Надёжное небо Магадана

В аэропорту 56 км. Магадан.

В аэропорту 56 км. Магадан.

О том, какое важное место в жизни колымчан занимает аэропорт Магадан, можно судить по новостной ленте региона, контент которой регулярно пополняется сообщениями об изменении стоимости авиабилетов, о приходе в область новой авиакомпании, о пополнении парка спецтехники аэропорта, о совещании с участием губернатора и представителей федеральных отраслевых ведомств по вопросам реконструкции аэродромных сооружений.

Аэропорт Магадан – наши единственные ворота в небо Большой Земли, поэтому нам вовсе не безразлично, как себя чувствует предприятие в эти непростые времена, насколько уверены в завтрашнем дне его работники.

С.В. Замараев.

С.В. Замараев.

Мы попросили генерального директора ОАО «Аэропорт Магадан», Почетного работника транспорта России, депутата Магаданской областной Думы Сергея Замараева рассказать, какими достижениями предприятия отмечен ушедший год и какие задачи перед коллективом ставит год наступивший.

– Сергей Васильевич, чем вам запомнился 2016-й, юбилейный для аэропорта Магадан год? С какими итогами закончило период предприятие?

– Действительно, в июле аэропорту как самостоятельному хозяйствующему субъекту исполнилось 25 лет. Юбилей был отмечен торжественным собранием коллектива, затем праздничным концертом на площади поселка Сокол, который подготовили наши партнеры из Центра досуга и народного творчества. Особую радость у авиаторов и всех жителей поселка вызвал салют – что говорить, зрелище завораживающее и для Сокола весьма нечастое. Получили массу восторженных отзывов.

В производственном плане 2016 год стал для нас достаточно успешным, несмотря на то, что страна и мировое сообщество в целом находились на пике экономического кризиса.

– Фирменный стиль ОАО «Аэропорт Магадан»: взлетать в разгар кризисов…

– …что, конечно, подтверждает не случайность происходящего. Устойчивое финансово-экономическое положение и даже развитие на фоне не самых благоприятных условий – результат грамотного управления и осознанного, ответственного подхода к работе всех сотрудников предприятия.

Не скрою, 2015 год аэропорт закончил с убытком. Чтобы минимизировать его, нам пришлось значительно сократить свои инвестиционные программы, ужаться в расходах. Принятые меры экономии позволили без потерь преодолеть тяжелый период, уже в 2016 году вернуться к отложенным программам по техническому перевооружению, повысить на предприятии зарплату и при этом выйти на уровень рентабельности. Сегодня мы полностью уверены в своих силах.

Прирост грузооборота в минувшем году составил 2 процента, пассажирских перевозок – 6,1 процента. В абсолютных цифрах пассажирооборот достиг 350 018 человек (2015 год – 329 915 человек).

Основной финансовообразующий показатель – взлетная масса – вырос на 18 процентов, в том числе в связи с тем, что мы получили допуск на прием широкофюзеляжного тяжелого Boeing 777. В настоящее время это очень востребованный тип воздушного судна на российских авиалиниях.

Подготовка Боинга к вылету. Аэропорт 56 км.

Подготовка Боинга к вылету. Аэропорт 56 км.

Отмечу, что аэропорт Магадан допущен ко всем типам пассажирских самолетов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями, что значительно улучшает условия для авиаперевозчиков, расширяет наши возможности и дает простор в плоскости технического оснащения.

Также в 2016 году на 7,5 процента увеличилось количество самолетовылетов. Это связано с тем, что в конце 2015-го в Магадан зашли «Икар», «Аэрофлот», позже «Россия» – дочерняя компания «Аэрофлота».

Кроме того, «ИрАэро», известная колымчанам по местным авиаперевозкам, запустила на самолете Sukhoi Superjet 100 рейс Магадан – Иркутск – Новосибирск. Рейс востребован, несмотря на то, что в этом направлении летают еще две компании: «Сибирь» и с прошлого года – ее «дочка» «Глобус».

С конца 2015-го «ВИМ-авиа» начала выполнять рейсы на Москву в зимний период, в течение 2016-го «Якутия» открыла направления на Анадырь и Якутск. К сведению: с недавнего времени якутский авиаперевозчик выполняет из Магадана прямые рейсы во Владивосток, а компания «Аврора» теперь летает до Хабаровска.

Структура перевозок остается неизменной: больше 65 процентов составляют регулярные рейсы, 34 – чартерные. Регулярность полетов, а следовательно, и стабильность работы аэропорта обеспечены.

– Правда, в 2016 году магаданское небо покинул «Икар».

– Решение об уходе руководство компании объяснило убыточностью рейсов на Колыму: в основном самолеты шли с неполной загрузкой. При этом у «Икара», в отличие от тех же «Аэрофлота» и «России», нет столь мощной государственной поддержки и широкой возможности компенсировать убытки от одних направлений прибылью от других, в первую очередь – зарубежных.

Надо заметить, что с уходом «Икара» частота рейсов на основном, московском направлении осталась вполне достаточной.

– Изучается ли спрос населения на новые направления?

– Объективно пассажирская логистика сложилась таким образом, что в большинстве случаев из Магадана летят через Москву либо Новосибирск. Да, к другим направлениям колымчане могут проявлять интерес, однако он будет сезонным, то есть нерентабельным большую часть года.

Несколько лет назад у нас была идея возобновить рейсы на Минводы, но расчеты показали их финансовую нецелесообразность, так что пришлось от идеи отказаться.

Тем не менее, новые направления, пусть и сезонные, в Магадане появляются, закрепляются. Так, в ближайший сезон отпусков будет вновь открыт рейс на Симферополь. Выполняющая его компания «Алроса» уже заявила о двух крымских рейсах в неделю. «Якутия» возобновит летом полеты в Санкт-Петербург.

– Субсидированные средне- и дальнемагистральные рейсы, внутрирегиональные авиалинии перевозчикам интересны?

– Конечно, интерес к субсидированным рейсам есть, ведь государство гарантированно перечисляет за них перевозчикам очень приличные деньги.

Если заметили: в зимнее время, когда происходит падение плотности пассажиропотока и федеральные льготы перестают действовать, авиакомпании предлагают собственные льготы, акции, бонусные программы. В октябре-декабре, к примеру, были самые низкие цены на билеты до Москвы за последние четыре-пять лет. Это хорошо, хотя понятно, что данная ценовая политика перевозчиков не навсегда.

С другой стороны, с 1 января 2017 года «Аэрофлот» ввел «плоские» тарифы на весь эконом-класс, благодаря чему недостатка в пассажирах компания испытывать не будет. А это однозначно послужит сдерживающим фактором в оценке своих услуг для других авиакомпаний.

– Конкуренция – лучший регулятор рынка! И весомый стимул для нас чаще летать.

– Совершенно верно. В октябре и ноябре, когда цены на билеты были снижены, пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличился на 12 процентов.

Турбину привезли.

Турбину привезли.

Что касается местных воздушных линий, которые выполняются авиакомпанией «СиЛА» и также дотируются, но уже из регионального бюджета. Понимая социальную значимость местных рейсов, мы решили внести свою лепту.

В аэропорту утверждено и действует положение о предоставлении бонусов для авиакомпаний, работающих на внутрирегиональных направлениях, в связи с увеличением частот, также предусмотрены 20-процентные скидки на наши услуги по другим позициям. Единственное условие: на момент заключения договора с авиакомпанией по бонусной программе у нее не должно быть задолженностей перед аэропортом.

– Движется ли процесс передачи государством акций аэропорта в собственность правительства региона? Что ему препятствует? Что, по вашему мнению, последует за сменой собственника?

– Процесс движется, но как-то зигзагообразно и медленно. Нас уже раза четыре исключали из федерального списка приватизируемых предприятий в связи с тем, что область хочет нас забрать под свое крыло, и столько же раз вновь включали.

В очередной раз аэропорт Магадан вычеркнут из списка приватизируемого госимущества осенью прошлого года. В правительство области пришли новые запросы из Росимущества и Минтранса РФ о предоставлении дополнительных расчетов, доказывающих состоятельность субъекта в плане оперативного управления главными воздушными воротами Колымы.

Такая осторожность федерального центра в принятии решения, с одной стороны, понятна, с другой, я лично уверен в том, что передача акций аэропорта региональному органу госвласти даст нашему предприятию преимущества – в плане развития, оперативного реагирования на различные ситуации и т.д.

– Сергей Васильевич, что сделано за последний год для развития инфраструктуры аэропорта, технического переоснащения служб и подразделений?

– Хочу напомнить, что получение аэропортом допуска к обслуживанию любого нового типа воздушного судна влечет большие финансовые затраты, необходимые для приобретения соответствующей спецтехники.

Чтобы «допуститься» на Boeing 777, мы приобрели два автолифта для подачи бортпитания на высоту 5,5 м и выше, каждый стоимостью 14 млн руб., для создания резерва в 2017 году планируем купить еще один.

Имеем три высоких трапа на базе Isuzu, два высоких самоходных трапа, к началу массовых перевозок рассчитываем приобрести еще один автотрап.

Другая особенность широкофюзеляжных самолетов: весь груз на них перевозится только на паллетах или в контейнерах. Для их обработки в 2014 году мы заказали специальный комплектовочный стол нашему надежному партнеру – Магаданскому механическому заводу.

Завод с задачей справился блестяще, и в прошлом году мы повторили заказ. Предприятию второй комплектовочный стол обошелся в 6 млн руб., зато теперь обработка груза и на выдачу, и на прием выполняется без задержек и накладок.

Обработка воздушного судна противообледенительными жидкостями.

Обработка воздушного судна противообледенительными жидкостями.

Более миллиона рублей в прошлом году вложили в подготовку к зимней навигации спецмашины «Элефант» (на базе Volvo), применяемой для обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями.

Этому аспекту, впрочем, как и всему остальному, что связано с обеспечением безопасности полетов, мы уделяем самое пристальное внимание и подходим ответственно и профессионально, так что нашим пассажирам, жителям и гостям Колымы, не следует переживать за благополучие своего полета, когда он начинается в аэропорту Магадан (Сокол), равно как и в любом другом аэропорту.

Около 4 млн руб. потратили на запчасти и комплектующие для аэродромной техники, которая занимается очисткой и подготовкой взлетно-посадочной полосы, стояночных мест, перрона. Не без гордости отмечу, что в 2016 году закрытий аэропорта Магадан по причине неготовности полосы не было (не считая одного-двух случаев по метеоусловиям, но с погодой не поспоришь).

Подготовка ВПП.

Подготовка ВПП.

За это огромное спасибо сотрудникам аэродромной службы и службы спецавтотранспорта! Их труд без всякого пафоса героический, очень тяжелый физически и морально. Когда всю смену сидишь за рулем и вглядываешься в лобовое стекло, за которым ничего не видно, кроме сплошной снежной пелены, а тебе нельзя допустить оплошность при расчистке полосы, для того чтобы лайнер мог благополучно приземлиться…

Мы создали для наших сотрудников комфортные бытовые условия, обустроили служебные помещения так, что они в перерывах могут и отдохнуть, и перекусить, и психологически разгрузиться. Высокая производительность обеспечивается в том числе и заботой о работниках.

– Возвращаясь к техническому переоснащению. В самых последних числах декабря в нашем аэропорту появился долгожданный амбулифт…

– Дорогостоящая и очень нужная для наших маломобильных пассажиров машина. Приобретена на средства компании «Роснефть», социального партнера области. Губернатор Владимир Петрович Печеный в первый же день лично убедился в эффективности работы амбулифта, а кроме того, передал аэропорту новый перронный автобус, соответствующий требованиям доступной среды и приобретенный за счет средств области.

Новый амбулифт.

Новый амбулифт.

Со своей стороны мы, насколько в наших силах, также стараемся создать максимум удобств для людей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в 2016 году приобрели инвалидные коляски для перемещения таких пассажиров в сопровождении наших сотрудников по аэровокзалу от входных дверей до самолета.

Услуга востребована, к тому же безвозмездна, главное – подать заявку заблаговременно. Как правило, такие моменты обговариваются при покупке авиабилета.

– Минувшим летом в соцсетях гулял любительский видеоролик о путешествии по магаданскому аэровокзалу девушки на инвалидной коляске. Ролик, мягко говоря, критический. Что, в самом деле все так печально, как в выводах героини?

– Некоторые критические замечания из этого видеоролика позволили нам в чем-то переосмыслить подход к обслуживанию маломобильных пассажиров. Мы наметили некоторые мероприятия, которые надеемся реализовать в 2017 году. Уверен, это позволит повысить качество обслуживания этой категории пассажиров.

– Пожалуй, самый волнующий жителей области вопрос: в какой стадии находится реконструкция взлетно-посадочной полосы?

– Как вы знаете, прежний подрядчик (ЗАО «СУ-1») за последние годы допустил на объектах первого этапа реконструкции множество недоделок и браковых работ, в связи с чем были замедлены темпы, а затем и вовсе остановлено строительство и прекращено финансирование.

В 2016 году ситуация была следующей: подрядчик объявлен банкротом, ввиду чего не мог продолжать ликвидацию недочетов на объектах своими силами за собственный счет; заказчик-застройщик (ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)») участвовал в судебных процедурах по возврату не отработанных подрядчиком средств и банковских гарантий; второй этап реконструкции аэропортового комплекса фактически отодвинут на какое-то время.

Конечно, для нас как эсплуатанта аэродрома ситуация была совершенно не приемлемой, но повлиять на нее мы не могли. Трудно сказать, как она развивалась бы дальше, если бы не активное включение в решение этих насущных вопросов губернатора области.

Владимир Петрович стал инициатором ряда совещаний с участием представителей Минтранса РФ, Росавиации, регионального правительства, аэропорта Магадан, итогом которых стало принятие принципиально важных решений.

Новый перронный автобус.

Новый перронный автобус.

Среди них – финансирование работ по корректировке проектной документации второго этапа реконструкции, благодаря чему в конце 2016 года она наконец получила положительное заключение Главгосэкспертизы.

В настоящее время на уровне Правительства РФ решается вопрос о перераспределении или выделении дополнительных средств федерального бюджета в объемах, необходимых для начала практического строительства объектов в сезон-2017.

В минувшем же году удалось решить один из наиболее острых вопросов, связанных с устранением недоделок и браковых работ предыдущего подрядчика на водосточно-дренажном коллекторе взлетно-посадочной полосы.

Заказчик-застройщик за собственные средства разработал технологию восстановления коллектора, провел подрядные торги, которые выиграла магаданская строительная «Азиатско-Тихоокеанская компания». Работы новым подрядчиком выполнены, объект проходит процедуру приемки. Очень надеемся, что проблема с водосточно-дренажной системой продолжительностью почти в десять лет будет наконец закрыта.

В настоящее время «Азиатско-Тихоокеанская компания» занята устранением просадок бетонного покрытия на введенном в эксплуатацию перроне МС 17-19 за счет средств заказчика-застройщика. В случае получения заказчиком–застройщиком средств по банковским гарантиям появится возможность объявить подрядные торги на выполнение в текущем году незавершенных работ по строительству очистных сооружений ливневых стоков, трансформаторных подстанций, сетей электроснабжения, светосигнального оборудования ВПП.

К слову, аэропорт второй год за свой счет обеспечивает энергосодержание светосигнальной системы, так и не введенной в эксплуатацию недобросовестным подрядчиком и находящейся в режиме прогрева. В этом режиме и сами сигнальные огни, и трансформаторные подстанции нельзя обесточить – они просто выйдут из строя, и многомиллионные вложения государства окажутся выброшенными на ветер. Чтобы этого не произошло, мы каждый месяц около 100 тыс. руб. тратим на поддержание системы в рабочем состоянии.

Кроме того, в прошлом году аэропорт взял на себя часть работ по гарантийному обслуживанию объектов реконструкции, а именно разделку швов и трещин в бетонном покрытии, поддержание объектов в эксплуатационном состоянии.

Подрядчик по причине банкротства не может выполнять гарантийное обслуживание, а без этой работы встает вопрос обеспечения полетов, безопасной эксплуатации летного поля. Да, это наши дополнительные затраты, но мы сознательно идем на них.

Здесь как раз можно говорить о нашем участии в консолидации усилий заинтересованных структур в развитие аэропорта Магадан, ведущую роль в которой, подчеркну, играет глава территории. Именно ему удалось столкнуть эту глыбу с мертвой точки, расшевелить процесс. Мы писали, мы стучались, просили, добивались, но без поддержки губернатора и правительства области добились бы немногого.

– В таком случае, может, и у созданного по инициативе правительства региона проекта строительства нового пассажирского терминала для магаданского аэровокзала есть реальная перспектива?

– Я бы сказал, строительство нового здания аэровокзала за счет бюджетных средств – единственно возможная перспектива, поскольку частных инвесторов данный проект с миллиардными затратами и очень большим периодом окупаемости вряд ли заинтересует. И шансов у такого разворота событий больше в случае перехода аэропорта в оперативное управление региональной власти.

– Известно: какие бы трудности ни приходилось преодолевать, аэропорт не снимает с себя обязательств социального партнера. Какими добрыми делами занимались в 2016 году?

– Как и все предыдущие годы, аэропорт поддерживал социальную инфраструктуру поселка Сокол, для которого является градообразующим предприятием. Помогали решать насущные вопросы средней школе, детскому саду. По-прежнему оказываем поддержку нашим ветеранам Великой Отечественной войны ежеквартальными денежными выплатами.
Предприятие неукоснительно выполняет социальные обязательства перед сотрудниками: оплачивает дополнительный пролет в отпуск, путевки на санаторно-курортное оздоровление. В ноябре повысили заработную плату. Средняя зарплата на предприятии достигла 54 тыс. руб. – как я понимаю, не самая низкая в области.

Все необходимые выплаты, в том числе налоговые, аэропорт производит без задержек. В течение последних восьми лет мы не имеем никаких задолженностей. Стимулируя приток свежих кадров, выплачиваем из средств предприятия прибывшим из центральных районов страны сотрудникам северные надбавки и коэффициент в полном объеме с первого дня работы.

– Много таких?

– Немного, но есть. Так, инженерно-авиационная служба недавно пополнилась двумя молодыми специалистами, и мы расцениваем это как очень положительный знак. Еще одна хорошая тенденция: сократилась текучесть кадров. Впервые за много лет у нас уволенных меньше, чем принятых на работу.

С.В. Замараев.

С.В. Замараев.

Коллектив заметно помолодел: средний возраст работников теперь составляет 45 лет. В 2016-м мы установили, если так можно выразиться, собственный рекорд по количеству сотрудниц-мамочек, находящихся в декретных отпусках и отпусках по уходу за маленькими детьми, – их больше двадцати!

Это, на мой взгляд, очевидный показатель того, что предприятие – надежная опора своим сотрудникам. Они создают семьи, растят детей, закрепляются на северной земле. Они уверены в своем будущем, и в этом – наше главное достижение.

– А какая главная задача стоит сегодня перед коллективом?

– Сохранить стабильность на предприятии. Сохранить набранный темп технического переоснащения. Девять лет назад износ техники в аэропорту составлял 98 процентов, сегодня мы вышли на уверенные 50 процентов и останавливаться не намерены.

Теперь мы имеем возможность больше внимания уделять созданию комфортных условий для пассажиров, и будем к этому стремиться. Рады, что мы сотрудничаем с такими арендаторами, как кафе «Лайки», «Кофе Стайл», ресторан быстрого питания «BurgerCLUB», которые сделали достойные ремонты помещений и поддерживают высокий уровень обслуживания наших пассажиров.

Будем делать все от нас зависящее, чтобы удержать уровень пассажиро – и грузопотоков, чтобы аэропорт работал рентабельно и на благо территории.

– Сергей Васильевич, как считаете, полученный вами недавно статус депутата областной Думы будет способствовать решению производственных задач?

– Думаю, он позволит энергичнее решать вопросы, связанные, прежде всего, с повышением уровня доступности воздушных перевозок для жителей Магаданской области.

Автор: Саша ОСЕНЕВА.

Январь 2017 года.