«Платон» на Колыме работает в штатном режиме

Елена Жуковская: «Платон» на Колыме работает в штатном режиме.

По решению Правительства РФ 15 ноября 2015 года на всех федеральных автодорогах России была запущена система под брэндом «Платон» («ПЛАти за ТОНну») по взиманию платы с грузовых автомобилей максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн.

svp_platon

Платное пользование автодорогами, как объяснили в Федеральном дорожном агентстве, – общепринятая мировая практика, связанная с ущербом, который наносят дорожному покрытию большегрузы.

Взимание платы за проезд по ФАД, как мы помним, у российских владельцев грузового автотранспорта вызывала поначалу резкую реакцию неприятия, вплоть до пикетирования и массовых забастовок с перекрытием дорог.

В Магаданской области введение в действие платежной системы обошлось без эксцессов, хотя и без выражения особой радости со стороны грузоперевозчиков.

Как работает в регионе система «Платон» сегодня? Все ли владельцы большегрузов, пользующиеся ФАД «Колыма», стали ее клиентами? Какие задачи решаются оператором «Платона» – магаданской структурой Дальневосточного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»?

Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем Магаданского обособленного подразделения Еленой Жуковской.

– Елена Александровна, в каком темпе проходит регистрация колымских грузоперевозчиков? Сколько их зарегистрировано в системе на сегодняшний день?

– Магаданское подразделение ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» открылось для предварительной регистрации пользователей 1 октября 2015 года. С 15 ноября регистрация продолжилась в штатном режиме.

Mag

На данный момент в Магаданской области зарегистрировано 326 владельцев транспортных средств – компаний, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в собственности которых находятся 1550 автомобилей с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн.

Незарегистрированные владельцы, конечно, еще есть. Регистрация продолжается, и довольно активно. Ежедневно в системе добавляется пять-шесть колымских пользователей ФАД.

На безвозмездной основе мы выдаем им бортовые устройства. Всего выдано уже более 1000 единиц, которыми обеспечены более 60 процентов зарегистрированных в системе перевозчиков. Остальные в качестве способа внесения платы выбрали маршрутные карты.

005

Бортовые устройства очень удобны для тех, кто постоянно пользуется федеральными автодорогами. Не нужно перед каждым рейсом составлять маршрутную карту. Получили бортовое устройство, включили его в прикуриватель – и больше никаких забот, кроме одной: чтобы на лицевом счете был положительный баланс.

– Не было случаев поломок, возвратов бортовых устройств?

– Нет. Приборы качественные, прошли сертификацию, абсолютно безвредны для здоровья и работают безотказно даже в непростых условиях Колымской трассы.

На тех участках, где нет сотовой связи, бортовое устройство накапливает всю информацию о передвижении транспортного средства и передает ее при первом же сеансе связи.

Пройденный путь считается корректно, с четкой привязкой к местности: пользователь едет с бортовым устройством и по федеральным, и по региональным, и по муниципальным дорогам, не выключая его, так как в расчет пойдут только километры, пройденные по трассе федерального значения.

– Размер платы с момента введения не поменялся?

– Тариф, утвержденный Правительством РФ, остался прежним – 1 руб. 53 коп. за километр и будет действителен до 1 июля 2017 года. К слову, это самый низкий тариф в Европе. Например, в Беларуси ставка доходит до 0,16 долл/км (в 8 раз выше, чем в Росси), в Австрии – до 0,49 долл/км.

– Таким образом, отвезти груз, скажем, из Магадана в Сусуман и вернуться обратно для владельца самосвала или налива обойдется в…

– …в 1897 рублей в оба конца.

– При этом не важно, идет машина с грузом или порожняком?

– Едет грузовой автомобиль полный или пустой – это в законе не оговаривается. Если его максимально разрешенная масса превышает 12 тонн, он в любом случае подпадает под действие системы взимания платы за проезд.

001

Но, как водится, пустыми большегрузы ездят не часто, в основном стараются брать заказы на перевозку груза и в точке отправления, и в точке прибытия либо по пути следования.

– А если машина идет с перегрузом?

– В этом случае действует другое законодательство, за исполнение которого ответственны иные структуры.

Чтобы ФАД «Колыма» не подвергалась негативному воздействию от перегруженных транспортных средств, на выезде из Магадана выставляется весовая. Работа в данном направлении обеспечивается Упрдор «Колыма».

– Как в регионе налажен контроль за добросовестным внесением платы за проезд владельцев большегрузов?

