У голубого края большой воды

М.Н. Котов

Генеральный директор «Тихоокеанской рыбопромышленной компании» Михаил Котов.

Михаил Котов – об итогах работы магаданских рыбаков в 2014 году и планах на 2015-й

В контексте обеспечения продовольственной безопасности колымчан продукцией собственного производства перед Магаданской областью стоит много вопросов. Предстоит решить немало серьезных задач. Вместе с тем у нашего региона есть одно неоспоримое и притом необъятное преимущество: Охотское море.

Дары моря. Магаданские деликатесы.

Дары моря. Магаданские деликатесы.

Живя «у голубого края большой воды» одного из самых богатых водными биоресурсами морей, голодным остаться невозможно. Не ленись только, лови рыбку, большую и маленькую… Это в теории. На практике же все выглядит несколько иначе. Далеко не в каждой колымской семье, особенно в отдаленных поселках, рыба и морские деликатесы составляют непременную часть ежедневного рациона.

Почему «кусаются» цены на многие виды рыбной продукции? Почему ассортимент этой самой продукции местного производства сегодня еще скромнее, чем вчера? И каким он будет завтра? Вопросы не праздные. Ответить на них мы попросили президента Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генерального директора ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» Михаила Котова.

– Михаил Николаевич, для начала подведем итоги. Насколько удачным стал 2014 год для магаданских рыбаков?

Судно Тихоокеанской рыбопромышленной компании СРТМ «Си Хантер».

Судно Тихоокеанской рыбопромышленной компании СРТМ «Си Хантер».

– В плане «большой рыбалки» – достаточно удачным для всех компаний-членов Ассоциации. Успешно заканчивает промысел креветки ООО «Магаданрыба»; компании «Тралком», «Тихрыбком» и «Маг-Си Интернешнл» завершают промысел осенней сельди. Замечу, что сельди в этом сезоне выловлено почти на 40 процентов больше, чем в прошлом.

Единственный минус нынешней «большой рыбалки» – длительный вынужденный простой флота, специализирующегося на ловле краба и трубача.

– Напомните, по какой причине.

– Так случилось, что годовой объем разрешенного к вылову краба и трубача мы выбрали в течение трех с половиной месяцев, уже к концу июля. Сказались благоприятные погодные условия, хороший настрой рыбаков, а главное – изобилие в море данных биоресурсов. Наши неоднократные обращения в Федеральное агентство по рыболовству с просьбами о выделении дополнительных квот были услышаны лишь отчасти: дополнительный объем был выделен только по трубачу. В настоящий момент его заканчивает осваивать судно «Александр Шалин». А вот краболовы смогут приступить к работе только в марте. Суда отстаиваются, капитаны и экипажи разошлись в поисках заработка – кто же будет восемь месяцев ждать на берегу? Очень жаль.

– Заканчиваете сельдевый промысел – и?..

Добыча минтая в Охотском море.

Добыча минтая в Охотском море.

– И уже в первых числах января приступаем к промыслу минтая, который продлится до апреля. В марте, как уже сказал, – выход на краба, трубача, а там и лососевая путина. Все своим чередом. Квоты на 2015 год Федеральным агентством по рыболовству были подготовлены оперативно, мы уже оформляем разрешительные билеты, так что с формальной стороны препятствий для дальнейшей работы нет.

– Летом с началом «санкционного» противостояния дальневосточные рыбаки, магаданские в том числе, обещали увеличить поставки на внутренний рынок. Обещание выполнено?

– В полной мере. В целом дальневосточники на российский рынок поставили рыбопродукции на 60 процентов больше, чем в прошлом году.

– И вся она реализована?

Выгрузка готовой продукции рыбаков.

Выгрузка готовой продукции рыбаков.

– Не вся. Возникли определенные трудности, не зависящие от рыбаков. Такой пример. Мы привозим рыбу во Владивосток – наш дальневосточный логистический хаб, откуда она должна веером развозиться железной дорогой по российским регионам. Пришли во Владивосток – и неделю стоим в очереди таких же, как мы, рыбаков, на разгрузку. Потому что портовое хозяйство не готово к обработке таких объемов, потому что в порту нет холодильного оборудования, потому что железнодорожное управление не предоставляет передвижной состав. Еще и увеличивает тариф на перевозку.

– Были же обещания дотировать железнодорожные перевозки рыбной продукции!

– Как в народе говорят, «обещать – не значит жениться». Дотации никто не предоставил, в результате чего цена за килограмм нашей сельди с 30-35 рублей во Владивостоке поднимается ближе к Москве до 55 рублей.

Понимаете, доставка самой «демократичной» и самой востребованной россиянами рыбы удорожает ее почти в два раза! Конечно, при таких условиях охотоморская сельдь при всех ее прочих достоинствах – не конкурент мурманской, транспортная составляющая у которой из-за разницы в расстоянии не превышает 5 рублей за килограмм.

Продукция рыбоперерабатывающего завода в селе Гадля «Тандем».

Дары моря. Магаданские деликатесы.

Но больше всего в этой ситуации меня поражает даже не железнодорожный тариф, а уверенность некоторых госчиновников, того же губернатора Приморского края, в том, что обустройство необходимой портовой инфраструктуры (как сейчас модно говорить, кластера) – забота самих рыбаков. На сентябрьском международном конгрессе рыбаков господин Миклушевский так и сказал: дескать, все дальневосточные рыбопромышленники должны скинуться и построить современный рыбный порт.

Позвольте, но это противоречит простой жизненной логике! Если сапожника обязать, скажем, содержать, кроме обувной мастерской, еще и кожевенный завод, а в придачу – обувной салон, сможет ли он качественно тачать сапоги? Каждый должен заниматься своим делом. Рыбак должен ловить рыбу и выполнять обязательства по ее поставке на прилавки страны, а обустройство прилавков, портов и другой надстройки – это, по моему убеждению, уже проблема государства. Если оно действительно заинтересовано в развитии рыбопромышленного комплекса.

– А в развитии собственного перерабатывающего производства наши рыбодобытчики заинтересованы не меньше государства?

– Здесь все решает экономика предприятия, вписанная в экономику конкретного региона. Возьмем Магаданскую область, у которой на сегодняшний день из всего рыбоперерабатывающего комплекса осталось два завода. Оба принадлежат «Тихоокеанской рыбопромышленной компании».

Почему закрылись остальные? Потому что в условиях, когда киловатт электроэнергии стоит для предприятия больше 5 рублей, цена на топливо едва ли не самая высокая в стране, а логистическая цепочка в центральные районы России на восемь суток длиннее, чем даже из Владивостока, работа перерабатывающего производства однозначно убыточна.

На рыбоперерабатывающем заводе в селе Гадля «Тандем».

На рыбоперерабатывающем заводе в селе Гадля «Тандем».

Заводы «Тихрыбкома» тоже не окупают своих затрат, мы перекрываем их убытки за счет другой деятельности, той же реализации валютоемких видов биоресурсов, что, вообще-то, с точки зрения экономической устойчивости бизнеса недопустимо. Должны окупаться все подразделения предприятия.

Однако помимо чисто экономической целесообразности есть еще и социальная ответственность перед земляками. Руководствуясь ею, мы продолжаем процесс переработки, больше того: увеличили в этом году выпуск продукции на 30 процентов.  Пока мы это еще можем себе позволить. Однако если в 2015 году наш краболовный флот опять уйдет в восьмимесячный простой, а цены на энергоносители опять поднимутся, мы будем вынуждены рассматривать вопрос об остановке заводов. Честно скажу, не хотелось бы.

– А уж нам-то, потребителям, как не хочется! Тем паче, такое положение дел противоречит призывам Президента России развивать производство на местах.

– Президент очень верно определил вектор развития нашей страны. Чтобы его придерживаться, в регионах нужны не только одни призывы и понуждения со стороны местных органов власти. Должны быть и какие-то ответные шаги, способные заинтересовать бизнес. Не могу сказать, что органы власти Магаданской области не работают в этом направлении. Совместными усилиями мы пытаемся найти оптимальный вариант, чтобы сохранить производство и сделать местную продукцию доступной по цене. Так, сегодня мы работаем над тем, чтобы осуществлять прямые поставки рыбной продукции в районы области. К сожалению, там рыба еще дороже, чем в Магадане. Оптовики объясняют этот факт существенными транспортными расходами, и им можно поверить: стоимость литра 92-го бензина на трассе перевалила за 60 рублей!

Продукция рыбоперерабатывающего завода в селе Гадля «Тандем».

Продукция рыбоперерабатывающего завода в селе Гадля «Тандем».

Но есть и противоположный пример взаимодействия бизнеса и власти: мое обращение в Правительство области с проектом регионального закона, предоставляющего льготный тариф на электроэнергию для перерабатывающего комплекса (предприятий, выпускающих для нашего рынка мясную, молочную, овощную, рыбную продукцию), находится на рассмотрении уже три месяца…

– Ваш прогноз по цене на рыбную продукцию в следующем году?

– Он зависит, во-первых, от того, насколько вырастут в цене энергоносители, во-вторых, будут ли в области созданы для производителя благоприятные условия. Подойдем к вопросу умно, гибко, дифференцированно – будет у нас и свое производство, и своя продукция по приемлемой цене. Пока же цифры на ценниках, как все мы видим, растут – и на мясо, и на рыбу, и на овощи-фрукты.

При этом за рост цен на рыбную продукцию ответственны вовсе не рыбаки, во всяком случае, на данный момент. Судите сами: мы сдаем на рынок сельдь по 35 рублей за килограмм, а в магазине она продается по 70 рублей. В торговой наценке – аренда, электроэнергия, зарплата продавцов, налоги, отчисления санитарным, ветеринарным, пожарным и прочим контролирующим службам. Как рыбак может повлиять на снижение торговой наценки?

При том, что сама рыболовная отрасль сегодня контролируется более чем семьюдесятью различными ведомственными подразделениями, что также не способствует нормальной работе промысловиков и отнюдь не удешевляет выловленную рыбу.

Рыбаки за работой. Добыча даров моря.

Рыбаки за работой. Добыча даров моря.

Одна лишь иллюстрация. В прошлом году на рыбаков пограничной службой было наложено штрафов общей суммой более чем на 800 млн рублей. По совершенно надуманному, на мой взгляд, поводу – за неоднократные пересечения судами российской границы. Понимаете, штука какая: на судах ловят рыбу, а она не знает, что такое граница, плавает где хочет. Правильность моей позиции подтвердили многочисленные судебные решения в пользу рыбаков. Но судебные тяжбы – это время, силы и средства, отвлекаемые от дела. Не говоря уже о том, что штрафы объективно увеличивают себестоимость рыбопродукции.

Сколько таких нелепостей в нашей работе – не пересказать. Сейчас – новая напасть: таможенная служба требует от рыбаков декларирования (с оплатой) орудий лова, тары и прочих расходных материалов каждый раз после пересечения пресловутой границы.

Невзирая на то, что согласно действующему законодательству тара – это судовые припасы, которые как товар декларированию не подлежат, только в ноябре в отношении судовладельцев магаданской таможней из-за усложненной процедуры оформления тары возбуждено два административных производства. И еще около двадцати дел заведено за неправильное, как считает таможня, перемещение на пароходах орудий лова. На приходе судов с международного рейса цепляются уже к каждой запасной гайке в надежде ее растаможить. Все наши попытки объяснить, что это не законно, успехом не увенчались.

– Стало быть, опять суды…

– И опять бессмысленное отвлечение от работы. Наши доводы о противоправности многочисленных штрафов, налагаемых административными органами, подтверждают суды. Но, к сожалению, даже суды не способны поменять отношение к бизнесу. Как правило, административные дела вновь возбуждают, уже по другим основаниям и еще в большем количестве.

Полагаю, мы подошли к острой необходимости законодательно закрепить ответственность чиновников за каждое незаконно возбужденное административное дело, и взыскивать персонально с каждого из них причиненный ущерб в размере незаконно выставляемых штрафов.

Но важно другое. Для того чтобы в непростых современных условиях россиянам нормально, безбедно жить, мы все должны не искать вокруг себя врагов, а работать мирно и дружно, на одну общую цель – на благо России, как сказал наш Президент в Послании Федеральному Собранию.

Лососёвая путина в разгаре.

Лососёвая путина в разгаре.

Я был бы чрезвычайно рад, если бы все, к кому обращался Владимир Владимирович Путин, услышали и сделали выводы: прекратили издеваться над бизнесом, ввели мораторий на рост налогов, дали реальную возможность предпринимателям строить и развивать производства.

Знаете, много лет назад я наблюдал в Южной Корее такую картину. Российское судно собирается отчаливать. К нему со всего порта сбегаются корейцы и начинают предлагать морякам всякую всячину: бытовую технику, велосипеды, носки, мыло. Со стороны за всем этим стихийным базаром на причале бесстрастно наблюдает представитель корейской таможни.

Я не удержался и спросил его, почему он не препятствует торговле, она же без таможенных сборов? Таможенник не понял вопроса. «Они сейчас продадут свой товар, получат за него деньги, потом потратят их в наших магазинах. Начнется товарно-денежный оборот, что для государства – благо. Зачем же тормозить процесс?» – искренне удивился кореец.

И он ведь прав. Но попробуйте представить подобную ситуацию в России… В нашей стране уже лет десять работает государственная программа подготовки управленческих кадров. Госчиновников отправляют учиться за границу, перенимать передовой опыт хозяйствования и управления с тем, чтобы затем внедрять его у себя в стране. Но почему-то ничего не меняется.

Я двумя руками за все, что говорят наши президент и премьер-министр, но не понимаю, почему зачастую их слова не находят отражения в жизни. Потенциал России – колоссальный! У нас есть все: и богатейшие природные ресурсы, и умные, находчивые, трудолюбивые люди, желающие сделать что-то полезное, нужное.

Но, к сожалению, далеко не на всех руководящих постах в министерствах и ведомствах находятся профессионалы, знающие структуру, которой руководят, изнутри, прошедшие все этапы в этой структуре с самых низов, способные видеть реальный, а не бумажно-кабинетный мир.

Абсолютно согласен с Владимиром Владимировичем в том, что, взяв курс на мир, стабильность и развитие, России все же нужно меняться. И начинать меняться нужно, на мой взгляд, именно с замены отдельных руководителей на профессионалов своего дела.

– К слову, о профессионалах. Магаданские рыбаки – одни из немногих, кто последовательно, из года в год ведет профориентационную работу в среде школьников, студентов. Ассоциация рыбопромышленников каждый год проводит конкурс детского рисунка на рыбацкие темы, вы лично общаетесь с учащимися, рассказываете об экономике области, о месте, отведенном в ней рыбопромышленному комплексу, о тяготах и романтике моряцкого труда.

Депутат Магаданской областной Думы и генеральный директор ООО «Тихрыбком» Михаил Котов вручил дипломы стипендиатам Магаданского политехнического техникума, сообщает сайт «Морской волк».

Депутат Магаданской областной Думы и генеральный директор ООО «Тихрыбком» Михаил Котов вручил дипломы стипендиатам Магаданского политехнического техникума, сообщает сайт «Морской волк».

Больше десяти лет «Тихрыбком» выплачивает именные стипендии лучшим студентам вузов, техникума и профлицеев Магадана. Есть ли отдача в плане прихода молодых специалистов в отрасль?

– Разумеется, отдача есть. Почти все бухгалтеры, экономисты и юристы, работающие сегодня на наших предприятиях, – выпускники магаданских учебных заведений. Хотя, конечно, еще больше нас радовал бы приход молодых специалистов непосредственно в рыбацкие коллективы. Отрасли очень нужны капитаны, механики, боцманы, матросы, рыбообработчики. В стране осталось всего пять профильных вузов, и из их выпускников в море идут работать единицы. Меж тем, средний возраст наших капитанов – 63 года.

И без того тревожная кадровая ситуация усугубится в 2016 году, когда согласно указу Минтранса все капитаны должны иметь не просто высшее, а высшее профильное образование. Как будто образование и образованность – синонимы… Капитаны «Тихрыбкома» и «Маг-Си Интернешнл» – прекрасные профессионалы, но высшее образование имеет только один, и то не профильное. И как быть?

Разгрузка траулера

Разгрузка траулера.

В плане кадрового наполнения у нас назревает еще одна серьезная проблема. В силу того, что сегодня мало кто из земляков желает работать матросом или рыбообработчиком, у нас на судах и на перерабатывающем заводе в поселка Гадля по разрешению миграционной службы трудятся граждане Северной Кореи. Но только до конца этого года, потому что с начала 2015-го вступает в силу закон, по которому все иностранцы, претендующие на работу в нашем государстве, обязаны будут сначала сдать экзамены на знание русского языка и истории России.

Все бы ничего, но сдать экзамены можно только в одном из пяти определенных законом вузов, из которых ближайший к нам находится в Новосибирске. Как вы понимаете, оплата дороги туда-обратно, подготовка к экзаменам, вознаграждение за труд преподавателей, оформление документов – все это будет входить в обязанности работодателей. Кто из них при таких вводных продолжит иметь дело с иностранной рабочей силой, я не представляю.  В конце декабря «Тихрыбком» отправляет корейцев домой. Кто займет их рабочие места, не ясно.

– Может быть, вынужденные переселенцы из Украины?

– Мы бы с радостью, но, что удивительно, в очереди на трудоустройство к нам они не стоят. Готовы приехать крымчане, но у них пока проблема: не могут получить паспорт моряка российского образца. Бюрократия непобедима… Очень надеюсь, что кадровый вопрос в ближайшее время все же будет решен. В остальном, повторюсь, к предстоящим промыслам мы готовы. Суда ремонтируются, квоты выделены, а выловленных в этом сезоне сельди, минтая, палтуса, терпуга, камбалы, лосося, морской капусты, запасенных в наших холодильниках, области хватит с лихвой до следующей путины.

Автор статьи: Саша Осенева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *