзамен повторно. Магадан даже отметили за качественную работу над ошибками.

Работа по исправлению ситуации в математическом образовании продолжается. Мы проводим в школах срезы знаний, независимую оценку качества образования, расширили круг предложений педагогам по переподготовке. Магаданский институт повышения квалификации разработал и успешно внедряет целые модули по переподготовке учителей математики в соответствии с ФГОС.

– Двадцать три девятиклассника, не сдавшие ОГЭ. Где они сейчас? Как сложилась их судьба?

– Кто-то остался в девятом классе на второй год, кто-то ушел в вечернюю школу, а большинство ребят учатся в наших учреждениях среднего профессионального образования. Специально для них в строительно-техническом и технологическом лицеях мы создали группы по овладению азами таких специальностей, как столяр, плотник, швея, модистка головных уборов.

Диплома о профессиональном образовании они, конечно, еще не получат, но год не потеряют. Кроме того, в группах они получают и знания общей образовательной программы. По окончании учебного года они опять сдают ОГЭ и далее вольны поступать, как сочтут нужным: остаться в СПО или продолжить обучение в десятом классе.

Подчеркну: ни один ребенок, не сдавший экзамен в девятом классе, не брошен на произвол судьбы. С каждым проведена комплексная работа, для каждого разработан индивидуальный маршрут, каждому оказывается всесторонняя помощь и сопровождение.

– Анжела Владимировна, располагаете ли вы статистикой поступления наших выпускников в высшие учебные заведения страны?

– По последним данным, в вузы поступает 56 процентов выпускников колымских школ. Это довольно много, хотя по сравнению с предыдущим годами процент снижен в силу того, что ужесточились требования к абитуриентам.

Во-вторых, на должный уровень выходит среднее профессиональное образование. Это уже не ПТУ. На выпуске мы получаем дипломированных специалистов конкретной отрасли, значительная часть которых продолжает затем профессиональное обучение в вузах.

Путь немного длиннее, зато надежнее, с большим запасом прочности, и многие начинают это понимать. Число выпускников школ, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, растет год от года. В 2015-м мы полностью выполнили, а где-то и перевыполнили планы по набору студентов.

Кстати, по данным мониторинга, до 90 процентов выпускников наших СПО остаются жить и трудиться в области. Это очень хорошо.

Изменению отношения к среднему профессиональному образованию во многом способствует системная профориентационная работа, проводимая в рамках реализации программы «Кадры для территории». Стараемся нацеливать ребенка на выбор профессии уже с начальной школы. В скором времени надеемся внедрить профориентационные карты для каждого ученика.

В прошлом году иные директора школ даже опасались, что после проведенной масштабной профориентационной работы у них не останется учеников в десятых классах, все выпускники уйдут в профессиональное образование.

– Стало быть, в области нет строгих критериев отбора школьников, достойных обучения в десятых-одиннадцатых классах, как это практикуется в других регионах?

– Конкретной установки – кому идти в десятый, а кому нежелательно – у нас нет. Единственное, учитель, реально оценивая уровень знаний и способностей ученика, может порекомендовать перейти на профессиональное обучение. Просто потому что в старших классах ученику будет тяжело, гораздо тяжелее, чем в девятом.

Но и заставлять идти в десятый класс не стоит, так можно человеку жизнь сломать. В любом случае, решение принимают сами родители и ребенок.

Конечно, неправильно, когда школы под разными предлогами ограничивают доступ в десятый класс нежелательным ученикам. У нас такого нет. Наоборот, школа заинтересована в наибольшем количестве учеников, ведь финансируется она по нормативно-подушевому принципу.

– Одна из последних «школьных» тем, активно обсуждаемая колымским сообществом, – питание учащихся. Часть родителей не устраивает повышение оплаты школьных завтраков с января этого года. Есть информация о сборе подписей магаданцев под письмом губернатору и президенту с просьбой отменить родительскую плату хотя бы для льготных категорий семей.

-Губернатор нашей области держит на контроле все вопросы, связанные с изменениями условий пребывания ребят в образовательных организациях. Повышение родительской платы за присмотр и уход, увеличение стоимости школьных завтраков и обедов – это сегодня актуальная тема.

Мы дали много сюжетов и комментариев по разъяснению содержания вопроса, обоснованности удорожания. Родители должны понимать, из чего складывается стоимость продуктов питания, что за счет регионального бюджета полностью финансируется заработная плата педагогов и организация образовательного процесса, и совместно с муниципальным бюджетом частично дотируется питание школьников.

Есть категории учащихся, полностью или частично освобожденных от оплаты, возмещаются всем категориям родителей вне зависимости от уровня их дохода расходы по присмотру и уходу, и если есть необходимость адресной помощи, то каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. На это нацелены сегодня все ведомства социальной сферы.

В Магаданской области по программе развития общего образования ежегодно выделяется 38 млн руб. на дотации питания в школах. В 2016 году эта сумма увеличена на 500 тыс. руб. Кроме того, в семи из девяти муниципальных образований региона льготные категории граждан полностью или частично освобождены от оплаты школьного питания, эти расходы берут на себя местные бюджеты.

Таким образом, государство и органы местного самоуправления, в отличие от большинства других регионов, разделяют с колымчанами финансовую нагрузку по питанию школьников. Если же и при таких условиях кому-то не под силу с ней справиться, пожалуйста, приходите! В школу, в управление образования, к нам в министерство, в органы социальной поддержки. Вам везде помогут!

Нерешаемых вопросов не бывает, нужно просто настроиться на конструктивный диалог. Мы к нему всегда готовы.

Автор статьи: Саша Осенева.

«Северная надбавка», №8 от 24.02.2016