– Семь дней в неделю на трассе работает система мобильного контроля: в разных точках на трассе патрулирует спецавтомобиль, оснащенный мониторинговым оборудованием. Естественно, точки патрулирования мы заранее не оглашаем, но они согласованы Федеральным дорожным агентством.

– Однако по ночам контроля на трассе нет?

– Круглосуточный контроль станет возможным при введении в эксплуатацию системы стационарные контроля – трех рамочных конструкций, которые будут установлены на магаданском участке ФАД «Колыма» в течение 2016-2017 годов. Они будут контролировать весь транспортный поток в непрерывном режиме.

– Сейчас с помощью мобильного контроля много обнаруживается «зайцев» – пользователей дороги без произведенной оплаты?

– Система работает таким образом: фиксируется весь поток автомобилей, затем классифицируются те машины, масса которых свыше 12 тонн. Информация передается в единый для всей России центр обработки данных, который находится в Твери.

Там данные стыкуются со списками зарегистрированных транспортных средств и сведениями об оплате – есть ли маршрутная карта либо бортовое устройство, было ли оно включено.

Официальной статистики нарушителей закона по Магаданской области пока нет, но будет в самое ближайшее время. Такие «зайцы» есть, конечно.

– Безнаказанно избегать оплаты проезда они смогут, наверное, только до тех пор, пока не будут установлены рамочные конструкции системы стационарного контроля?

– Думаю, что даже меньше – до того момента, пока не будет вручено первое постановление о наложенном штрафе.

– Значит, мораторий на штрафы отменен?

– Штрафные санкции уже действуют. В данный момент отлаживается система взаимодействия с органами ГИБДД, и в полном объеме наша совместная работа по борьбе с неплательщиками начнется уже очень скоро.

– У вас есть данные о собранных средствах на территории области?

– По состоянию на 1 апреля 2016 года, с пользователей Колымской трассой собрано 1,363 млн руб.  Это не очень много, тем не менее, среди регионов Дальневосточного федерального округа это пятый по значимости результат.

Замечу, что за апрель-май в Магадане выдано еще более 500 бортовых устройств, следовательно, оплата за последнее время увеличилась.

Для справки: в целом по стране система «Платон» собрала в Федеральный дорожный фонд уже более 8 млрд руб.

– Помимо Госавтоинспекции, налаживаете ли вы взаимодействие с дорожными службами, с местными органами исполнительной власти?

– Большое участие в нашей работе принимает региональное министерство транспорта и связи.  Заместитель министра Сергей Леонидович Смирнов оказывает ценную информационную и организационную поддержку.

– Было опасение, что в связи с введением платы за проезд вырастут цены на продукты питания, на топливо в районах области. Вы располагаете такими сведениями?

– Владельцы транспортных средств не поднимают этот вопрос. Мы общались и с крупными грузоперевозчиками, и со средними компаниями, и они сами говорят, что плата в 1,53 руб./км – адекватная. До Палатки это 118 рублей. Раскидайте их на объем привезенного груза. Разве это много?

002

По расчетам Минфина РФ, максимальная наценка на груз от наложения нашего тарифа составляет 0,1 процента от стоимости перевозимой продукции. Таким образом, говорить о существенном ценовом влиянии несерьезно.

– Оправдывается ли другое опасение колымчан – о разрушении территориальной дороги «Палатка – Кулу – Нексикан» вследствие более интенсивной эксплуатации из-за экономии владельцев большегрузов?

– Многие пользователи, действительно, нам говорили, что будут стараться ездить не по «центру», а по «Теньке». Так ли это, нам не известно, но, по крайней мере, они платят за тот участок федеральной автодороги, по которому они проезжают.

– Елена Александровна, ваша оценка сегодняшней ситуации вокруг «Платона». Все идет по плану?

– Ситуация стабильная и гораздо более спокойная, чем в ноябре-декабре 2015 года, в самом начале ввода в действие платежной системы. Да, владельцы транспортных средств поначалу ее отторгали, но сейчас они поняли, что закон вступил в силу, что его не отменят и назад уже не отыграют.

При этом они видят, что государство делает шаги навстречу пользователям: снизило установленный ранее тариф (1,53 руб./км против 3,73 руб./км, то есть на 59 процентов), бесплатно выдает бортовые устройства, уменьшило размеры штрафов.

004

Изначально, как вы помните, штрафы были предусмотрены весьма значительные: для физических лиц – 5 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – 40 тыс. руб., для юридических лиц – 450 тыс. руб. Сейчас для всех пользователей первый штраф равняется 5 тыс. руб., все последующие – 10 тыс.

Что еще немаловажно: Госдума рассматривает возможность уменьшения для владельцев большегрузов размера транспортного налога на сумму, уплаченную в дорожный фонд в счет возмещения вреда, наносимого российским дорогам.

Так называемый налоговый вычет для тех грузовиков, кто ездит по федеральным трассам, ранее одобрен Правительством РФ.

– Это справедливо, ведь с них за ущерб дорогам взимают тройную плату посредством сбора транспортного налога, акцизов на топливо и «Платона».

– Согласна. И еще одна хорошая новость: с 15 апреля 2016 года в системе «Платон» введена постоплата.

37415262

Раньше строго требовалось оплатить проезд по федеральной дороге до начала движения – сначала платишь, и только потом едешь. Сейчас производить оплату можно в течение двух месяцев после рейса.

Данная льгота предусмотрена для пользователей, зарегистрированных в системе не менее двух месяцев, имеющих закрепленные за транспортными средствами бортовые устройства, не имеющих в течение полугода просроченной задолженности по внесению платы и непогашенных задолженностей по штрафам.

Этот способ очень удобный и весьма актуальный для индивидуальных предпринимателей, которые порой не сразу получают расчет за оказанную услугу по перевозке груза.

Как видите, озвученный нами с введением в действие системы «Платон» принцип работы – «Все для удобства клиента» – продолжает действовать и расширяет направления.

Автор статьи: Саша Осенева.

Врезка 1. За что платить?

Валентин М., частный грузоперевозчик: «Честно? Я не зарегистрирован в «Платоне». Езжу нелегально, ночью. Деньги хотят брать, я еще в рейс не ушел, а дорогу делать – не вижу такого желания. Ее только сейчас начали грейдеровать!

Фара выпадает, номера отваливаются, брызговики в лоскуты, колеса в хлам – и так после каждого рейса. Это что, дорога? Неделю назад лобовое стекло разбило камнем, 40 тысяч отдал. Снега в этом году не было, в конце марта дорога уже голая была, ездили как по брусчатке, в сплошной пыли. За что платить?

Тем более платить заранее, в то время как наши наниматели по полгода не расплачиваются. Крупнейший недропользователь области за перевозку груза в январе расплатился со мной только в мае! И так через одного!

Кто вообще придумал такую систему: сначала платишь, потом едешь? Со мной же никто не расплачивается заранее. Заработай сперва!

По моему мнению, с кого должны взимать компенсацию ущерба дорогам, так это с владельцев пятидесяти-шестидесятитонников. Вот уже кто разбивает трассу насмерть! И что удивительное: запретили их эксплуатацию, а они ездят! И по-прежнему их грузят под завязку, а всякие контролирующие службы их в глаза не видят. Невидимки, которым закон не писан!

Чтобы нам спокойно не работалось, в прошлом году тахографы придумали, в этом – «Платон». Что придумают в следующем?»

Врезка 2. Справляться стало тяжелее.

Учредитель компании-грузоперевозчика ООО «Солекс-Авто» Алексей Владимирович: «Мы зарегистрированы в системе, платим за пользование ФАД «Колыма». Но если бы она была в хорошем состоянии, делали бы это с удовольствием. А так…

Резина горит, запчасти и топливо дорожают. Везде цены растут, и только наши расценки упали на 30-40 процентов: возим грузы крупным компаниям, а у них кризис, большие стройки стали плохо кредитовать.

Заказчики экономят на всем, в том числе и на грузоперевозках, сбивают тарифы на наши услуги. До кризиса возили грузы по цене 3 тыс. руб. за тонну, сейчас – по 2 тыс. руб. за тонну. В связи с этим заниматься грузоперевозками на Колыме становится не выгодно.

В прошлом году прибыли было больше, и нам было значительно легче переживать все катаклизмы и нововведения типа тахографов. И на запчасти хватало, и на топливо, и на зарплату людям. Сейчас тяжеловато, на текущие затраты денег найти – проблема».

Врезка 3. Нас не сломить так просто!

Генеральный директор ООО «Комтранс» Валерий Абдуллин: «Мы зарегистрированы в системе. На благополучие предприятия нововведение не повлияло – нас не сломить так просто ни «Платоном», ни чем-то другим. Наши тарифы не поменялись. Считаю, что это проблема не наших заказчиков, а наших властей. Но они, к моему огромному разочарованию, так далеки от наших забот, что в принципе не понимают, что мы им пытаемся растолковать.

А пытаемся растолковать мы простую вещь: Россия – большая, и нельзя «причесывать» все регионы под одну гребенку. Почему на всей территории страны должен действовать один тариф? Условия же у всех разные.

В центральных регионах соляра стоит 30 руб. за литр, а у нас в Сусумане – 59 руб. У них есть железные дороги, морской и речной транспорт, у нас – только автомобильный транспорт, без вариантов.

По сути, у нас даже федеральной автодороги нет, есть только строящаяся дорога Р-504, которая большую часть времени находится в ужасном состоянии при полном отсутствии дорожного сервиса. Почему мы должны платить, как все?

Нас, транспортников Колымы, вывели из приоритета развития Магаданской области! Нам никто не помогает, о нас никто не вспоминает ни в одной перспективной программе, зато дерут три шкуры.

Не хотите или не можете помочь грузоперевозчикам, тогда просто не мешайте работать! Но нет, все новые трудности для нас придумывают, не понимая, что они так или иначе отразятся на всех колымчанах».

Врезка 4. Идея правильная, но…

Директор ООО «Спокойное» Владимир Найман: «Грузы для нашего предприятия, работающего в Ягоднинском районе, в основном возим сами. К «Платону» пока не подключились, приглядываемся.

Конечно, все перевозчики не в восторге от этой идеи, так как это лишняя трата денег, хотя сам по себе посыл правильный: возмещать наносимый дорогам ущерб, аккумулировать деньги в дорожном фонде, из которого затем будет оплачиваться ремонт.

Другой вопрос, что у нас почему-то средства всяких фондов, как правило, не на пользу дела идут, а на повышение благосостояния отдельных лиц.

Если бы собранные с колымских перевозчиков деньги действительно пошли на приведение нашей трассы в порядок, был бы толк. Хотя как постоянный пользователь ФАД «Колыма» с 1989 года могу сказать, что Колымская трасса изменилась до неузнаваемости. Обзор стал хороший, ширина достаточная, сглажено много опасных поворотов. Рулить по всей трассе можно одной рукой!

Просто к хорошему быстро привыкаем, начинаем ворчать, хотим, чтобы стало еще лучше…»

Врезка 5. Оператор-филантроп?

Александр, частный грузоперевозчик: «Я пока не решил, оставаться мне здесь и вступать в «Платон» или уезжать из области. Как-то не радужно все: заказов все меньше, оплату задерживают, продукты, топливо и «коммуналка» дорожают, а требования к грузоперевозчикам растут. Про качество наших дорог вообще молчу.

Мне что непонятно: говорят, что деньги, которые взимаются с пользователей федеральных автодорог, пойдут на их ремонт в полном объеме, ни копейки на другие статьи расходов.

Но ведь собирает эти деньги не сам Федеральный дорожный фонд, не Росавтодор, а оператор – частная компания! Она же вкладывает свои средства, я так понимаю, немаленькие, на техническое обеспечение системы «Платон».

Ее сотрудники сидят в офисах по всей России, регистрируют грузоперевозчиков, обеспечивают контроль на дорогах, поступление в единый центр информации о пользователях. Они что, ввсе это бесплатно делают? Из человеколюбия?

Ни в одном СМИ ответа на вопрос, откуда финансируется оператор платежной системы, я не нашел».

Врезка 6.

По сообщению газеты «Московский комсомолец», Правительство РФ выделило почти 11 млрд руб. на реконструкцию автомобильных дорог в России. Эти деньги были собраны с помощью «Платона» – системы взимания платы с большегрузных автомобилей.

Согласно распоряжению кабмина, эти деньги направят в 24 субъекта РФ, включая 20 городов, в которых «дорожный» вопрос стоит наиболее остро.

Больше всех – 750 млн руб. – получит Омская область, 500 млн из них – Омск, печально прославившийся своими ужасными дорогами на всю страну во время «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным.

На втором месте по объему средств, которые правительство решило дать регионам на решение дорожных проблем, оказалась Карелия – 700 млн руб. По 650 млн получат Волгоградская, Самарская и Саратовская области. Республике Алтай выделили 250 млн руб.

Сведений о том, сколько средств из собранных «Платоном» на ремонт дорог получит Магаданская область, пока нет.

19.06.2016 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *